Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Машко Надежда Федоровна

Образовательный проект духовно-нравственной направленности«Мой мир» Составитель: Машко Н.Ф., педагог-организатор МКУ ДО «СЮТ» Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям. То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью. Приоритетный характер духовно-нравственного аспекта развития личности обусловлен резким социальным расслоением общества, обострением национальных конфликтов, культивированием ценностей «общества потребителей». Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Актуальность данной проблемы определяется запросом государства (Закон 273-РФ «Об образовании в РФ»). Современная образовательная система «призвана обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни». Решение данной проблемы мы видим в организации инновационной проектной деятельности по формированию духовно-нравственного воспитания обучающихся. Актуальность проекта определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. Новизна проекта опирается на понимание приоритетности работы по формированию духовно-нравственной культуры, основана на комплексной организации деятельности МКОУ ДОД «СЮТ» и участников образовательного процесса по духовно–нравственному развитию и воспитанию обучающихся.Данный проект педагогически целесообразен, так как при его реализации расширяется спектр форм взаимодействия участников образовательного процесса в области духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Мы полагаем, что выстраивание эффективной, чётко спланированной воспитательной работы, специально организованной социокультурной среды в области духовно-нравственного становления личности обучающихся значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию  обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. Методологическим основанием проекта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая определила Национальный воспитательный идеал: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания, стоящие перед нашим обществом. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Проект «Мой мир» направлен на усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации:
  • формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;
  • формирование основ нравственного самосознания личности воспитанника;
  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении цели;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками;
  • формирование осознанного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;
  • формирования толерантности и основ культуры межэтнического общения
  • .   Духовно – нравственное воспитание включает следующие направления:- формирование потребности в здоровом образе жизни;- формирование духовности  обучающихся через отношение к литературе, средствам массовой информации;- эстетическое развитие детей;- сотрудничество семьи и УДО;- обращение к духовно – нравственным традициям  и ценностям своего народа.Проект «Мой мир» рассчитан на 2015 – 2018гг. Цель: - Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной личности, способной к творческому самовыражению, с активной жизненной позицией. Задачи проекта:
  • Приобщить детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;
  • Повысить уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание;
  • Активизировать позитивные, гармоничные отношения ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде;
  • Формировать гражданское самосознание, любовь к Родине.
  • Основные принципы проекта: Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия  дошкольника.Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и учреждении дополнительного образования на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).Ожидаемые конечные результаты: -Осуществление воспитательного процесса в соответствии духовно-нравственными традициями отечественного образования и воспитания, значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно- нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. -Применение педагогического проекта  в практической деятельности позволит обеспечить воспитание у ребёнка гуманного отношения к  окружающему миру,  формировать  социально-коммуникативные умения и навыки, этические  представления, социально-общественные качества, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей, создавать благоприятные условия для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты. Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:
  • Мониторинг сформированности ценностных ориентаций обучающихся (ежегодный анализ результатов).
  • Творческие отчеты педагога дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию (издание материалов).
  • Эффективность участия СЮТ в социальных и гражданских акциях, традиционных национальных праздниках, творческих конкурсах, фестивалях, чтениях, соревнованиях разного уровня.
  • План мероприятийЛитература:1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 2000. Педагогика школы/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1998;2. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006. 3. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6.4. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей. - М.: Просвещение, 2003.