Публикации Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Юшкина Светлана Валентиновна

Добрый день, уважаемые коллеги!Слайд №1 Тема обобщенного мною педагогического опыта:«Развитие познавательного интересачерез поисково-исследовательскуюдеятельность у детей дошкольного возраста»Слайд №2 В.Сухомлинский сказал когда –то: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать».Слайд № 3 Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Слайд № 4 Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.Слайд № 5Детская поисковая деятельность – это познание окружающего мира, через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.Слайд № 6Одним из методов поисковой деятельности является детское экспериментирование – которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира.Слайд № 7В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.Слайд № 8С учетом понимания важности проблемы формирования познавательной активности детей, сформировала цель своей работы:«Развитие познавательного интереса через поисково - исследовательскую деятельность дошкольников».Слайд № 9Исходя из цели, определила следующие задачи:
  • Создавать необходимые условия для развития интереса к исследованиям и открытиям
  • Расширять представления детей о свойствах окружающего мира; знакомить с различными свойствами предметов.
  • Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей, их творческую активность через поисково-исследовательскую деятельность на занятиях и в повседневной жизни
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
  • Повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
  • Слайд № 10 Разработанная мной система работы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста включала в себя следующие педагогические условия:Создание предметно-развивающей среды в группе для исследовательской деятельности:Слайд № 11 Создан центр науки «Любознайки», в который входят:Слайд № 12 Мини-лаборатория «В гостях у Нолика и Симки», в которая оборудована в соответствии с возрастом детей и их интересами: это дидактический материал, приборы помощники, природный и бросовый материалы.Слайд № 13Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где мультипликационный персонаж «Фиксиков» - Нолик знакомит детей с правилами поведения в лаборатории, с ее оборудованием и материалами.Слайд № 14Нолик является постоянным руководителем наших опытов и экспериментов. Введение этого персонажа превращает опыты и занятия в увлекательную игру, пробуждает интерес к экспериментированию.Слайд № 15В уголке «Хочу все знать» собрана литература для детей познавательного характера. Хозяйка уголка Симка, с которой дети часто отправляются в страну знаний и чудес.Слайд№ 16Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба. Поэтому эксперименты я могу разделить на: -случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;Слайд№ 17-плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);Слайд№ 18-19-эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенкаСлайд № 20 Опыты, проводимые на занятиях, напоминают детям «фокусы», они необычны, а главное – дети всё проделывают сами и испытывают от своих больших и маленьких «открытий» чувство радости. Слайд № 21В работе применяем алгоритмы проведения экспериментов.Слайд № 22Используем схемы, карточки, результаты опытов фиксируем в дневниках наблюдений. Слайд № 23 Для того, чтобы работа с дошкольниками была более эффективной, необходимо повысить педагогическую грамотность родителей, для этого я провожу анкетирование, консультации, рекомендации. Привлекаю родителей к пополнению материалов для экспериментирования.Слайд № 24 Взаимодействие с родителями, увеличило интерес к исследовательской деятельности детей, они оценили важность экспериментальной деятельности, стали союзниками, помощниками. Родители  делятся своими впечатлениями, обмениваются опытом и активно участвуют в жизни группы и детского сада.Слайд № 25 Таким образом, я пришла к выводу, поисково-исследовательская деятельность развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.