Публикации «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Максимова Татьяна Давыдовна

Муниципальная инновационная площадка поЭкологопедагогическому проекту «Аьын, таптаа кэрэни»Автор проекта: Максимова Т.Д., воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида№13 «Кустук»
  • Наименование и место нахождения организации-соискателя
  • Наименование учреждения: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №13 «Кустук».Место нахождения: Республика Саха (Якутия) Кобяйский улус, собяй, ул.Калинина д.5. 8(41163)26394.
  • Цель проекта
  • Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у воспитанников. Задачи проекта
  • Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
  • Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
  • Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  • Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
  • Обоснование значимости проекта для развития системы образования
  • Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: - образовательная деятельность, - опытно-экспериментальная деятельность, - игры, развлечения, - наблюдения и экскурсии, - работа с родителями, - природоохранные акции. Анализ ситуации Анализ внутренней среды
  • Программа реализации проекта. Теоретические положения проекта
  • В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.5. План реализации проекта по этапам 1 этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.) 2 этап – деятельностный (сентябрь 2016 – май 2017 г.г.) 3 этап – оценочный (май 2017 г.г.)
  • Календарный план реализации инновационного проекта
  • Конечная продукция (результаты)
  • Обоснование возможности реализации проекта
  • Концепция предлагаемого проекта опирается на ряд масштабных отечественных программ, направленных на развитие российской системы образования. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.          К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.          Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).         В настоящее время существуют программы двух типов: комплексные и специализированные (парциональные). Комплексные направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и  требованиям современного общества. К ним относятся программы : «Радуга» (научный руководитель канд. педаук Т.Н.Доронова); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И.Герцена, под редакцией Т.И.Бабаевой и др); «Развитие» (коллектив детского центра Л.А.Венгера); «Истоки» (под руководством док.пед.наук Л.А.Парамоновой); «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (под редакциейМ.А.Васильевой) и др. Реализуется педагогическая технология «Детский сад — дом радости», созданная на основе типовой программы (научнуковод. канд.пед.наук Н.М.Крылова). Программа « Сообщество» (авторы К.А.Хансен, Р.К.Кауфман, К.Б.Уолш, созданная на основе американской программы непрерывного образования от рождения -  до 10 лет «Step by step» - «Шаг за шагом»). В них находят отражение проблемы экологического образования детей дошкольного возраста.          Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
  • Предложения по распространению
  • Разработанные в рамках проекта инновации, позитивный педагогический опыт может быть полезным для всех участников, а также может распространяться за пределами муниципалитета. Итоговые продукты проекта могут быть использованы муниципальными методическими службами при организации стажировок педагогов.Опыт педагогов, представленный в итоговых продуктах, может быть использован педагогическими работниками муниципалитета при внедрении экологического воспитания в образовательный процесс.
  • Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта
  • Проект направлен на достижение экологических целей образовательного процесса, которые зафиксированы в ФГОС.Реализация проекта предполагает освоение участниками МИП экологических знаний . Вторым механизмом устойчивости результатов проекта является формирование в сети образовательных учреждений, участников МИП, коллектива единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую развивающую образовательную среду. Третьим механизмом устойчивости результатов проекта является осуществление координирующей и направляющей функции методической службы на уровне района.