Публикации
«Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Максимова Татьяна Давыдовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация «Лучший педагогический проект»
Автор: Максимова Татьяна Давыдовна
Муниципальная инновационная площадка поЭкологопедагогическому проекту «Аьын, таптаа кэрэни»Автор проекта: Максимова Т.Д., воспитатель МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида№13 «Кустук»Наименование и место нахождения организации-соискателя Наименование учреждения: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №13 «Кустук».Место нахождения: Республика Саха (Якутия) Кобяйский улус, с.Кобяй, ул.Калинина д.5. 8(41163)26394.Цель проекта Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у воспитанников. Задачи проектаСоздать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле; Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы. Обоснование значимости проекта для развития системы образования Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному». Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта: - образовательная деятельность, - опытно-экспериментальная деятельность, - игры, развлечения, - наблюдения и экскурсии, - работа с родителями, - природоохранные акции. Анализ ситуации Анализ внутренней средыПрограмма реализации проекта. Теоретические положения проекта В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.5. План реализации проекта по этапам 1 этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.) 2 этап – деятельностный (сентябрь 2016 – май 2017 г.г.) 3 этап – оценочный (май 2017 г.г.) Календарный план реализации инновационного проекта Конечная продукция (результаты)Обоснование возможности реализации проекта Концепция предлагаемого проекта опирается на ряд масштабных отечественных программ, направленных на развитие российской системы образования. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). В настоящее время существуют программы двух типов: комплексные и специализированные (парциональные). Комплексные направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся программы : «Радуга» (научный руководитель канд. пед.наук Т.Н.Доронова); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И.Герцена, под редакцией Т.И.Бабаевой и др); «Развитие» (коллектив детского центра Л.А.Венгера); «Истоки» (под руководством док.пед.наук Л.А.Парамоновой); «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (под редакциейМ.А.Васильевой) и др. Реализуется педагогическая технология «Детский сад — дом радости», созданная на основе типовой программы (научн.руковод. канд.пед.наук Н.М.Крылова). Программа « Сообщество» (авторы К.А.Хансен, Р.К.Кауфман, К.Б.Уолш, созданная на основе американской программы непрерывного образования от рождения - до 10 лет «Step by step» - «Шаг за шагом»). В них находят отражение проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.Предложения по распространению Разработанные в рамках проекта инновации, позитивный педагогический опыт может быть полезным для всех участников, а также может распространяться за пределами муниципалитета. Итоговые продукты проекта могут быть использованы муниципальными методическими службами при организации стажировок педагогов.Опыт педагогов, представленный в итоговых продуктах, может быть использован педагогическими работниками муниципалитета при внедрении экологического воспитания в образовательный процесс.Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта Проект направлен на достижение экологических целей образовательного процесса, которые зафиксированы в ФГОС.Реализация проекта предполагает освоение участниками МИП экологических знаний . Вторым механизмом устойчивости результатов проекта является формирование в сети образовательных учреждений, участников МИП, коллектива единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую развивающую образовательную среду. Третьим механизмом устойчивости результатов проекта является осуществление координирующей и направляющей функции методической службы на уровне района.