Публикации Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Некрасова Светлана Ивановна

С.И. Некрасова, Руководитель ОСП 1, МАДОУ детский сад № 39, г. Ревда «Познаем мир профессий» (формы и методы профессиональной ориентации дошкольников на ранних этапах образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях). Инновационный проект, направленный на перспективу самоопределения и выбора бедующей профессии. В дошкольных образовательных учреждениях формирование представлений о мире труда и профессий чаще всего осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Основными направлениями ранней профессиональной ориентации являются: - профессиональное воспитание; - профессиональное информирование. Оба эти процесса нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба эти процесса реализуются в условиях дошкольной образовательной организации. На практике ранняя профессиональная ориентация в дошкольной образовательной организации заключаются в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребёнка с учётом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей. Для реализации профориентационной работы планируется использование таких форм как: совместная деятельность взрослых и детей; самостоятельная деятельность детей в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания: Словесный: беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы. Наглядный: наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий (экскурсии), рассматривание картин и иллюстраций; просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, организация выставок, личный пример взрослых; Практический: зксперементирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда, моделирование и обыгрывание игровых ситуаций, экскурсии, конкурсы, физминутки. Игровой: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации. В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом. Работа по формированию у детей представлений о труде взрослых проводится в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй. Приложение 1 Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профессиональной ориентации детей. Проводимая профориентационная работа с опорой на вышеуказанные формы и методы позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. Приложение 1 Список литература: 1. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. М., 2013 2. Н. Н. Бурмистова. Путешествие в мир профессий// Воспитатель ДОУ. 2013. № 9 3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст) Москва 2002 4. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет, М., 2010 5. Профессии. Демонстрационный материал. М., 2013 6. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012№ 3 7. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М., 2014 8. 8. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.ТЦ Сфера 2014 9. www.viki.rdf.ru система наглядной агитации экскурсии, встречи, мероприятия проектная деятельность система дополнительного образования психолого- педагогическое сопровождение ребенок