Публикации Урок по изобразительному искусству

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок по изобразительному искусству
Автор: Матвеева Татьяна Анатольевна

Тема: « Изображение и реальность» Птицы родного края.Цели и задачи: познакомить с понятиями «реальность», «анималистика»; формировать умение изображать на плоскости; развивать воображение; воспитывать бережное отношение к птицам.Оборудование: для учителя – детские работы, презентация к уроку.Для учащихся – бумага формата А3, гуашь, кисти, палитра. Ход урока
  • Организационный момент
  • Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
  • Беседа по теме урока
  • (В классе организованна выставка лучших работ первой четверти)- Вот и состоялось наше первое знакомство с художественными материалами. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась.- В чём вы видите сходство некоторых работ? (Они плоскостные или объёмные) Да, мы с вами строили, лепили, рисовали, а где-то использовали украшения. Послушайте стихотворение-загадку. Мы рисуем, украшаем, строим. Нам ничего это не стоит: Взмахнуть волшебной кистью, Украсить ткань, игрушку, мебель, Построить уникальные дома И радовать людей Своим присутствием всегда. Живём мы вместе, дружно. Волшебниками все считают нас. И мы придём, когда кому – то нужно, И сделаем прекрасным мир наш в тот же час.- Вы догадались, о ком идёт речь? (О Мастерах Изображения, Украшения и Постройки.) (слайд№1) В 1 классе братья – мастера помогали нам осваивать и понимать изобразительное искусство. Друзья вместе с нами. Тема нашего урока сегодня: «Изображение и реальность». - Какой мастер будет нам помогать? (Мастер Изображения).Сегодня с нами Мастер Изображения.Ребята, я весёлый мастер!Всегда в руках держу фломастерСо мной волшебный карандаш,Изобразить могу всех вас,Леса, поля и горы,Небесные просторы,Летящую листву,Далёкую звезду,Весь мир, в котором мы живём –Реальностью зовём.- Что такое реальность?(Весь мир, в котором мы живём)Мастер Изображения это художник, который передаёт в своих произведениях то, что видит вокруг, и то, что ему интересно,- людей, природу, животных. Причём, всматриваясь в природу, он стремится отобразить её как можно ближе к действительности, реально. Поэтому мы можем такого художника назвать реалистом. Посмотрите, как художники изображают животных. (?) Художники Е.Чарушин, В. Ватагин очень много времени и сил посвятили именно этой теме – «Звери и птицы». Такие художники называются анималистами. Животные на их рисунках как настоящие.Какие изображения они создают? (Реальные) Вы сегодня тоже побываете в роли художников-анималистов.Отгадайте загадку. Вёрст не считала, По дорогам не езжала, А за морем бывала. (Птица)- Мы сегодня будем изображать птиц родного края. Вспомните этих птиц.(Воробьи, ласточки, кукушки, синицы, ястребы, вороны, сороки и др.)(Слайд №)Ястреб! Ястреб! Кыш, злодей!Эй, кричите посильней!Ну – кА, выпусти цыплёнка,Злой разбойник, из когтей! В.Берестов. Ястреб – большая хищная птица. У него короткие лапы с длинными острыми когтями, короткие крылья и сильный крючковатый клюв. - Какую птицу считают символом мудрости? (Сову)Мудрейшая птица на свете – Сова. Всё слышит ,Но очень скупа на слова.Чем больше услышит ,Тем меньше болтает.Ах, этого многим из нас Не хватает! Б. Заходер- Какую птицу называют птицей мира? (Голубя)Однажды бог войны Марс собирался на очередную битву. Он надел доспехи и потянулся за шлемом. Но увидел, что в шлеме свила гнездо голубка и уже высиживает птенцов. Прекрасная жена Марса, богиня любви и красоты Венера, уговорила мужа не трогать гнёздышко. И … война не состоялась. Должно быть с тех пор и считают голубя птицей мира. А в 20 веке , сразу после разгрома фашизма, знаменитый художник Пабло Пикассо нарисовал голубя, который стал считаться символом мира. Оказывается, голуби ещё и воевали за мир. И погибали в этой войне. Об этом рассказывают памятники голубям – воинам, созданные в разных странах. … Это было 4 июня 1916г. Бельгийский форт де Во был окружён немецкими войсками. Замкнув форт в кольцо, они открыли огонь и пустили отравляющие газы. Неподалёку находился город Верден, который мог оказать помощь гарнизону форта, но телефонная связь с ним была прервана. Тогда начальник гарнизона полковник Рейнал отправил туда донесение с голубем. Голубь поднялся в воздух, попал в клубы ядовитого газа и … вернулся. Но только для того, чтобы проститься. Он сделал несколько кругов над друзьями-людьми, а потом решительно взмахнул крыльями и рванулся через смертельное облако. Он доставил донесение в Верден. И упал мёртвым. Эта история была рассказана на открытии памятника голубям – воинам в Брюсселе. Он сделан в виде фигуры прекрасной женщины, которая держит на протянутой руке голубя, раскрывшего крылья, чтобы совершить свой последний полёт. - Как человек может помочь птицам? (Строить кормушки, скворечники, не разорять гнёзда). - Где живут птицы? ( Строят гнёзда на деревьях, в кустах, в траве и т, д.) Внешний вид птицы зависит от среды её обитания. При огромном разнообразии птиц голова, глаза и туловище у всех примерно одинаковой формы, меняются только размеры и оси наклона частей тела, а также форма крыльев, хвоста, ног, клюва и шеи, и удивительно разнообразной может быть окраска пернатых. - У какой птички белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо – голубые? (У синички)3. Физминутка Скачет шустрая синица,Ей на месте не сидится,Прыг – скок, прыг – скок,Завертелась, как волчок.Вот присела на минутку,Почесала клювом грудкуИ с дорожки – на плетень,Тиритири,Тень –тень – тень!4 Творческая практическая деятельность учащихся - С чего надо начинать рисунок, чтобы он был не мал и не велик по отношению к листу бумаги? ( Обозначить место изображения на листе) Обратите внимание на то , что в очертании тела любой птицы лежат простейшие геометрические фигуры, которыми можно обобщить сложную форму. Следите за соотношением размера шеи, головы и туловища. туловища или ближе к хвосту, определите их положение – вертикальное или наклонное. Найдите правильное месторасположение лап: посередине туловища или ближе к хвосту, определите их положение – вертикальное или наклонное.Не стоит забывать об окружающей среде, чтобы рисунок смотрелся как законченная картина, а нарисованная птица не грустила посреди белого и пустого листа бумаги. Делаем рисунок карандашом, затем раскрашиваем.5. Итог урока. Выставка и анализ работ. Какие чудесные птицы получились, совсем как живые, настоящие! - Чья птица вам больше нравится? Почему?Обобщение темы урока. - Что такое реальность? - Как называются художники, рисующие животных?Уборка рабочего места.