Публикации
«ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Кузьминых Елена Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Кузьминых Елена Юрьевна
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ) НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ2017г. «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь». В.А.Сухомлинский 1.Введение Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно -смысловых оснований личностного морального выбора.2.Универсальные учебные действия2.1 Виды УУД В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.• нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.а) общеучебные универсальные действия:• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;• структурирование знаний;• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственнографическая или знаково-символическая);• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.б) логические универсальные действия: • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;• подведение под понятие, выведение следствий;• установление причинно следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;• доказательство;• выдвижение гипотез и их обоснование.в) постановка и решение проблемы:• формулирование проблемы;• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.2.2 Функции УУДФункции универсальных учебных действий: • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.2.3 Возможности технологий деятельностного типа для формирования УУД в школе УМК «Школа 2100» Формированию УУД способствуют технологии деятельностного типа, представленные в используемых в школе УМК «Школа 2100». В данном УМК представлены технологии: Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. В методическом аппарате учебников предусмотрено знакомство учащихся с этой технологией (общая для всех учебников вступительная статья «Как мы будем учиться»). Этапы технологии обозначены в учебниках плашками оранжевого цвета («Определяем проблему урока», «Решаем проблему, открываем новые знания», «Сравниваем свой вывод с авторским» и т.п.).Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позволяет сберечь их психическое здоровье.Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.Технология оценивания реализована в УМК в «Дневниках школьника», в тетрадях по диагностике метапредметных результатов.Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста. Реализация этой технологии обеспечена методическим аппаратом учебников и тетрадей по литературному чтению и другим предметам. Используемые в школе технологии деятельностного типа предусматривают работу в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это связано с её важностью в качестве основы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий и прежде всего - умения донести свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого. 2.4 Типовые задачи формирования УУД Классификация типовых задач2.5 Приоритеты предметного содержания в формировании УУД.Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий. Более подробно хотелось бы остановиться на Технологии формирования типа правильной читательской деятельности (Технология продуктивного чтения).Многие дети не любят читать. Почему? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее знать и быть в курсе. Для этого есть телевизор, компьютер, интернет. Белинский писал: «Книги есть жизнь нашего времени, в них нуждаются и старые, и малые». Это высказывание, к сожалению, потеряло свою актуальность. Проблема чтения становится государственной. На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Светловской приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. 3. Цель и задачи технологии продуктивного чтенияЦель технологии : формирование читательской компетенции школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги , умеющий их самостоятельно выбирать.Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей; 4. Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями. 4. Отличие традиционного урока от продуктивного чтенияЦель: учим самостоятельно понимать текст.Средство: приемы освоения текста до чтения, во время чтения или после чтения.Традиционный урок:До чтения: учитель готовит к восприятию текста. Например: «Сейчас узнаем о писателе и прочитаем…»Во время чтения: текст читает учитель или хорошо читающие дети, остальные слушают.После чтения: ученики отвечают на вопросы учителя, работа с текстом сводится к бесконечной беседе и вызывает скуку на уроке и не любовь к чтению.Продуктивное чтение:До чтения: ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем текст по его названию, иллюстрации, портрету писателя. Возникает мотивация к чтению.Во время чтения: читаем и ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация.После чтения: беседуем и уточняем позицию автора.Продуктивное чтение осваивается обучающимися уже на первых уроках обучения грамоте. По сути, Букварь – это уже мини-учебник литературного чтения. Технология направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (личностные – красным, регулятивные – оранжевым, познавательные – синим, коммуникативные – зелёным). Задания на предметный результат обозначены точкой серого цвета. Диалог с автором имеет условное обозначение – ребёнок с книгой. Приведу примеры заданий, направленных на достижение результатов каждого из действий. 5.Формирование УУД на уроке литературного чтенияПознавательные УУД:1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД:1)формируем умение слушать и понимать других;2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;4)формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД:1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД:1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательнойдеятельности;3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 6.Анализ литературного произведения (как обязательный этап работы с текстом)Структура урокаI Этап– Работа с текстом до чтения1) Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);Самостоятельное по названию, имени автора, ключевым словам, иллюстрации, с опорой на читательный опыт, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.2) Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.II Этап – Работа с текстом во время чтения1) Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение (дома или в классе), чтение – слушание, комбинированное чтение в соответствии с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, смежных видов искусств – на выбор учителя).2) Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Постановка вопросов к тексту и к автору. Необходимый комментарий текста (словаря, подтекста). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.3) Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов.III Этап – Работа с текстом после чтения1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.2) Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.3) Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.4) Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы.Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны бать однообразны по своей структуре и организации. Готовые конспекты уроков литературного чтения по данной технологии представлены в приложении.7. ЗаключениеУроки литературного чтения с учетом формирования УУД требуют от учителя не только знания технологии продуктивного чтения, но и большой любви самого учителя к литературе и чтению. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания.8. Список литературы 1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 20102. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,19953. Н.И. Белова «Электронное пособие - технология мастерских»4. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгляд психолога и взгляд учителя», 2002, №85. Е.В. Иваньщина «Электронное пособие ТРКМ»6.Т.Б. Казачкова , Г.Н.Харина Учебно-методическое пособие из серии «Твои шаги к успеху». Санкт-Петербург 2011г.7. Т.Б. Казачкова «…И нам любое дело по плечу» Санкт-Петербург 2010г.8. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9) 9. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010 Приложение №1 3-й классУРОК 13Тема: Как слава пришла к А. Гайдару(Рассказ Б. Емельянова «Игра»)Введение в тему урока.Чтение текста на с. 68 учебника.I. Работа с текстом до чтения.– Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста?– Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?– Можно ли предположить, кто будет главным героем? (Писатель А. Гайдар – ведь так называется книга, из которой взят рассказ.)– Мы будем читать рассказ-быль (то есть о том, что было на самом деле). Можно ли по иллюстрации догадаться, о какой игре пойдет речь?II. Работа с текстом во время чтения.1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).По ходу чтения 1-й части ведем диалог с автором.Борис ЕмельяновИГРА(из книги «Рассказы о Гайдаре»)1Слава приходит к человеку по-разному. (Что это значит – «приходит слава»? … То есть известным, знаменитым человек может стать по-разному.) Много книг написал Аркадий Гайдар, но и сам он не знал – хорошей или плохой получилась книга о Тимуре. Когда повесть стала печататься в «Пионерской правде», Гайдар уехал из Москвы. (Как вы думаете почему?) Он устал. (Вот ответ на наш вопрос.) Ему хотелось отдыхать: лежать, гулять, ни о чём не думать. В Клину, дома, он обошёл комнаты, взял со стола чернильницу, ручки, перья и вышел во двор. Чернила он вылил под забор, ручки и перья закопал во дворе и повесил на воротах объявление: «Здесь живут охотники и рыбаки, а писатели здесь не живут» Гайдар не искал славы. (То есть он не стремился стать известным, знаменитым.) Он у себя в огороде собирал огурцы к обеду, когда слава сама постучалась к нему в ворота. ( Интересно, как это? Какая она – слава?) – Входите! – крикнул Гайдар, и в калитку протиснулась маленькая сморщенная старушка. – Входи, бабушка, – повторил Гайдар. – Тебе кого надо?– Тебя и надо, – сказала старушка и стала спокойно и внимательно разглядывать Гайдара. Она обошла его с левой стороны, оглядела орден и потрогала рукав гимнастёрки. (Почему старушка так себя ведет?)– Ты и есть, – сказала старушка. – Как тебя объяснили добрые люди, такой и есть. (Это ответ на наш вопрос: старушка хотела удостовериться, что перед ней именно писатель Гайдар.) Ну, стало быть, спасибо тебе! – И старушка, поклонившись в пояс, подала Гайдару узелок и корчажку.– Это что же такое? – спросил Гайдар растерянно.– Яички, – сказала старушка. – Свеженькие. А это творог, в корчажке. Ты бери, не бойся, я бабка своя, красноармейская. (Как это понять – своя, красноармейская? Очевидно, кто-то из ее семьи служит в Красной Армии.)– Какая? – спросил Гайдар.– Красноармейская, – повторила старушка. – У меня два внука в Красной Армии служат верой и правдой. Я и пенсию за них получаю.(Вот и ответ: у старушки два внука служат в Красной Армии.)А тебе приношение делаю за добро, за указку. (Что значит – «за указку»? Подберем однокоренные слова: указ, указание, сказать ,приказ и т.д. Похоже, старушка благодарит Гайдара за то, что он что-то кому-то сказал (указал). Догадались, за что?)– Ничего не понимаю! – сказал Гайдар. – За какую указку?– Понимать нечего, – заволновалась старушка. – Какой народ пошёл непонятливый! Четвёртый день у меня во дворе идёт баталия. (Что это значит? Баталия (устар.) – сражение, бой. Что же происходит у старушки во дворе четвертый день? Кто догадался?) Дрова наколоты, вода натаскана. Ты не смотри, что я старая, я до всего дозналась. Как ты книжки писал, как мальчишкам читал и какое им от тебя приказание вышло. Я их сегодня с утра стерегла и дозналась! – гордо добавила старушка. (А вот и ответ на наш вопрос.) – А то они ведь тоже меня подстерегали. Я за козой – они во двор...– Стало быть, у тебя, бабка, и коза есть? – спросил Гайдар.– Есть коза, – сказала старушка. – Уж такая шустрая попалась коза! За ней, за козушкой, нагоняешься. Вчера отвязалась – еле поймали.Гайдар охнул и сел на завалинку у дома.– Бабка! – сказал он плачущим голосом. – Ведь это же всё в моей книжке написано. (Вы поняли, что произошло? Гайдар придумал эту историю, рассказал о ней в повести «Тимур и его команда», а оказалось, что все существуют на самом деле: и «красноармейская» старушка, и ее шустрая коза и т.д. …)Бабка, милая, откуда же ты взялась? Ведь я тебя, бабка, выдумал. Ведь тебя, бабка, на свете никогда не было...– Ты уж ври, ври, да не завирайся! – грозно сказала обиженная старушка. – Это как же так понимать? Я, милый человек, на свете долго жила. У меня дети были, когда ты под стол пешком бегал.Гайдар вскочил с завалинки и обнял старушку за плечи.– Не сердись, бабушка! – сказал он. – Ты-то сама мою книжку читала?– Я, сынок, неграмотная, – грустно сказала старушка. – Мне люди рассказывали.– А мальчишки эти где? Откуда они? – допытывался Гайдар. – Какие они?– Обыкновенные мальчишки, здешние, – сказала старушка. – Найдёновы братья, Тихонов внук, девчонка с ними Наташка. От тебя как выйдешь, найдёновский сад будет наискосок, дворами-то здесь близко.Вопросы после чтения 1 - й части:– Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?– Вы уже можете ответить на вопрос: как слава пришла к Гайдару?(Можно открыть на доске тему урока.)Читаем дальше.Часть 2-ю читаем вслух по цепочке, учитель делает необходимые комментарии: уточняем, что ребята читают вслух книгу Гайдара «Тимур и его команда» – сцену, когда Женя впервые попадает на чердак и знакомится с тимуровцами. На с. 72 после слов «… и вдруг остановился, пораженный» уместен вопрос:– Как вы думаете, что увидел Гайдар?В конце 2-го абзаца (с. 72) «… и все сразу понял» – Что же понял писатель? («Игра становилась жизнью») Что это значит? Как вы поняли?Часть 3-я – чтение вслух.После чтения 1-го абзаца:– Как вы думаете, что сейчас произойдет?Читаем 2-й абзац, обращаем внимание, что он написан практически теми же словами, как в книге «Тимур и его команда».2. Выявление первичного восприятия.– Что вас удивило в этом рассказе?– Что показалось самым интересным?3. Повторное выборочное чтение, составление цитатного плана рассказа.Задание: найти и прочитать в каждой части рассказа эпизоды, которые совпадают с текстом книги «Тимур и его команда».По ходу чтения составляем цитатный план (тетрадь, задание 1, с. 8).Возможный вариант:1) «А тебе приношение делаю за добро, за указку».2) «Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью».3) «Мы тимуровцы. Мы делаем свое дело». 4. Обобщающая беседа.а) Перечитайте 2-е предложение рассказа. Так плохой или хорошей получилась книга о Тимуре?б) Почему свой рассказ Б. Емельянов назвал «Игра»? Ответ содержится в тексте. («Игра начиналась всерьез, игра становилась жизнью». Писатель придумал для ребят игру «в хороших людей», которая на самом деле была настоящим делом – нужным, полезным…)в) «Слава приходит к человеку по-разному». Как же она пришла к писателю А. Гайдару? (В виде благодарности от людей, которым помогали тимуровцы.)г) Как вы думаете, а сейчас в нашей жизни возможно тимуровское движение?д) Почему рассказ «Игра» включен именно в этот раздел учебника?III. Работа с текстом после чтения.1. – Какой эпизод рассказа проиллюстрировал художник? (С. 69.)А при чем здесь коза?2. – Каким человеком вам представляется автор рассказа?3. О Борисе Емельянове.Есть точная и умная русская пословица: «Скажи мне, кто твой друг, – и я скажу, кто ты!».Автор этой книги Б. Емельянов был одним из лучших друзей Аркадия Гайдара, а Гайдар мог поверять свои творческие замыслы, делиться своими думами и шагать рука об руку только с человеком добрым, благородным, мужественным. Таков и есть Борис Александрович Емельянов. Вот как писал о нем С. Михалков: «... Емельянов подарил и вам, дорогие ребята, и всем нам чудесные рассказы, проникнутые глубочайшим уважением к литературному и гражданскому, к творческому и фронтовому подвигу Гайдара».4. Задание № 3 в тетради (с. 8).Называем и записываем признаки рассказа как жанра (описано 3 эпизода из жизни героев; небольшой объем – 4 страницы; несколько героев: Гайдар, старушка, два брата Найденовы, Тихонов внук и Наташка.)Домашнее задание.Подробный пересказ текста по плану (тетрадь, задание 2, с. 8). 1 классУРОК 42Тема: Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка»)Повторение.Пересказы детей с использованием иллюстраций. Проверка плана в тетради.Упражнения в чтении. Задания I.1, 2, 3 в тетради, с. 53.Работа с текстом рассказа М. Пришвина.I. До чтения.Сегодня мы прочитаем еще один «летний рассказ». Его автор – Михаил Пришвин.– Прочитайте заглавие. Понятно ли вам оно?– Можно ли на иллюстрации найти эту трубочку? (С. 194.)– Что вы еще видите на иллюстрации?II. Во время чтения.1. Первичное чтение (самостоятельно про себя).Читая этот рассказ, дети пытаются самостоятельно провести «диалог с автором». В этом им помогут условные обозначения, введенные в текст учебника: В – вопрос к автору, О – ответь сам, П – проверь себя.2. Выявление первичного восприятия.– Что вас удивило?– Что было самым интересным?3. Повторное чтение вслух.Учитель вместе с детьми ведет диалог с автором.Михаил ПришвинБЕРЕСТЯНАЯ ТРУБОЧКА1Я нашёл удивительную берестяную трубочку. (Интересно, почему же она удивительная?) Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку.Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, чтои внимания не обращаешь.Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.В О (Интересно, а что там может быть? Дети высказывают предположения.)2И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. П (Проверьте себя: вот, оказывается, что было в трубочке – орех!) П Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал? В О (Автор сам задает вопрос. Попробуем найти ответ. Что вы можете предположить? (Ответыдетей.)«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».3Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки. П (Проверим себя: орех воткнула в трубочку птица ореховка. Вот, оказывается, откуда он там взялся!)Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытиеВ (Интересно, какое?): под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой. П (Проверим наши предположения: оказывается, кроме ореха,в трубочке был еще паучишка!)4. Обобщающая беседа.– Почему же М. Пришвин назвал эту трубочку удивительной?– Сколько открытий сделал писатель? А вы?– Точно ли художник проиллюстрировал рассказ? (Он там увидел: птица-ореховка, белка и паучишка вместе с героем (мальчиком) рассматривают берестяную трубочку.)– А вы представляете героя ребенком или взрослым? (Мнения детей могут быть разными.)III. После чтения.1. Выполним задание в тетради: соединим загадочные заголовки с частями рассказа (задание II.4 на с. 53).1) Удивительная трубочка.2) Как же орех туда попал?3) Еще одно открытие.– Какая из этих частей кажется вам наиболее загадочной? Почему?2. Устные рассказы детей.– А вам приходилось делать в лесу маленькие открытия? Расскажите о них.Дома нарисуйте лесных жителей, о которых говорится в этом рассказе (творческое задание).