Публикации Социальная адаптация детей дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социальная адаптация детей дошкольного возраста
Автор: Жукова Ксения Евгеньевна

Использование элементов сказкотерапии при адаптации детей раннего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.Жукова Ксения ЕвгеньевнаМузыкальный руководительМБДОУ ЦРР – детский сад № 13 «Теремок»г.о. Подольск, мкр. КлимовскПервые три года жизни являются важными для малыша и влияют на всю его последующую жизнь. Если взрослый, будь то мама или воспитатель, оказывает поддержку, то ребенку будет легче развиваться. А развитие ребенка напрямую зависит от условий, в которых он находится.Обычно большинство детей приходит в дошкольное учреждение в 2-3 года. К этому времени у малышей уже появляется интерес к общению со сверстниками, практически сформированы навыки опрятности и самостоятельности. Но, несмотря на это практически всем детям тяжело оставаться на долгое время в обществе чужих людей.Резкая смена привычных ему условий, обстановки может сопровождаться переживаниями, замкнутостью, снижением игровой активности и нередко возрастает частота заболевание на этом фоне.Признаками нарушения процесса социальной адаптации чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность. Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицательных черт характера, тревожности и частой заболеваемости.Использование детьми защитных механизмов от неблагоприятного воздействия окружающей среды может способствовать фиксации на них. Они типичны, естественны для детства, но не являются адекватными в последующие возрастные периоды.Задача взрослого не ограждать ребенка от неблагоприятных условий, а научить правильно ориентироваться в тех или иных условиях и с учетом требований той социальной группы, в которой он находиться.Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограниченны, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.В дошкольном возрасте чувства играют большую роль, помогая познавать окружающий мир. У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком. Это позволяет ему усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло. В наше прагматичное время особое значение в воспитании и развитии чувств ребенка приобрела сказка. Ребенок может испытать сильные эмоции, сопереживая сказочным героям или идентифицируя себя с ними.Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один и з самых молодых методов в современной научной практике (Гнездилов А.В., 2000). Сказкотерапия – естественный способ социализации детей. Через сказку происходит передача культурного и художественного – образного наследия человечества.Главная цель сказкотерапии – максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации. Психологи (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Вачков И.В., Кудзилов Д.Б., Сакович Н.А. и др.), применяющие сказки и метафоры в своей работе , отмечают, что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе ее благотворное влияние на подсознательном уровне.С самого рождения игра в жизни малыша приобретает большое значение. Основной мотив деятельности дошкольника – познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Игра необходима для полноценного физического и психического развития. Через игру ребенок осваивает формы, величину, цвет предметов, их расположение в пространстве, учится различать звуки, познает первые слова. С помощью игры развивается его воображение, фантазия, расширяется круг общения, формируется активная жизненная позиция. В игре происходит социализация дошкольника. Игра – оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б. Эльконин: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных, до самых сложных». Игра способствует созданию близких отношений между участниками игры, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с помощью предметов. Основная роль в успешном проведении игры принадлежит музыке. Музыка чудесным способом воздействует на каждого ребенка, способствует формированию положительных эмоций, снятию напряжения. Она является важной составляющей частью в воспитании подрастающего поколения. В.А. Сухомлинский считал музыку средством нравственного и умственного воспитания человека: «Воспитание музыкальное – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Музыка реализует ряд целей:
  • Позволяет преодолеть психологическую преграду ребенка – успокоить или активизировать, настроить, заинтересовать;
  • Способствует установлению межличностных отношений;
  • Помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребенка;
  • Обучить навыкам общения в группе;
  • Приобщить ребенка к музыкальной культуре.
  • Детство – это тот фундамент, опираясь на который будет складываться будущее ребенка. Он может быть хрупким, а может быть и твердым, устойчивым. И в этом огромная ответственность лежит на семье. Но, приходя в детский сад, малыш значительное время проводит в окружении других взрослых людей, работающих в этом учреждении. И эти люди – педагоги, воспитатели должны всячески способствовать полноценному развитию ребенка. Они в значительной степени формируют человека, формируют будущее, закладывают прочность нашей страны.Музыкальные занятия включают в себя игры свободные и тематические, метафорические этюды – релаксацию, ритуал входа в сказку и выхода из нее, ритмику, телесные, речевые упражнения, первые вокализации. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, что позволяет сделать их более динамичными, насыщенными и менее утомительными. Сказки первой недели месяца повторяются на второй, а третьей на четвертой. Второй месяц занятий повторяет первый. Это связано с тем, что дети любят многократно повторять одни и те же действия, слушать одни и те же сказки. Новое, неизвестное пугает малышей, а спланированное, продуманное путешествие по сказке помогает справиться ребенку со своими переживаниями.Структура занятийПроцесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Сказка является наиболее доступным средством для развития психической деятельности ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и не повторим по своим возможностям. Сказки для детей раннего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку запомнить сюжет и развить память. Во время столь углублённого знакомства со сказкой у детей развивается мышление, воображение, речь, активизируется словарный запас; воспитывается умение подражать, согласовывать свои действия с другими действиями своих сверстников, сопереживать героям. Игра, музыка, чтение сказок имеют исключительное значение в жизни ребенка. Взрослый может их использовать для сохранения психического и физического здоровья дошкольника, помогает ему выстраивать адекватные отношения с окружающими. «Лечебный» эффект достигается с помощью получения приятных эмоций и впечатлений от игры в сказке. Он начинает гибче мыслить, проявляет творческое воображение.Занятия позволяют:
  • Снять физическое и эмоциональное напряжение
  • Создать атмосферу доверия и взаимопонимания
  • Повысить у ребенка уровень самооценки, уверенность в собственных силах благодаря освоению им новых навыков.
  • Объективными показателями окончания адаптационного периода являются:- глубокий сон;- хороший аппетит;- бодрое эмоциональное состояние;- полное восстановление имеющихся навыков;- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.Главная цель – максимально способствовать личностному развитию детей и их социальной адаптации.