Публикации Профессиональные компетенции педагогических работников дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессиональные компетенции педагогических работников дошкольного образования
Автор: Мироненко Елена Александровна

Аналитическая справка оценки педагогической компетенции воспитателей МАДОУ «Детский сад «Ласточка» Аналитическая справка составлена на основании показателей мониторинга профессиональной компетенции педагогов МАДОУ «Детский сад «Ласточка», проведенного с 1 по 20 февраля 2017 года.Ответственный за проведения мониторинга: Скиба О.А. – заведующий МАДОУ «Детский сад «Ласточка».Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма. Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольного учреждения, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОУ.На сегодняшний день в МАДОУ работает 6 педагогических работников (1 – заведующий, 4 воспитателя, 1 музыкальный работник), все имеют высшее педагогическое образование, 1 педагог имеет высшую квалификационную категорию, 4 - первую квалификационную категорию. Образовательный процесс в детском саду в 2016 -2017 учебном году осуществлялся в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с требованиями Общеобразовательной программы Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ласточка» Акбулакского района Оренбургской области.Педагоги МАДОУ применяют современные педагогические технологии (здоровьесберегающие технологии, проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии, экологические технологии (экспериментирование)). Они широко представлены во всех направлениях деятельности ДОУ. Принципиально важной стороной в образовательной технологии является позиция ребенка, и отношения взрослого с ребенком. В соответствии с требованиями ФГОС ДО в образовательный процесс ДОУ включены блоки: - совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; - свободная самостоятельная деятельность детей; - взаимодействие с семьями воспитанников. Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. 1. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. 2. Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.3. Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи. 4. Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Основными задачами при организации труда являются воспитание у детей потребности трудиться, участвовать в совместной трудовой деятельности, стремления быть полезным окружающим людям, радоваться результатам коллективного труда; формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Данный вид деятельности включает такие направления работы с детьми как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Все оборудование и атрибуты для реализации этих направлений присутствуют. 5. Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития. Основная задача данного вида деятельности – формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Во всех группах детского сада оборудованы уголки для проведения детского экспериментирования.6. Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию. 7. Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество, игра на музыкальных инструментах. 8. Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами. Организационной основой реализации Программы является Календарь тематических недель (событий, проектов, игровых обучающих ситуаций и т.п.) Для реализации программных целей и задач педагогами МАДОУ соблюдают условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста:
  • Воспитателями МАДОУ осуществляется обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • Педагоги проводят поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
  • Педагогический коллектив опирается на установленные правила взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников;
  • Каждый педагог создает условия для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей;
  • Воспитатели выстраивают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
  • Реализация образовательной программы в МАДОУ осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду через образовательную деятельность разных видов. В качестве видов образовательной деятельности может выступать: 1) совместная деятельность взрослого и детей в течение дня; 2) самостоятельная деятельность детей как деятельность, организуемая педагогом посредством создания развивающей предметно-пространственной среды, инициирующей детскую активность. Совместная деятельность взрослого и детей дифференцируется на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность в ходе режимных моментов. Для оценки эффективности реализации Образовательной программы МАДОУ «Детский сад «Ласточка» была проведена диагностика педагогической компетентности педагогов МАДОУ . На основание полученных данных составлена следующая таблица №1 Оценочный балл 0- 10, 0-3 – низкий уровень, 4-6 – средний уровень, 7-10 - высокийВывод: Педагогами МАДОУ «Детский сад «Ласточка» ведется планомерная и систематическая работа по повышению педагогической компетенции. Воспитатели имеют достаточно знаний и умений для организации проведения занятий и образовательной деятельности в режимных моментах, способны заинтересовать каждого ребенка и вовлечь в разнообразные виды деятельности. Общий уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ значительно повысился.