Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Бекетова Ирина Михайловна

Индивидуальная программа развития(составляется по материалам речевой карты)Ф.И. ребенка__________________________Логопед. заключение: ОНР III ур. Стертая форма дизартрии.МДОУ №____на 201_ — 201_ учебный год.Логопед:___________________________________________Основные направления коррекционной работы:Краткая характеристика уровня речевого развитияНаправления работыЗадачи коррекционной работы по периодамНарушение звукопроизноше­ния; дифференциации звуковарушено произношение свистящих, шипящих, звуков: Л-Ль, Р-Рь.Гипотония мышц артикуляци­онного аппарата.Формировать на­вык четкой арти­куляции звуков.1периодЛогопедический (тонизирующий массаж).Автоматизация шипящих изолированно, в слогах; дифференциация шипящих: Ш – Ж- Ч; подготовительные упражнения для постановки свистящих;2 периодРабота над четким произношением шипящих звуков; постановка свистящих; изолированная автоматизация;3 периодАвтоматизация свистящих в слогах, словах; постановка Л; подготовительные упражнения к постановке Р.Понимание речиебенок понимает обращенную речь.Развитие пони­мания речи.1 – 2 – 3 периодЗакреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду;Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы;Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения, умение выбрать из двух слов наиболее под­ходящее к данной ситуации (Девочка сломала или разбила стекло?; мама приклеивает или заклеивает конверт?) Определять правильность смысла предложенных предложений.Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления;Состояние фонематического восприятия, звукового анали­за и синтеза, слоговой структурырудности в повторении сочета­ния гласных звуков, при их чет­кой артикуляции; цепоч­ки сло­гов.Не выделяет заданную произносительную едини­цу, среди других.Навыки элементарного звукового анализа отсутствуют.Дифференциация звуков затруднена.Отмечаются нарушения слоговой структуры слова.Формировать фо­нематический слух, фонемати­ческое восприя­тие.1 периодЗакреплять умение различать неречевые звуки и их направление: по­стукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип две­ри, звуки бубна, металлофона и т п.Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений.Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой струк­туре (аналогично) осел-козел; ослик — козлик; газон — вагон и т п.Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов.Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением.Развитие интонационной выразительности.Формирование слоговой структуры слова: типы 1, 2, 3, 4.2 периодДифференциация глаголов, сходных по звучанию (лого­пед задает вопросы к сюжетным картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут и т п.Тренировать умение дифференцировать правильное и неправильное произношение слов с опорой на наглядность.Формировать умение находить в ряду слова отличающиеся от остальных по звуковому составу.Развивать языковое чутье и чувство рифмы.Формирование слоговой структуры слова: типы 5, 6, 7,8, 9,10.3 периодСовершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности.Развивать звуко-слоговые представления ребенка.Формирование слоговой структуры слова: типы 11, 12, 13.Состояние мелкой моторики; ведущая рукаравая рука ведущая.Развитие мелкой моторики рук и совершенствова­ние графических навыков.1-2-3 периодыОсвоение различных движений пальцев рук. Сопрово­ждать пальчиковые упражнения стихотворными текстами.Уровень зрительного восприя­тия (по данным тифлопедагог­а).Работа по преду­преждению дис­графии.1-2-3 периодыабота с графическими заданиями по рекомендациям тифлопедагога. Развитие пространственной ориентировки: в частях собственного тела, трехмерное пространство. Закрепление в речи названия цвета, формы, величины.Состояние словарного запасаловарный запас ограничен по­ниманием обиходно-бытовой тематики.Уточнение и расширение сло­варного запаса; усвоение перво­начальных навы­ков словообразо­вания (домик — лобик).1 периодОпора на тематические циклы: «Игрушки»; «Фрукты»; «Овощи»; «Фрукты – овощи»; «Семья»; «Времена года Осень»; «Грибы»; «Домашние птицы»; « Дикие птицы»; «Дикие животные»; «Домашние животные»; «Одежда»; «Обувь»; «Времена года. Зима».2 периодОпора на тематические циклы: «Город, транспорт»; «Ме­бель»; «Посуда»; «Человек, части тела»; «Продукты»; «Цветы, мамин праздник»; «Весна»; «Водоемы, рыбы»; «Дом и его части».Формировать умение произносить имена друзей, кукол (двусложные слова с ударением на первом слоге Катя, Толя, Нина и т п); односложные слова, типа кот, нос, мяч и т п.3 периодОпора на тематические циклы: «Профессии»; «Инстру­менты»; «Зоопарк»; «Деревья, кустарники»; «Цветы, тра­вы»; «Ягоды»; «Насекомые»; «Лето».Формировать умение произносить двусложные слова с ударением на первом слоге: санки, шуба, муха, ухо, каша и т п. Трехсложные слова с ударением на втором слоге (со­бака, панама, ворона. Машина, лопата), на последнем (го­лова, пароход, молоко, самолет, телефон). Различение на слух и самостоятельное употребление в речи хорошо зна­комых слов с уменьшительным значением (домик, лобик, ручка, ножка).Состояние грамматического строя речи. Грамматический строй сформирован на нижней границе нормы. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагат. и сущ. в косвенных падежах.Формирование грамматических категорий.1 – 2 – 3 периодУчить дифференцировать действия, выраженные гла­голами ед. и мн. числа (плывет-плывут); действия, выра­женные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел — Валя пела, Валя мыл — Валя мыла) и т п.Падежные формы (где малыш надевает шубу, где малышу надевают шубу); притяжательные местоимения (дай маме карандаш; дай мамин карандаш);Глаголы, обозначающие голосовые реакции животных;Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова.Активизация использования простых форм предлогов ( в, на, под, за, над).Продолжать работу по обучению изменению слов по па­дежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предло­гов, подведение к употреб­лению падежных форм. Обуче­ние разным способам словообразо­вания(названия живот­ных, посуды: заяц — зайчата; сахар — сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подво­дить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не по­вторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу (игры-драматизации). Развивать умение строить разные типы предло­жений, используя картинки.Состояние связной речиостояние связной речи.Рассказ-описание:Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; Рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие смысловые замены. Рассказ производится после минимальной помощи.Сюжетная серия:Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление. Картинки разложены со стимулирующейпомощью, рассказ составлен самостоятельно.Пересказ:Смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены.Пересказ после минимальной помощи или после повторного прочтения.Формирование связной речи