Публикации
«Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Лосев Алексей Борисович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Автор: Лосев Алексей Борисович
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум»Доклад на тему:«Применение электронных образовательных ресурсов на занятиях производственного обучения профессии «Автомеханик» Подготовил:мастер производственного обучения Лосев Алексей БорисовичВведениеИнновационное обществоо ставит перед средним профессиональным образованием задачу подготовки рабочего и специалиста знающего, мыслящего, владеющего современными информационными технологиями, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется на занятиях производственного обучения через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всем направлениям. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей ускоряет процесс обучения и его эффективность. Задача современного профессионального образования — подготовка специалиста нового типа с преобразующим интеллектом, способного решать профессиональные задачи в условиях быстро меняющихся технологий. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности и способности эффективно использовать информацию. С развитием информационных технологий всё больше педагогов обращают внимание на персональный компьютер как средство обучения. Поставив перед собой цель - повысить эффективность образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий производственного обучения я использую новые информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР) на занятиях производственного обучения и междисциплинарных курсов (далее МДК) по профессии «Автомеханик». Занятия производственного обучения с использованием ЭОР – это один из важных результатов инновационной работы в техникуме. Главное найти ту грань, которая позволит сделать занятие производственного обучения по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать занятие производственного обучения современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности мастера производственного обучения, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.Сегодня трудно представить работу мастера производственного обучения без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ проводить занятия, внеурочные мероприятия. Ранее информацию по любой теме студент мог получить по разным источникам: учебник, справочная литература, лекция педагога. Сейчас обучающиеся больше времени проводят в поиске нужной информации в глобальной сети, в сетевых сообществах. Необходимо отметить, что использование ЭОР в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между студентам и мастером производственного обучения, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭОР не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для мастера производственного обучения — найти соответствующее место ЭОР в образовательном процессе. Любой из типов занятий может быть проведен с использованием ЭОР.На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текста графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом необходимо обеспечить возможность их сетевого распространения.Важно учитывать интерактивность и мультимедийную насыщенность электронных образовательных ресурсов, так как студент в своем распоряжении имеет комплект полиграфических учебников, а копия этих учебников в электронном варианте вряд ли вызовет у него интерес. Но с каждым годом все проблематичнее становится производство традиционных бумажных учебников и учебных пособий, содержательный материал которых, зачастую, перестает быть актуальным еще до их попадания в учебные заведения. Одним из возможных выходов из сложившейся ситуации может являться разработка электронных средств обучения практически по всем дисциплинам и их публикация в мировых телекоммуникационных сетях или на информационных носителях, предоставляющих возможность несложного оперативного тиражирования, динамического изменения и дополнения содержания в соответствии с текущими изменениями в жизни общества, науке, культуре и пр.Понятие и классификация электронных образовательных ресурсов (ЭОР)Что же такое электронные образовательные ресурсы?Электронные образовательные ресурсы это совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, а также учебная, методическая, справочная, организационная и другая информация, необходимая для эффективной организации образовательного процесса. Более простыми словами ЭОР - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.Общепринятой классификации электронных образовательных ресурсов не существует, что создает определенные проблемы при их каталогизации.Далее приведем различные варианты классификаций электронных образовательных ресурсов, имеющихся в российской и международной практике.Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.83-2001 следует различать: а) Электронный документ: Документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники.б) Электронное издание: Электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.Можно предложить следующую классификацию электронных образовательных ресурсов. Электронный образовательный ресурс, может иметь следующие виды: - электронные данные;- электронные программы или их сочетание в одном ресурсе. По знаковой природе информации: - Электронные данные делятся на: текстовые, числовые, звуковые, графические, шрифтовые и демонстрационные.- Электронные программы делятся на: системные, прикладные и сервисные; сочетание электронных данных и программ - на интерактивные мультимедиа и онлайновые службы.По целевому назначению: электронные образовательные ресурсы можно разделить на официальные, научные, учебные, учебно-методические, справочные. По технологии распространения: локальные, сетевые и комбинированного распространения. По характеру взаимодействия пользователя и электронного ресурса: детерминированные и недетерминированные (интерактивные). По периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся и обновляемые. По наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания; самостоятельное электронное издание. По структуре: однотомные, многотомные и электронная серия. По жанру следует различать: образовательные порталы; сайты учебных заведений, факультетов, кафедр, лабораторий, сайты НИИ; научно-популярные журналы; сайты научно-образовательных проектов; электронные пособия, учебники, хрестоматии; электронные курсы (образовательные объекты); архивы образовательных ресурсов; базы данных (полнотекстовые, библиографические, справочные, адресные и т.д.); лаборатории, виртуальные тренажеры; дистанционное управление экспериментальными комплексами; электронные библиотеки; электронное представление ресурсов обычных библиотек; персональные страницы преподавателей техникумов, организаторов образования; отдельные статьи или страницы; информационно-поисковые системы. Классификация образовательных ресурсов по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе: - программно-методические (учебные планы образовательных учреждений всех уровней, рабочие программы учебных дисциплин в соответствии с учебными планами);- учебно-методические (методические указания, методические пособия, методические рекомендации для изучения отдельного курса, руководства по выполнению проектных работ, тематические планы проведения отдельных занятий, изучения отдельных тем, сценарии организации образовательных мероприятий);- обучающие (сетевые учебники и учебные пособия, мультимедийные учебники, электронные текстовые учебники, электронные учебные пособия);- вспомогательные (сборники документов и материалов, хрестоматии, книги для чтения, энциклопедии, справочники, аннотированные указатели научной и учебной литературы, научные публикации педагогов, материалы конференций, сценарии развлекательных и воспитательных мероприятий);- контролирующие (тестирующие программы, банки контрольных вопросов и заданий по учебным дисциплинам, банки тем рефератов, проектных работ).- ресурсы, созданные детьми (оцифрованные фотографии детских рисунков и поделок, интернет-проекты и компьютерные программы, созданные школьниками);- информационные (общие информативные материалы об образовательных учреждениях всех уровней, информация об образовательных проектах, реализуемых в регионе).Очевидно, классификация по функциональному признаку, определяющему их значение и место в учебном процессе, является оптимальной с позиций структурирования целей и задач, а также определения структурных функциональных составляющих (подразделений) службы разработки и поддержки ресурсов учебного назначения.Требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсовПеречислим основные требования, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам: Педагогические требования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); Технические требования; Эргономические требования; Эстетические требования. Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;Интерактивность. Во время занятий студент должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу занятия, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для студента;Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью мастера производственного обучения (или родителя), так и самостоятельно;Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.Весь понятийный материал учебного курса, за исключением справочной информации должен быть представлен в мультимедийной форме и озвучен диктором. Иначе говоря, ЭОР представлять собой достаточно эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Впрочем, тестовое содержание лекций должно быть также доступно студенту.Методические требования предполагают необходимость: учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации. Технические требования к программным средствам учебного назначения (далее ПС УН). Для эффективного использования ПС УН в учебно-воспитательном процессе важно не только его содержание, но и технические параметры. Основные требования при этом таковы: - наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);- скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).- доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;- высокая степень интерактивности; - использование оптимального и современного инструментария для создания;- качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;- адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;- обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя. Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;- обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;- устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране. Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.Модели занятий на основе использования электронных образовательных ресурсов нового поколенияРациональное использование учебного времени приводит к необходимости перестройки учебного процесса в случае активного использования электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП).Занятие - введение новой информации теряет свою актуальность в той форме, в какой он проводится в традиционной модели. Структура ЭОР включает в себя электронные учебные модули (ЭУМ) модули трёх типов: информационные (И), практические (П) и контрольные (К). В различных дидактических моделях проведения занятий возможно использование всех типов ЭУМ.ЭУМ И-типа:- предоставление учебной информации;- иллюстрирование фактов, закономерностей, понятий;- организация самостоятельной работы.ЭУМ П-типа:- закрепление знаний и применение их в практической деятельности.ЭУМ К-типа:- повторение и закрепление пройденного материала;- текущий, тематический и итоговый контроль.В новой модели обучения целесообразно реализовывать различные типы занятий. Рассмотрим некоторые из них.1. Занятие – введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли мастера производственного обучения. 2. Занятие – введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности студентов.3. Занятие – обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность студентов по подготовке занятия.4. Занятие – виртуальная практическая работа на основе использования ЭОР НП.5. Занятия – практикумы с использованием ЭОР НП.Из опыта работы с электронными образовательными ресурсами на занятиях производственного облучения по профессии «Автомеханик»Можно выделить наиболее распространенные типы электронных образовательных ресурсов, используемых в обучении. Работа с готовыми продуктами. Это использование различных CD-дисков и DVD-дисков по профессии «Автомеханик» на занятиях производственного обучения, занятиях спецтехнологии, МДК. Но недостаток таких продуктов в том, что материал, как правило, в них лекционный, направленный больше на подготовку к экзаменам, к зачётам. В своей работе на занятиях я использую CD-диски и DVD-диски «Автодело», «Устройство автомобилей», «Первоначальные навыки вождения», а так же те которые нахожу в сети Интернет.Презентации. Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой мастер производственного обучения, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления студенческих проектов.В своей работе я использую следующие виды презентаций:а) Обучающие презентации.Создание обучающих презентаций, используемых при изучении нового материала: на таких занятиях излагается основной теоретический материал, демонстрация деталей автомобилей, предлагаются варианты ремонта. Происходит изучение нового материала с использованием компьютерной графики и анимации. Сложные примеры ремонта, сбора и разбора узлов и деталей автомобилей, прибегая к помощи современных компьютерных технологий. Плюсы: 1. Во-первых значительно экономит время на занятие, так как сокращаются его затраты на работу руками. 2. Формирует правильное представление студентов о поэтапной работы с узлами и агрегатами . 3. сборка и разборка, готовый агрегат, анимация развивают образное мышление. Работая с подсказками, слушая мастера производственного обучения, студент может не просто выучить, расположение того или узла или агрегата, а правильно может расположить его в устройстве авто, это важно для дальнейшего изучения профессии «Автомеханик». В своей работе я использую обучающие презентации по всем темам производственного обучения и МДК, составленные мною и моими студентами. б) Презентации-алгоритмы. Пожалуй, это самый интересный способ как изучения, закрепления, систематизации материала, так и один из вариантов самостоятельной работы студентов. Сама слайдовая структура презентаций позволяет пошагово изучать материал, когда изложение идет от простого к сложному, т. е по дедуктивному методу. Переход от одного слайда к другому целесообразно осуществлять с помощью наводящих вопросов, которые в данном случае выполняют функцию первоначального контроля и систематизации знаний. Таким образом, изучение может вестись методом «проб и ошибок». Что в первую очередь развивает самостоятельность студентов, способствует формированию логического мышления. Роль мастера производственного обучения в данном случае сведена к мотивации, отборе материала, направлении рассмотрения того или иного вопроса. В своей работе я использую презентации – алгоритмов при составлении итоговых тест процессов к занятиям производственного обучения, где пошагово объясняю студентам задание тест процесса и критерии их оценок.Изучение нового материала с использованием видеофрагментов и опорных схем смоделированных на компьютере. В выпускных курсах при устройстве студентов на преддипломную производственную практику мы сталкиваемся с проблемой работы архива поэтому, эффективнее использовать видеоматериалы этих опытов, приобретенных в процессе моей работыИспользование информационных технологий при проведении практических работ. При разработке МДК по профессии «Автомеханик» - 75% учебного времени отводится на практические работы. Все практические работы составлены согласно требованиям ФГОС. Использование ЭОР экономит бумагу, время, так как используемый мною материал демонстрируется с помощью мультимедийного проектора.Использование видеофрагментов, фильмов. Видеофрагмент позволяет решить сразу несколько задач: Как должен выгладить Автомеханик на рабочем месте? Как он должен быть одет? Как он ведет переговоры с клиентом. Организует ремонт автомобиля? Организация рабочего места современное организационной техникой. Работа в той или иной новой программе. В поисках нужной информации я пользуюсь видеофильмами которые нахожу в сети Интернет.Контроль знаний и умений студентов. При закреплении материала на занятиях МДК и производственного обучения можно использовать огромное количество всевозможных тестов. Особенно интересны студентам электронные тесты, в них много заданий на соответствие, на логику. Интерактивный характер (ответы после каждого вопроса) позволяет студенту сделать самоанализ, определить свои типичные ошибки. Мною составлены электронные тесты по темам «Устройство автомобиля», «ТО и ремонт» и др.Опросники и тесты могут легко создать мастера производственного обучения с помощью специальных программ — конструкторов тестов.Домашняя работа обучающихся. Модули, интернет сайты студенты могут просмотреть дома, подготовиться к практической работе, к зачёту. Появление этих ресурсов в Интернете, считаю настоящим кладом в информатизации образовательного процесса. Интернет-ресурсы. Интернет стал неотъемлемой частью современной действительности, он может оказать помощь в подготовке студентов по профессии «Автомеханик», так как применение ЭОР создает уникальную возможность подготовить студента по профессии. Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, которые позволяют обогатить занятия разнообразными идеями и упражнениями.При выполнении заданий аудиторной работы студенты осуществляют поиск необходимой языковой информации в сети Интернет, что способствует активизации самостоятельной деятельности обучаемых. Глобальная сеть Интернет позволяет создать условия для получения любой необходимой участникам образовательного процесса информации. В своей профессиональной деятельности Интернет ресурсы мы используем:для включения материалов сети в содержание занятия, то есть интегрирование в программу обучения;для самостоятельного поиска информации студентам в рамках работы над проектом;для самостоятельного изучения тем МДК, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках.для обмена учебной информацией.С целью обеспечения более широкого доступа студентов к компьютерам, все компьютеры в кабинете «Документационного обеспечения управления» подключенным к сети Интернет.Электронные энциклопедии. Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:- обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; - имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; - могут включать в себя аудио- и видеофрагменты. Дидактические материалы. Сборники нормативных документов в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для отработки слепого десятипальцевого метода.11. Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.12. Обучающие программы.Они в основном относятся к интерактивным программам. К ним относятся программы для овладения начальными навыками вождения. Выполняя разнообразные задания во время работы, студенты развивают двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы занятий и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на занятие:Программа должна быть понятна с первого знакомства как мастеру производственного обучения, так и студентам. Управление программой должно быть максимально простым. Мастер производственного обучения должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к занятию заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.). Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:- ваши технические возможности; - используемые вами организационные формы работы; - этапы занятия, на которых используются компьютерные технологии; - целостность курса. Описав необходимую программу по этим критериям, можно составить запрос для поиска в Интернете. Описав, таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в медиатеке техникума.Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, мастеру производственного обучения, только начинающему использовать персональный компьютер на занятиях, можно рекомендовать начать с сопровождения занятия презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.13. Электронные версии публикаций СМИ. Имеются электронные версии статей из различных журналов, коллекция ссылок на электронную литературу и внушительная коллекция картинок — изображения картинок, рисунков и др.14. Авторские сайты работников образования.На сайтах представлены методические материалы и многое другое, что будет полезно при подготовке занятий производственного обучения.15. Электронные библиотеки. Хорошим подспорьем для внеклассной работы по профессии, и не только, могут быть тексты в электронных библиотек. Большой список электронных библиотек различного направления приведен на сайте Союза образовательных сайтов сервера Allbest.Ru — www.allbest.ru/. Может их скачать и использовать на занятиях, занятиях в виде распечаток.ЗаключениеМногие думают, что готовиться к занятиям с использованием ЭОР легче. Тот, кто добросовестно подходит к подготовке к занятию, кому не безразлично, с какими знаниями и каким настроение студенты покинут занятие, тот скажет, что на подготовку к занятию с использованием ЭОР затрачивается больше времени, чем к обычному занятию. Использование компьютерных технологий и ЭОР в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности мастера, это способствует значительному повышению качества образования.Анализируя опыт использования ЭОР на занятиях, можно с уверенностью сказать, что использование ЭОР позволяет:- обеспечить положительную мотивацию обучения;- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);- повысить объем выполняемой на занятие работы в 1,5 – 2 раза;- усовершенствовать контроль знаний;- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия;- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.Что касается результативности, то те студент, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Студенты проявляют устойчивый интерес к освоению выбранной профессией, участвуют в олимпиадах профмастерства и показывают хорошие результаты.Использование ЭОР для мастера это: - положительная мотивация на занятиях производственного обучения, с применением компьютерных технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников;- обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ.- повышение уровня использования наглядности на занятие производственного обучения,- повышение производительности занятия.Таким образом, каждый мастер производственного обучения, используя компьютерные технологии в преподавании, открывает для себя новые интересные возможности в профессиональной деятельности, благодаря чему для мастера производственного обучения - работа, а для его учеников - обучение станут радостнее и увлекательнее.Каким должен быть ЕГО занятие – решать каждому мастеру производственного обучения лично.Список литературы1. Борисова В.П. Модель формирования межкультурной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения. // Высшее образование сегодня. 2010 - №3.2. Брагина Т.Ю. Методика проведения занятия производственного обучения с использованием ТСО. 3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников (на при мере общетехнических дисциплин). Астрахань: ЦНТЭП, 1999.4. Иванов В.Л. Структура электронного учебника. // Информатика и образование. 2001 - № 6. 5. Куксанов Т.И. Уроки производственного обучения, М.: 2006.6. Мухамадеев И.Г. Использование технических средств на занятиях производственного обучения, М.: 2009.- с.877. Седова Н.Е. Подготовка конкурентноспособного специалиста в процессе обучения иностранному языку на основе электронной версии учебника// Высшее образование сегодня. 2010 - №1.Интернет -источники Колеченко А. К Энциклопедия педагогических технологий СПб.: «Каро», 2009 Интернет-ресурсы: