Публикации «Мы - наследники Победы!»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Мы - наследники Победы!»
Автор: Кулиш Ирина Михайловна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17 муниципального образования город-курорт ГеленджикСоциально-значимый проект по патриотическому воспитанию «Помним! Гордимся! НаследуемАвтор проекта:Кулиш Ирина Михайловна,учитель начальных классовМАОУ СОШ №17Участники проекта:учащиеся 3 «Б» класса 2014-2015 учебный год Если не мы, то кто же Детям нашим поможет Россию любить и знать. Как важно – не опоздать!.. Пусть люди этот День не позабудут! Пусть Память свято сохранит те имена, Которые приблизили ПОБЕДУ – Своими жизнями, перечеркнув, "война"… О. КлимчукПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКААктуальность и социальная значимость проекта Проект разработан в соответствии с муниципальной целевой программой «Патриотическое воспитание детей и подростков в МАОУ СОШ № 17» на 2014-2015 гг., с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Социальный проект для младших школьников «Помним! Гордимся! Наследуем!» - одно из направлений внеурочной деятельности по воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств. Проект направлен на развитие духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Проектом реализуется комплекс мероприятий, рассчитанный на детей от 8-10 лет. Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. История страны зачастую воспринимается современным поколением абстрактно, поскольку уходят живые свидетели, творившие её. За послевоенное время родились и выросли несколько поколений россиян. Правду о тех временах можно узнать сейчас только из книг, фильмов и учебников. Возраст ветеранов, воевавших на фронте, превышает 90 лет. Их становится с каждым днём всё меньше. Существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины. Только общение с непосредственными участниками исторических событий, а также системно-деятельностный подход к изучению военной истории дают возможность современным детям и подросткам почувствовать свою сопричастность к истории своей семьи, страны, народа. Порой дети и подростки не подозревают, что в летописи их семьи отражены те подвиги, из которых складывалась большая Победа всей страны. Эмоционально воспринимая и сопереживая рассказам старших родственников о военной поре, ребята становятся активными участниками сбора, изучения и оформления материалов о военном прошлом. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. А.Н.Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».ГипотезаНовизна проекта состоит в тесном переплетении различных направлений гражданско-патриотического воспитания и объединении различных видов деятельности (познавательной, игровой, краеведческой, творческой, спортивно-оздоровительной и др.), направленных на усвоение патриотических, гражданских, нравственных понятий и правовых норм поведения, у детей младшего школьного возраста. Установление тесной связи поколений, оказание действенной практической помощи ветеранам.Сохранение исторической памяти как основы гражданско-патриотического воспитания подростков.Цель проекта Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма у детей младшего школьного возраста – создание условий для ознакомления с историей ВОВ, воспитания у подрастающего поколения духовности, патриотизма, уважительного отношения к своей родине, семье, ветеранам и участникам Великой Отечественной Войны, укрепление связи поколений. Формирование толерантного отношения к людям различных национальностей их вероисповеданиям, традициям, культуре.Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, свой поселок (его традиции, памятники военной истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.Задачи проекта1. Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.2. Развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;3.Воспитывать гордость и уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.4.Расширять знания о родном крае, селе;5.Воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);6.Развивать творческие способности детей, в рамках реализации проекта: умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, изготовление поделок.Содержательные линии проектаОбразовательная – содержит идеи характеризующие культурные, исторические, особенности нашей Родины.Ценностная – предполагает формирование личностного мировоззрения младшего поколения.Деятельная – способствует становлению патриотических взглядов.Творческая – предусматривает развитие творческих способностей обучающихся, исследовательских умений.В ходе реализации данного проекта работа велась по следующим пяти направлениям:
  • познавательная деятельность: изучение истории и культуры родного края;
  • игровая деятельность: организация воспитывающих, познавательных, ролевых игр, способствующих личностному росту учащихся;
  • творческая деятельность : общешкольные мероприятия (плановые линейки, праздники, смотры, конкурсы, выставки ).
  • спортивно-оздоровительная деятельность: проведение спортивных мероприятий, посвященных знаменательным датам.
  • краеведческая деятельность: работа школьного музея, изучение истории школы, родного края, истории страны;
  • Формы и методы реализации проекта:
  • забота о ветеранах, встреча с живыми героями войны и вооруженных конфликтов,
  • экскурсия в музейную комнату, исследование (изучение краеведческих материалов, личных семейных документов),
  • оформление газет, рисунков,
  • изготовление и вручение открыток ветеранам и детям войны, участие в конкурсе чтецов,
  • тематические классные часы,
  • уроки мужества,
  • трудовые дела: акции,
  • общешкольные мероприятия (плановые линейки, праздники, смотры, конкурсы, выставки).
  • Нормативные документы- ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации».- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Участники проектаобучающиеся 3 «Б» класса, классный руководитель, родители, учащиеся 1-2 классовСроки выполнения проекта С 23 января 2014 года по 25 мая 2015 годаОжидаемые результаты- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, к старшему поколению; - элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;- сбор и исследование материалов об участии в   Великой Отечественной войне близких родственников;- укрепление связи поколений путем проведения совместных мероприятий для детей и взрослых членов их семей;- развитие интереса и потребности в сохранении достоверности исторического прошлого своей семьи, страны, воинской славы России;- оказание поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам;- понимание и осознание подвига Советского народа в годы Великой Отечественной войны через непосредственное общение с членами своей семьи - участниками и свидетелями Великой Отечественной войны, общественно-полезную деятельность по сохранению памяти о погибших воинах и умерших ветеранах ВОВ;- ориентирование молодых людей на обязательность службы в армии, честь доверия государства;- массовость, коллективизм, связанный с общим делом, развитие толерантности и коммунакативности;- ориентирование на здоровое времяпровождение; стремление к победе;- воспитание гордости за свою страну, малую родину.Учитывая требования времени, патриотический проект «Помним! Гордимся! Наследуем!» направлен на формирование у школьников:
  • духовно – нравственных ценностей;
  • воспитание бережного отношения к историческому наследию своей Родины - России, а также своей малой Родины – с. Архипо-Осиповка;
  • уважительному отношению к людям, проживающим рядом, особенно престарелым людям.
  • Методы исследования: сбор данных, обработка информации.Принципы реализации проекта:
  • личностно - ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
  • деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
  • неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями;
  • непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;
  • насыщение современной жизни школьника массовыми, коммуникативными занятиями, ориентированными на здоровый образ жизни.
  • Проект направлен на формирование следующих ценностей:
  • любовь к России, к своему народу, к своей малой родине;
  • служение и долг перед Отечеством;
  • долг перед старшими поколениями и семьёй.
  • Программа разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических запросов семей и других субъектов образовательного процесса, с учётом возрастных особенностей школьников, их интересов и способностей.МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТАПо каждому мероприятию проекта все участники делают фотографии, которые помещают на сайт школы. Планируемые результаты реализации проекта В результате реализации проекта ожидается:- обогащение знаний воспитанников о героическом прошлом своей Родины о Великой Отечественной войне о подвиге людей старшего поколения;-вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;- развитие коммуникативных и творческих способностей,- формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;- приобретение опыта социально значимого действия: самоорганизации и организации совместных дел с другими учениками класса, других классов, школы; опыт ответственности за свои поступки;-нравственно- ценностное отношения к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, к старшему поколению; - элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;- сбор и исследование материалов об участии в Великой Отечественной войне близких родственников;- укрепление связи поколений путем проведения совместных мероприятий для детей и взрослых членов их семей;- развитие интереса и потребности в сохранении достоверности исторического прошлого своей семьи, страны, воинской славы России;- оказание поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам;- понимание и осознание подвига Советского народа в годы Великой Отечественной войны через непосредственное общение с членами своей семьи - участниками и свидетелями Великой Отечественной войны, общественно-полезную деятельность по сохранению памяти о погибших воинах и умерших ветеранах ВОВ.Оценка результатов проектаВ ходе проектной деятельности у детей сформировались определенные знания в области истории Великой Отечественной войны, сформировались основные понятия о защитниках родины, ветеранах, воинах освободителях. В ходе практических занятий воспитанниками создавались различные продукты деятельности (совместные, индивидуальные): рисунки, конструирования, что совершенствовало трудовые навыки, развивало творческие способности. Данный проект вызвал у детей желание активно участвовать в волонтерской деятельности, оказанию практической помощи ветеранам.Четыре года страшных испытаний...Потери, жертвы, искалеченные судьбы...Война... и тысячи людских страданий!..ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..   Список использованной литературы1.Агапова И.И., Давыдова М.Р. Патриотическое воспитание в школе, М.: Айрис-Пресс, 20022.Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006.3.Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004.4.Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры, Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 20065.Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005