Публикации
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Автор: Гасанова Эльмира Играмудиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Автор: Гасанова Эльмира Играмудиновна
Дошкольный возраст -формирование доброжелательных отношений. Формировать у детей положительные отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, взаимопомощь, именно в дошкольном возрасте закладываются эти основы этики, оформляются и закрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и окружающим.Главным методом социально-эмоционального воспитания детей является - усвоение моральных норм и правил поведения. Считается ,что на материале сказок, рассказов или драматизаций, взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребёнок будет стремиться к совершенствованию. Однако жизнь показывает: все не так просто. Да, некоторые дети отличают «хорошие»поступки от «плохих»,знают, что с товарищами надо делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако, в реальной жизни поступки далеки от этих правилСчитается, что в ситуации, когда дети рисуют картинки, разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества, общения. Тем не менее ,нередко совместные занятия кончаются ссорами. Дело в том, что ребёнок равнодушен и невнимателен к сверстнику, и он не станет согласовывать с ним свои действия. Причина-невнимательность- «закрывает» другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор, причина,которых :-Обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности.Основа гуманного отношения к людям- способность к сопереживанию, к сочувствию- проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому, у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные качества. Только в этом случае ребёнка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.Основной метод воспитания: подвести ребёнка к тому, чтобы он познал себя, научился сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием и настроением.Чувство общности и способность «увидеть» - другого тот фундамент , на котором строится нравственное отношение к партнёру: оно и порождает сочувствие, сопереживание и содействие.Исходя из этих правил, были разработаны игры и занятия для детей среднего и старшего возраста .Их содержание направлено на привлечение внимания к партнёру, его внешности , настроению, действиям, поступкам; главный метод—непосредственное взаимодействие.Первый этап: общение без слов.Основная цель, отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.Общее правило—общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. В каждую игру введён свой язык «условных сигналов» —физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов«Жизнь в лесу»«Добрые эльфы»«Муравьи»«Ожившие игрушки»Содержание игр, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряжённость, замкнутость, страх того, что кто-то кого-то может обидеть, не принять в игру.Доброжелательные отношения ослабляют защитные барьеры, направляют внимание друг на друга.Заканчивать игру нужно в тот момент, когда дети устали, отступают от правил. Тогда ,собрав всех в хоровод и сообщив, что игра окончена, взрослый предлагает попрощаться, скажем в виде какого-нибудь ритуала(например, протягивает детям руку или дети сами мягко дотрагиваются до плеча соседа).Ритуалом можно заканчивать каждое занятие.Как известно, дети очень любят разыгрывать игры, которые им знакомы, и нередко сами просят повторить их. В таких случаях любимым играм отводят первую половину занятия, а новым -вторую.Второй этап - сформировать способность видеть сверстника(его переживания, желания, проблемы)—основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе. Не секрет: многие дети сосредоточены на себе, на своём «я»,что сверстник для них фон их жизни. Интерес представляет их собственная персона. Нередко можно услышать фразу: «Он со мной не дружит» или «Он меня обижает».Отсюда и воспитательная задача- отвлечь внимание ребёнка от фиксированности на собственном «я»,от сосредоточенности на отношении к себе сверстников, обратить внимание на товарищей. Для этого надо выполнить игровые задания, для успешного выполнения требуется пристальное внимание к партнерам, их действиям, внешности. Все игры проводятся без слов, без игрушек: содержание, правила, ход направлены на развитие способности видеть другого, чувствовать общность с ним.-«Общий круг»-«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»-« Найди пару»-«Испорченный телефон»-«Тень»-«Кто сказал?»В ходе игр воспитатель по возможности избегает инструкций, нравоучений, замечаний: не делит детей на «хороших» и «плохих». Задача взрослого- поддерживать каждого, что все игроки не противники, не конкуренты, а равноправные партнеры, проявляющие внимание друг к другу.Именно способность видеть в партнере равную и независимую личность- важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками.