Публикации вие специалиста: как помочь в кризисной ситуации?»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: вие специалиста: как помочь в кризисной ситуации?»
Автор: Новикова Елена Анатольевна, Бугорская Инга Роальдовна

МКУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Гармония».Программа телевизионного лектория«Родительский университет» Авторы-разработчики: педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония» Новикова Е.А. педагог-психолог МКУ ЦППМСП «Гармония» Бугорская И.Р. г. Курск.2016 г.Актуальность проведения лектория связана с тем, что многие родители сталкиваются с проблемами в воспитании детей и нуждаются в помощи специалистов. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воздействия на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, четкое понимание того, что малыш должен знать и уметь в данном возрасте. Анализ семейных ситуаций помогает родителям взглянуть на многие проблемы со стороны, что заставляет лучше понять собственные стереотипы воспитания. Именно с этой целью был организован лекторий «Родительский университет».Проблема : низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей не позволяет эффективно использовать воспитательный потенциал семьи.Цели:1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.2. Способствовать установлению, развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с детьмиЗадачи:1. Расширение возможностей понимания проблем своего ребенка.2. Развитие рефлексии взаимоотношений с ребенком.3. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.Концептуальной основой является идея сотрудничества взаимодействия взрослого и ребенка.Программа опирается на следующие принципы:- конструктивный поиск решения проблем, возникающих в воспитании детей;- системность воспитательных воздействий на ребенка;- гуманности отношений и общения в семье.Данная программа создана на основе региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» и может быть использована для проведения родительских собраний в дошкольных учреждениях и школах города и области.В ходе реализации данной программы применены следующие технологии формирования ответственного родительства:- привлечение всех членов семьи к решению возникающих проблем;- сопровождение семейного воспитания на разных стадиях развития семьи и ребенка.Программа состоит из цикла лекций, которые структурированы по принципу возрастных особенностей детей и подростков.Программа рассчитана на 1 (предположительно) учебный год. Запись на телевидении проводится 2-3 раза в месяц.Ожидаемые результаты: после просмотра телепередач родители выработают новые навыки взаимодействия с ребенком, расширят возможности понимания проблем в семье, повысят свою психолого-педагогическую культуру.Предварительная работа:- анализ наиболее часто встречающихся проблем, с которыми обращаются родители к специалистам нашего Центра;- изучение литературы по данным вопросам.План проведения телевизионного родительского лектория на телеканале «Сейм».Тема 1. «Ранний детский возраст. Типы привязанности »Цель: Помочь родителям осознать, отчего зависит эффективная адаптация детей в социуме.Задачи: 1. Дать понятие о психологической привязанности.2. Познакомить родителей с видами привязанности.3. Познакомить родителей с последствиями различных видов привязанностей.Тема 2. «Как формируется картина мира у детей».Цель: Профилактика поведенческих расстройств у детей.Задачи: 1. Разъяснить родителям как формируется картина мира у детей раннего возраста.2. Рассказать родителям о важности формирования базового доверия к миру.3. Познакомить родителей с последствиями несформированности базового доверия к миру.Тема 3. «Дети и их творчество».Цель: Убедить родителей в важности развития творческих способностей детей.Задачи: 1. Познакомить родителей с видами детского творчества.2. Познакомить родителей с возрастными нормами и этапами развития детского творчества.Тема 4. « Роль матери в воспитании ребенка».Цель: Помочь молодой матери осознать свою роль в воспитании ребенка.Задачи: 1. Рассказать о важности эмоциональной связи между матерью и ребенком.2. Рассказать о положительных качествах матери, которые влияют на развитие ребенка, формирование надежной привязанности.Тема 5. « Психологическая поддержка молодой матери со стороны семьи».Цель: Профилактика послеродового стресса у матери.Задачи: 1. Познакомить родителей и родственников ребенка с видами психологической помощи в семье.2. Объяснить молодой маме, как и почему важно запрашивать психологическую поддержку.Тема 6. «Возрастные кризисы».Цель: Повысить психологическую грамотность родителей в вопросах возрастной психологии.Задачи: 1. Познакомить родителей с понятием возрастные кризисы2. Помочь родителям вспомнить с формы проявления кризисного поведения.3. Познакомить родителей с моделями эффективного поведения во время кризиса.Тема 7. «Младенческий кризис».Цель: Помочь родителям выработать психологически грамотную стратегию поведения во время младенческого кризиса.Задачи: 1. Познакомить родителей с психологическими особенностями кризиса у младенцев.2. Познакомить родителей со способами реагирования на кризисное поведение ребенка.Тема 8. «Кризис первого года жизни».Цель: Профилактика конфликтов в молодой семье.Задачи: 1. Познакомить родителей с психологическими особенностями кризиса у детей первого года жизни.2. Рассказать о различных способах реагирования на кризисное поведение ребенка.Тема 9. «Ранний детский возраст. Эмоциональный контакт с родителями».Цель: Повысить психологическую грамотность родителей в вопросах возрастной психологии.Задачи:1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей раннего детского возраста.2. Рассказать о важности и способах эмоционального контакта с ребенком.Тема 10. «Трудности и задачи раннего детского возраста».Цель: Помочь родителям осознать трудности раннего детского возраста и способы решения задач раннего детского возраста.Задачи: 1. Познакомить родителей с психологическими и поведенческими особенностями детей раннего возраста.2. Познакомить родителей с задачами особенностями раннего детского возраста.Тема 11. « Роль отца в воспитании детей»Цель: Помочь отцу осознать или уточнить свою роль в воспитании ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с тем как менялась роль отца в семье в ходе истории.2. Рассказать о роли отца в современной семье.Тема 12. «Функции отца в семье». Цель: Помочь отцу осознать или уточнить свои функции в воспитании детей.Задачи:1. Познакомить родителей с функциями мужчины в семье.2. Познакомить с функциями отца в воспитании детей.Теме 13. «Возможности песочной терапии в развитии ребенка».Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с возможностями песочной терапии.2. Рассказать, как можно использовать приемы песочной терапии в домашних условиях.Тема 14. « Развитие речи детей».Цель: Помочь родителям осознать важность развития речи у детей.Задачи:1. Рассказать родителям о целях и задачах развития речи у детей.2. Дать информацию о возрастных этапах формирования нормальной речи ребенка .3. Познакомить с различными видами упражнений и приемами по развитию речи у детей.Тема 15. «Развитие речи и мелкой моторики детей»Цель: Помочь родителям осознать важность развития мелкой моторики у детей.Задачи:1. Рассказать родителям о целях и задачах развития мелкой моторики у детей.2. Познакомить с различными видами упражнений по развитию мелкой моторики.Тема 16. «Влияние компьютерных игр на развитие ребенка».Цель: Убедить родителей в важности контроля досуга ребенка.Задачи:1. Познакомить родителей с видами компьютерных игр.2. Рассказать родителям о вреде и пользе компьютерных игр и о влиянии их на психику ребенка. Тема 17.«Безопасный Интернет и дети».Цель: Убедить родителей в важности контроля за досуговыми занятиями ребенка.Задачи:1. Поговорить о вреде бесконтрольного нахождения детей в виртуальном пространстве.2. Напомнить о том, как можно помочь ребенку пользоваться Интернетом.Тема 18. «Дети в Интернете, как не потеряться в сети»Цель: Дать определение компьютерной зависимости, познакомить с правилами безопасного поведения за компьютером.Задачи:1. Дать определение компьютерной зависимости.2. Познакомить родителей с правилами безопасного поведения за компьютером.Тема 17. «Подготовка детей к обучению в школе».Цель: Рассказать родителям о целях и задачах подготовки к обучению в школе.Задачи:1. Рассказать родителям о целях и задачах подготовки к обучению в школе.2. Дать понятие о видах подготовки детей к школьному обучению.3. Познакомить с конкретными видами занятий по подготовке детей к обучению в школе.Тема 18. «Адаптация детей к школьному обучению».Цель: Убедить родителей в необходимости помочь детям адаптироваться к школьному обучению.Задачи:1. Познакомить родителей с понятием адаптации.2. Дать рекомендации родителям, как помочь ребенку лучше адаптироваться к школе.Тема 19. «Как готовить ребенка к школе летом».Цел: Дать рекомендации по подготовке ребенка к школе.Задачи:1. Дать понятие о разновидностях готовности к школе.2. Рассказать о том, как подготовить ребенка к школе летом.Тема 20. «Кто такие дети с СДВГ».Цель: Дать понятие Синдром гиперактивности и дефицита внимания.Задачи:1. Дать определение СДВГ.2. Проинформировать родителей о видах помощи детям с СДВГ.Тема 21. «Как правильно помочь своему ребенку делать уроки».Цель: Научить родителей, как правильно помочь ребенку делать уроки.Задачи:1. Убедить родителей в необходимости помогать ребенку 1 класса в приготовлении уроков.2. Познакомить родителей с приемами помощи ребенку в приготовлении уроков.Тема 22. «Формирование мотивации к обучению».Цель: Помочь родителям в формировании у детей внутренней мотивации к обучению в школе.Задачи:1. Познакомить родителей с понятием и видами мотивации.2. Познакомить родителей с конкретными видами занятий с детьми, по формированию высокого уровня мотивации к обучению в школе.Тема 23. «Подростковый кризис».Цель: Помочь родителям в сохранении контакта и доверия с подростком.Задачи:1. Познакомить родителей с понятием подросткового кризиса и его особенностями . 2. Познакомить родителей с возрастными границами подросткового кризиса.3. Познакомить родителей с задачами и «приобретениями» подросткового возраста.Тема 24. «Что должен знать ответственный родитель подростка».Цель: Помочь родителям в сохранении контакта и доверия с подростком.Задачи:1. Познакомить родителей с психологическими особенностями детей подросткового возраста.2. Познакомить родителей с конструктивными моделями поведения с подростком.Тема 25. «Что должен делать ответственный родитель подростка».Цель: Сохранение доверия и контакта с ребенком подросткового возраста.Задачи:1. Продолжить знакомить родителей с конструктивными моделями поведения с детьми подросткового возраста.2. Дать рекомендации родителям о том, как правильно общаться с подростком.