Публикации Исследовательская работа из практики педагога дополнительного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская работа из практики педагога дополнительного образования
Автор: Курганская Надежда Ивановна

Инновационная методическая работа по применению коррекционно-развивающих занятийс гиперактивными детьми в условиях учреждений дополнительного образованияпри подготовке детей к школьному обучению.Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает большие трудности при усвоении учебного материала в обучении. С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке и т.п. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. Одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность детей. Именно в начальной школе чаще всего обнаруживаются нарушения внимания, которые вызывают большие трудности при усвоении учебного материала.Вот поэтому так необходимо использовать коррекционно-развивающие занятия по профилактике гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, для проведения профилактической работы с гиперактивным поведением. Цель исследования: Определить методы работы педагога с детьми предшкольного возраста с гиперактивными детьми. Использование коррекционно-развивающих занятий для повышение концентрации и объема внимания; развитие способностей планирования своих действий и самоконтроля над ними.Задачи:
  • Рассмотреть проблему гиперактивности у детей.
  • Раскрыть причины гиперактивности у детей.
  • Проанализировать методику работы у педагога с гиперактивными детьми.
  • Объект исследования: гиперактивность как явление, встречаемое в педагогическом процессе.Методы исследования:
  • Теоретический анализ педагогической литературы.
  • Рассмотреть психолого-педагогические аспекты гиперактивности детей старшего дошкольного возраста возраста.
  • Определить правила работы с гиперактивными детьми для педагога.
  • Разработать рекомендации для родителей гиперактивных детей.
  • С поступлением ребенка в школу требования к нему существенно возрастают. Он должен вписаться в коллектив класса, а это требует подчинения определенным условиям. Если ребенку в отношениях с одним-двумя партнерами еще как-то удается следовать простым правилам, то в большой группе детей, например во время коллективной игры, данная задача оказывается ему не по силам. Он пытается по-своему изменить правила, и если другие его не поддерживают, то возникает ссора. Уже очень скоро товарищи отказываются следовать требованиям своего гиперактивного сверстника, тем более что сами они принимают действующие условия. Беда в том, что этому ребенку попытки соблюдать правила не удаются. В отчаянии он начинает плакать, за что товарищи его высмеивают.Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой. Он начинает ёрзать на месте, болтать руками и ногами, смотреть по сторонам, играть попавшими под руку предметами – одним словом, заниматься «своими делами», казалось бы «не обращая внимания» на замечания учителя. Такое поведение ребенка не возникает «специально», это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Можно сколько угодно обращаться к ребенку, взывая к сосредоточенности, внимательности, тишине, можно наказывать, это вряд ли будет эффективным, он устал и не может в полной мере контролировать свои поступки. Замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не только не улучшают его повеления, а порой даже становятся источниками новых конфликтов, способствуют формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют сделать это.Естественно, что такое поведение ребёнка мешает педагогу вести занятие, обращает на себя внимания других детей, нарушает дисциплину. Ребенок становится «неудобным» для педагога и детей. Бывает так, что учитель перестает обращать внимание на такого ребёнка, отсаживает его подальше от детей, на последнюю парту, решая при этом проблему максимальной изоляции, дистанцирования ребёнка, как помехи для окружающих.Коррекционная работа должна проходить постепенно с какой-то одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать педагога, спокойно сидеть и сдерживать свою импульсивность. Например, развиваем внимание, а после того, как ребенок научился концентрировать и переключать внимание, можно переходить к тренировке двигательного контроля. Когда в процессе занятий достигаются устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций. Это может быть, например, дефицит внимания и контроль поведения. И только позже вводить упражнения, развивающие все три функции одновременно. Начинать работать с гиперактивными детьми надо, по возможности, индивидуально, в крайнем случае - малыми группами, и только потом постепенно вводить их в большие группы. Это связано с тем, что индивидуальные особенности мешают таким детям сосредоточиться, если рядом много сверстников.Что представляют собой эти так называемые гиперактивные дети?Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых нормГиперактивность
  • Часто наблюдаются беспокойные движения, не может спокойно сидеть на стуле, крутится, вертится.
  • Часто встает со своего места во время занятий или других ситуациях, когда это неприемлемо.
  • Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть.
  • Обычно не может тихо, спокойно заниматься чем-либо.
  • Часто бывает болтливым.
  • Импульсивность.
  • Отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  • У него часто меняется настроение.
  • Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  • Ему нравится работа, которую можно сделать быстро.
  • Когда кто-то из ребят на него кричит, он тоже кричит в ответ.
  • Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
  • Совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
  • Это человек действия, рассуждать он не умеет и не любит.
  • Невнимательность.
  • Не способен удерживать внимание на деталях, в связи с этим, допускает много различных ошибок при выполнении заданий.
  • С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  • Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  • Часто не может придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнениемзаданий, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
  • Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
  • Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
  • Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
  • Правила работы с гиперактивными детьми. 1. Обязательно оценивать хорошее поведение и успехи в выполнении заданий, хвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.2. Уменьшить рабочую нагрузку, по сравнению с другими детьми.3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.4. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха. Создавать ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Надо научить его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.Пусть он станет отличным экспертом по отдельным областям знаний.5. Посадить ребенка во время занятия, по возможности, рядом с взрослым. Оптимальное место для гиперактивного ребенка - в центре, напротив доски, он всегда должен находиться перед глазами педагога. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к педагогу за помощью в случаях затруднений.6. Использовать физический контакт (поглаживания, прикосновения) в качестве поощрения и снятия напряжения.7. Направлять лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время занятий просить их помочь - вымыть доску, раздать бумагу и т.д.8. На определенный отрезок времени давать лишь одно задание. Если предстоит большое задание, то его надо предлагать в виде последовательных частей, и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы.9. Давать задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребёнка. Важно избегать предъявления завышенных или заниженных требований.10. Использовать гибкую систему поощрений и наказания.11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.12. Предоставлять ребенку возможность выбора, когда это необходимо.13. Работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности.14. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка.20. Предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.21. Прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Дотроньтесь до плеча ребёнка, погладьте его по голове, возьмите за руку…22. При разговоре с ребёнком опускаться на уровень его глаз, смотреть ему в глаза, взять за руки.23. Запомнить, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности. Чем лучше поставлена разъяснительная работа педагога, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс.Содержание коррекционно-развивающие занятия, включают следующие задачи:1. Воспитание уверенности в себе;2. Снижение эмоционального напряжения;3. Развитие приемлемых способов выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций;4. Помощь в снятии страхов;5. Помощь в преодолении негативных переживаний;6. Планирование своих действий, управление собственным поведением;7. Развитие внимания, произвольности;8. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.Длительность игрового занятия составляет 25–30 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. В комплекс вошли упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу.Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является применение коррекционно развивающих занятий. Коррекционно развивающие упражнения осушествляют широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого.Ритуалы начала занятия:«Добрый шарик» ети передают шарик по кругу и при этом говорят доброе пожелание или ласковое слово. «Дружба начинается с улыбки» - перед занятием дети встают возле парт, улыбаются педагогу, поворачиваются к своему другу, улыбаются.В процессе проведения коррекционного упражнения, предлагаю детям пожелать (гиперактивному ребёнку, например Саше) добрые пожелания (быть успешным). Это помогает ребёнку повысить уверённость к себе.Ритуалы окончания занятия:«Солнечные лучики» - Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себё тёплым солнечным лучиком. «Волшебники» - дети закрывают глаза, а педагог говорит; «Мы, Волшебники, сегодня мы научились делить слова по слогам и т.д.».Такие коррекционного упражнения располагаю ребёнка к аккуратности в начале работы, сформируют чувство успеха. Создают ситуацию успеха, в которой ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Музыкальное сопровождение на коррекционных занятиях:В. Шаинкого «Улыбка».В Шаинского «Вместе весело шагать».В Шаинского «Когда мои друзья со мной».Д. Львов-Компанейц «Хорошее настроение».Коррекционные упражнения, используемые на занятиях.Игры беседы:«Ты маленькое деревце», «Ты – маленькое деревце», « Представь себя облаком, плывущим по небу», «Все когда-то мечтают стать птицей» и т.д.Игры на развитие творческого воображения.«Я кленовый листочек», «Пёрышко», «Тополиные пушинки», «Снежинки»«Цветок», «Стрекоза» и .д.Мини-этюды:«Из семени в дерево», «Солнце».Познавательно- этические беседы:«Узнай по описанию», « Если ты потерялся», «Ты – часть природы».Этические сказки:Сказка «Мячик», «Жадный кармашек», «Приключение новогодней мешуры», «Королева – зубная щётка» и т. д. Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение. Только в том случае, если педагоги и родители объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.Рекомендации родителям:
  • Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
  • Избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку.
  • Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
  • Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Уделяйте ребенку достаточно внимания.
  • Не допускайте ссор в присутствии ребенка;
  • Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи, учите ребенка четкому планированию своей деятельности.
  • Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.
  • Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
  • Оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач.
  • Избегайте по возможности больших скоплений людей; во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности, когда ребенок утомлен, не настаивайте на срочном выполнении дела, дайте ему возможность отдохнуть.
  • Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля.
  • Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
  • Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однакочувствительны к поощрениям.
  • Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ; постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
  • Не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям.
  • Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.
  • Не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
  • Вывод. Результаты проведённой психодиагностики показали, что коррекционные занятия способствуют повышению самооценки детей, сплочению детского коллектива, снижению конфликтности, развитию у детей творческих способностей, воображения, самооценки и взаимооценки, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.Заключение:
  • Использование коррекционно-развивающих занятий не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения.
  • Чем лучше поставлена разъяснительная работа педагога, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество.
  • Интересным является то, что дети гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.
  • Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если педагоги, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жи
  • Список использованной литературы
  • Акимова М.Е... «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников».- М., 1998.
  • Алябаева Е.А. , Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возрата. Творческий центр М., 2005
  • Алябаева Е.А. , «Психогимнастика в детском саду» Творческий центр М., 2005
  • Власова П.А., Певзнер М.С... «О детях с отклонениями в развитии». – М.: Просвещение, 1997.
  • Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М.: Просвещение, 1979.
  • Захаров А.И... «Предупреждение отклонения в поведении ребенка», М.: Просвещение, 1999.
  • Матвеева О.А. «Развивающая и коррекционная работа с детьми», М.: Владос, 2001.
  • Овчарова Р.В... «Практическая психология в начальной школе», М., 2000.
  • Овчарова Р.В... «Справочная книга школьного психолога», М.: Просвещение, 1996.
  • Смирнов С.А., Котов И.Б., Шиянов Е.Н. и др. «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии», М.: Владос, 1999.
  • Кащенко И.Н... «Коррекционная педагогика», М.: Просвещение, 1999.