Публикации
«Педагогическое мастерство»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическое мастерство»
Автор: Вострикова Елена Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическое мастерство»
Автор: Вострикова Елена Алексеевна
Тема: Применение различных форм педагогического оценивания на занятиях музыки с дошкольниками. Развитие ребенка в процессе обучения осуществляется не только через предмет и методы обучения, но и посредством оценивания.В дошкольном возрасте оценка взрослого (родителей, педагога) приобретает для ребенка особую важность. Адекватно оценивать свои действия ребенок может не всегда, так как во всем привык полагаться на взрослого. Взрослый для малыша – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки его действий. Однако, у дошкольника развивается и наиболее сложный компонент самосознания - самооценка.На своих занятиях музыкального развития и воспитания дошкольников использую три основных вида оценивания: педагогическое оценивание, самооценка и взаимооценка.Педагогическая оценка является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса, поэтому применяю её на различных этапах занятия. Например, если это освоение нового материала, даю возможность обучающимся проявить свои знания, и хвалю их за грамотные высказывания и рассуждения. Если мы закрепляем выученную ранее песню, то перед каждым пропеванием я ставлю конкретную задачу, а потом с детьми проводим оценивание друг друга. Главное знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства. (как исполнялась песня, что получилось, что понравилось). Таким же способом проводим оценивание самих себя. Иногда сама провожу оценивание детей. Здесь в равной мере высказываюсь как о результатах деятельности, так и о личностных качествах обучающихся. В результате, называя конкретного ребенка, найдется пусть маленькая деталь, которая придаст ему уверенности в себе, поднимет настроение. В итоге ни одного обучающегося не обделяю вниманием, так как отсутствие оценки – самый худший вид оценки. В конце занятия обязательно провожу рефлексию, где обучающиеся дают оценку самому себе и группе в целом. Провожу это в игровой форме: прохлопывая, простукивая, прошлёпывая, подмигивая и т.д. Задаю различные вопросы, например, что нового узнали, кто старался, у кого поднялось настроение и т.д. Каждому вопросу соответствует конкретное движение. Очень удобная, на мой взгляд, форма, т.к. я могу сделать соответствующие выводы по усвоению материала. Исходя из полученных итогов, получается, иногда, ставить цель на следующее занятие. Таким образом, оценочная деятельность требует от педагога умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования, гибко использовать оценки, без стереотипов, смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. При выполнении указанных условий, отрицательные оценки перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата, а положительные - усиливают одобряемые формы поведения, расширяют самостоятельность, творческую инициативу дошкольника.