Публикации «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Шелаевская Елена Геннадьевна

Конспект урока по теме: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» Цель урока: Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать; Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.Тип урока: урок закрепления пройденного материала по орфографии. Ход урока:I.ПриветствиеУ: Здравствуйте, дети, начинаем урок русского языка.Откройте свои тетради, запишите число и пропустите одну строчку для темы урока. Ее мы озвучим с вами вместе позже. Ян Коменский говорил: «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова». Я предлагаю вам наш урок провести в форме игры, где каждый сможет проявить свои знания, умения, навыки.(слайд 1)II.Повторение темыНужно отгадать загадку и записать ответы в тетради в строчку.(слайд2 с отгадками)1.К одежде за воротничокПришили этот колпачок. (капюшон)2.Очень эта речь тиха,Прямо скажем, чуть слышна. (шёпот)3.На ветке – конфеткиС начинкой медовой,А кожа на ветке –Породы ежовой. (крыжовник)4.Вновь упала на глазаНе корова, не коза,Не сосна, не ёлка,А моя же… (чёлка)5.Я у деда был в саду.Дед мне дал орех в меду.- Видишь, ульи там и тут?Новосёлы в них живут!А пронзают, будто ток,Сделав на руке ожог.- Кто же эти новосёлы?Дедушка ответил: (пчёлы)6.Это платье не из ситца –Модницам в него рядиться!Что за ткань, возьми ты в толк,Щеголихи любят… (шёлк)7.На поляне дуб могуч.Ветви достают до туч, Летом разрастётся он – Тень лежит со всех сторон.Дуб велик, плод мал, как ноготь.Называется он … (жёлудь).8.Костяная спинкаЖёсткая щетинка.С мятной пастой дружит,Нам усердно служит (зубная щётка).9.По пригоркам, по равнинамЯ виду свою машинуЯ люблю дорог просторА зовут меня (шофёр). 10. По десятку на шесточке Сели умные кружочки. И считают громко вслух Только слышно: «Стук да стук» (счёты). 11. Зубастая пила В лес густой с утра пошла Весь обходила Ничего не спилила (расчёска)У: Какая орфограмма объединяет записанные слова?В какой части слова (морфеме) она прячется?А какие гласные звуки герои этого правила? Д: О, ЁУ: А теперь назовите мне согласные звуки?Д: Ж, Ш, Щ ,ЧУолодцы! А теперь послушайте, что я вам расскажу про них. Уж какие грозные эти шипящие! А как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила. У: Вот мы с вами плавно подошли к теме нашего урока. Давайте сформулируем и запишем её.Д. Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.(слайд3)У: Для того, чтобы эту тему вы поняли ещё лучше, я предлагаю вам попробовать составить вместе опорную таблицу.(слайд 4)III.Закрепление1)У: Следующая лингвистическая загадка будет у вас в задании на листочке. Нужно прочитать предложения и вставить пропущенные буквы, опираясь на нашу схему.В магазине продавались ш…колад, пшнка и чрствый ж…сткий ч…рный хлеб. Пчлы летали под крыж…вником.Реш…тку и трещтку почистили щ…ткой.Обжра едва смог надеть ш…рты. Донёсся ш…рох и ш…пот. Ч…лка украсила причску. Жнглёр купил дешвую холщвую бечвку.У ж…кея сильная изж…га. Красивый ш…в на капюш…не.Ч…порный учный с ш…фёром едут по ш…ссе.У: А теперь каждый из вас потренируется и объяснит, почему вставил ту или иную букву. Давайте начнем с первого ряда по цепочке, по одному словуУ: Молодцы! И это задание у вас на отлично! 2)Следующее задание будет посложней. Я прочитаю вам текст, в нем много слов на пройденную нами орфограмму. Ваша задача узнать, сколько таких слов! Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Д: 23У с этим заданием справились, умнички!3)А теперь давайте ещё раз обратимся к нашей опорной схеме. В этом тексте встречаются слова, о которых нужно сказать отдельно. Это такие слова, как: шоссе, шотландец, жонглёр, жокей, шоу, мажорное, шоколад, крюшон. Обратите внимание, что иноязычные слова пишутся с О. Составьте с этими словами словосочетания или предложения.(слайд 5)4) А теперь решите тесты по вариантамТест «Буквы О и Ё после шипящих в корне» вариант № 11. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?1) ч...рточка2) сильный ож..3) щ...лка4) ч...тное число2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш...рох2) ш..3) ч...рствый4) пиж..3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?1) анч..с2) пош..3) деш..ый4) поч...тный4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ш..ты2) ш...фёрский3) пш...нка4) капюш..5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?1) ш...кировать2) ж...нглировать3) прищ...лкивать4) ч...кнулся6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) подсч.. голосов2) ш...рник3) молодож...ны4) реш...тка7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?1) ч..оты2) дж...нка3) ч...лн4) беч...вкаТест «Буквы О и Ё после шипящих в корне» вариант № 21. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ож.. правой руки2) изж..а3) прож...рливый4) он подж.. бумагу2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О? 1) выч...ркивать2) поч...тный3) отч...тливый4) ш...тландский3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) крыж..ник2) трущ..а3) ч...порный4) пощ..ина4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?1) ж...рнов2) ш...мпол3) ш...коладный4) тайный подж..5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?1) ч...рствый2) зач..3) ш...ссе4) расч...ска6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) харч...2) кош...лка3) намеренный подж..4) борж..и7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё? 1) ж..об2) маж...рный3) понч...4) артиш..5) Устали? Поиграем? Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» (Устно)ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)Итог урока:1)Понравился урок?2)Что нового узнали на уроке?3)ДЗ Придумать и записать 5 предложений со словами иностранного происхождения на изученную орфограмму.