Публикации Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Липчинская Татьяна Аркадьевна

Творческий проект «Мама, милая моя»Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к своим мамам. Раскрыть детям многогранный образ матери, как самого близкого родного человека. Воспитывать любовь и заботливое отношение к ней.Актуальность:Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности ребенка. К сожалению, часто любовь к маме дети связывают только с материальными ценностями, а не духовными. Задачи проекта:• углубить знания детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе, • воспитывать доброе, заботливое отношение к маме. • развивать творческие способности детей в продуктивной и в музыкальной деятельности• созданные условия для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамой. Предполагаемый результат:• Обогащение знаний детей о роли мамы в их жизни, через раскрытие образа матери в поэзии, в живописи, музыке, художественной литературе. • Осознание детьми доброго, заботливого отношения к маме. • Развитие творческих способностей детей .• Создание условий для социально-нравственного развития детей в процессе воспитания любви и взаимопонимания с самым близким человеком – мамойИз поколения в поколение для каждого человека мама- самый дорогой и самый главный человек в жизни. Накануне праздника «День матери», я задумалась над этим вопросом и захотела в проекте охватить как можно больше разных видов деятельности. Для активизации детей старалась выбирать нетрадиционные формы проведения творческого проекта.Данный проект направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.СРОКИ: 20 ноября – 05 марта. Сроки выбраны не случайно: последнее воскресенье ноября – День матери, 8 марта – Международный женский день..В течение недели(перед праздником «День матери») мы с детьми много беседовали, учили стихи, песенки, пословицы о маме, рисовали для неё, лепили, готовили подарки. Участвовали в конкурсе декоративно-прикладного искусства и конкурсе чтецов «Мой подарок маме». На конкурсе присутствовали и наши любимые мамы, которые помогали нам к нему готовиться. Дети получили дипломы и памятные подарки.Не случайно, среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «8 марта» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Праздник «8 марта» служит, напоминаем необходимости уважительного отношения к труду матери в семье и обществе. И сколько бы хороших, добрых слов не было бы сказано мамам, сколько бы поводов для этого ни придумали, лишними они не будут. От матери дети получают ласку, нежность, доброту и чуткость к людям, а от отца – мужество, силу воли, умение бороться и побеждать. Только сочетание этих качеств формирует полноценную личность. Проект «Мама, милая моя» был условно разделен на 4 блока.Познавательно-речевое развитие. КоммуникацияТематические занятия «Моя любимая мама», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Девочки-будущие мамы».Составление рассказов по сюжетным картинкам и «Моя мамочка самая лучшая», дидактические игры «Животные и их детёныши», «Угадай настроение. Пословицы и поговорки о маме. ПознаниеБеседы о профессиях мам, экскурсии к мамам на предприятия, игры-рисование «Цвет маминых глаз, волос» (использование семейных альбомов, дидактическая игра «Накрой правильно стол».Обсуждение рассказа Мошковской Э. «Я маму мою обидел… ». Словесные игры «Как зовут твою маму»,«Назови ласково» «Профессия мамы».Чтение художественной литературы. Стихи о маме, пословицы поговорки, рассказы о маме, вечер стихов «Я маму свою люблю», знакомство с художественными произведениями о маме. Социально-личностное развитие. СоциализацияСюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Варианты игры: «Мама и дети», «Встреча гостей», «Мамин праздник».ТрудБеседа и практические приемы «Чем можно порадовать маму». Привлекать детей к изготовлению подарков маме. Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчествоЗанятие по изобразительной деятельности «Открытка для мамы», рисование «Как я маме помогаю»; выставка поделок «Подарок маме», стенгазета «Мама, милая моя».МузыкаРазучивание песен о маме, слушание музыки, разучивание танца для мам, музыкально-дидактические игры. Ознакомление с художественной литературойПервый блок направлен на познание качества семейных отношений: уважение, желание помочь, радовать хорошими делами и поступками, умение общаться с взрослыми членами семьи. По окончанию работы была представлена фотовыставка «Мама, милая моя» и выставка рисунков «Цветы для мамы».Мероприятия второго блока способствовали формированию у детей представлений о профессии мамы. Мы с детьми побывали на предприятиях, где работают наши мамы- в аптеке и в Доме культуры. Итогом стали рисунки совместного творчества детей и родителей «Мамы разные нужны, все профессии важны».Третий блок направлен на развитие творческого воображения детей и родителей, на формирование эстетического вкуса, желания сделать что-то приятное для близкого человека, вызвать интерес к поиску индивидуальности, характеру, внешности, настроения. В результате были оформлены выставки детского рисунка «Как я маме помогаю» и выставка детских работ «Портрет мамы» с использованием нетрадиционных технологий. Эти работы позволили раскрыть талант и способности ребенка.Известно, что родители приобщают ребенка к родному языку, к родной природе, к традициям своего народа. Поэтому четвертый блок направлен на ознакомление детей и родителей с произведениями детской художественной литературы, а также фольклорными произведениями о маме. Весенний праздник «При солнышке тепло, при мамочке добро» подвёл итог работы, где дети и родители прониклись атмосферой доброжелательности, радости, тепла, эмоционального комфорта и благополучия.Выводы:В результате работы над проектом дети познакомились с устным творчеством русского народа, с творчеством поэтов, музыкантов, посвятивших свои произведения матери; познакомились с многогранностью слова «мама»; научились создавать образ матери в рисунках Результаты нашей работы могут иметь практическое значение в рамках межпредметных связей. Главный результат – дети встали на путь понимания огромного значения матери в жизни каждого человека. И это очень важно. Если все люди на нашей планете научатся любить так, как мать любит своих детей, то они научатся ценить красоту, а значит, и жизнь во всех её проявлениях и мир станет добрее – в нём исчезнут войны, ненависть и злость.Результативность проекта была отмечена родителями. Проведенное анкетирование показала, что работа над проектом была интересна и нужна как детям, так и их родителям.Родители предложили продолжить начатую работу, но уделить внимание не только мамам, но и другим членам семьиПриложение 1Сборник русских народных пословиц
  • Нет милее дружка, чем родная матушка.
  • Матушкин гнев – что весенний снег.
  • Если выпадет – скоро растает.
  • При солнышке тепло, при матушке добро.
  • Птица рада весне, а младенец матери.
  • Угроз мать не боится, когда дитя валится.
  • Три друга: отец, мать да верная супруга.
  • Как ни кружись, как ни дружись, а к маме придёшь, не минуешь.
  • Мать при сыне не наследница.
  • Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.
  • Отцов много, а мать одна (т.е. отца легче заменить).
  • Кабы была матка, была б и увятка (пища).
  • Пчёлки без матки – пропащие детки.
  • У кого есть матка, у того голова гладка.
  • Слепой щенок и тот к матери ползёт.
  • Мать праведна – ограда каменна.
  • Мать плачет (по детищу) не над горсточкой, а над пригоршней.
  • Материнское сердце в детках, а детское в камне.
  • Материнская молитва со дна моря вынимает (достаёт).
  • Что мать в голову вобьёт, того и отец не выбьет.
  • Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьёт.
  • Сыр калача белее, а мать мачехи милее.
  • Мать – кормилица, а кормилица не мать.
  • Приложение 2Сборник стихотворений о мамеСТИХИ ПРО МАМУОльга ЧусовитинаКто открыл мне этот мир,Не жалея своих сил?И всегда оберегала?Лучшая на свете МАМА.Кто на свете всех милееИ теплом своим согреет,Любит больше, чем себя?Это МАМОЧКА моя.Книжки вечером читаетИ всегда всё понимает,Даже если я упряма,Знаю, любит меня МАМА.Никогда не унывает,Что мне надо, точно знает.Если, вдруг, случится драма,Кто поддержит? Моя МАМА.Я шагаю по дорожке,Но устали мои ножки.Перепрыгнуть через ямуКто поможет? Знаю – МАМА.МАМОЧКАУбайдРаджабКто пришёл ко мне с утра?Мамочка.Кто сказал: «Вставать пора»?Мамочка.Кашу кто успел сварить?Мамочка.Чаю в пиалу налить?Мамочка.Целый дом один подмёл?Мамочка.Кто косички мне заплёл?Мамочка.Кто цветов в саду нарвал?Мамочка.Кто меня поцеловал?Мамочка.Кто ребячий любит смех?Мамочка.Кто на свете лучше всех?Мамочка. * * *Есть самое главное слово на свете:Его произносят в младенчестве дети,Его вспоминают в разлуке и муке – мама!Пускай наши чувства наружу – Ты греешь, как солнце, и в дождик, и в стужу,Всё могут твои материнские руки – мама!Прости за обиды невольные наши,За ночи без сна, что не делают краше.О, как мы порою бываем упрямы, мама!В долгу пред тобою мы будем извечно,За всё благодарны тебе бесконечно.Будь самой счастливой, любимою самой, мама!МАМИН ДЕНЬЕлена БлагининаВсё хожу, всё думаю, смотрю:«Что ж я завтра маме подарю?Может куклу? Может быть, конфет?»Нет!Вот тебе, родная, в твой денёкАленький цветочек-огонёк!* * *Мама!Все для тебя – И доброты река,И дерево надежды у порога,И озаренья светлая дорога,И вдохновенья чистая строкаВсе для тебя:Строка, дорога, свет…Мама!* * * Я пришел сегодня к мамеС поздравленьем и цветами.Мама, глядя на букет,Улыбнулась мне в ответ.И сказала, что цветы –Небывалой красоты.Эти маки, эти розы,И ромашки и мимозыЯ не рвал, не покупал,Я их сам нарисовал.Маму очень я люблюЯ всегда ей помогу.Пол могу я подмести,Стул на кухню отнести,Пыль смахнуть со всех вещей,И налить котенку щей.Я могу помыть посуду,Но сегодня мыть не буду.А помочь – то я готовНапеку-ка я блинов!Маме точно помогу:Я блины и сам люблю.Вы ребята, к нам не лезьте, Я стираю с мамой вместе,Чтобы платье чище былоИ платок белее был.Тру я, не жалея мыла,Тру я, не жалея сил.Стала чистенькой панама.Мама, ну-ка посмотри…Улыбается мне мама:Сильно, доченька, не триЯ боюсь, что после стиркиМне придется штопать дырки.* * * ОГОРЧАТЬ НЕ БУДЕМС. ПогореловскийЕсли солнышко проснулось, - Утро засияло,Если мама улыбнулась, - Так отрадно стало.Если в тучи солнце скрылось,Замолчали птицы,Если мама огорчилась, - Где нам веселиться?Так пускай, всегда сверкая,Светит солнце людям!Никогда тебя, родная,Огорчать не будем!Приложение 3Сборник песен о мамеМамин вальсСлова П. Кагановой Музыка Б. Кравченко Восьмого марта мамы пришли к нам в детский садИ веточки мимозы в глазах у всех ребят.Припев: А музыка нам играет, и весело так кругом.Мы с мамами все танцуем, танцуем и поём.И все их поздравляют, все дарят им цветы,И веточки мимозы подарим я и ты.Припев.И солнышко сияет, ручьибегут гурьбой.От веточек мимозы весь сад наш золотой.Припев.МамаМама, мамины рукиНежно так гладят – станет светлей.Мама, мамино сердцеВспыхнет любовью – станет светлей.Знает каждый, если случилось вдруг,В дом пришла нежданно беда,Мама самый лучший надёжный другБудет с нами рядом всегда.Припев: «Мама» - первое слово,Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе.Как бывает ночью бессонною,Мама потихоньку всплакнёт:Как там дочка, как там сынок её?Лишь под утро мама уснёт.Припев: «Мама» - первое слово,Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе. Мама землю и солнце, Жизнь подарила мне и тебе.Так бывает, станешь взрослее тыИ, как птица ввысь улетишь.Кем бы ни был, знай, что для мамы ты,Как и прежде, милый малыш.Припев: «Мама» - первое слово,Главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, Мир подарила мне и тебе.Маме в день 8 МартаСлова: М. Ивенсен Музыка: Е. ТиличеевойМамочка милая,Мама моя!Пусть эта песенка Будет твоя:Ля-ля-ля-ля,Ля-ля-ля-ля!Пусть эта песенкаБудет твоя!Это тебе мойПодарок такой – Спой эту песенкуВместе со мной:Ля-ля-ля-ля,Ля-ля-ля-ля!Спой эту песенкуВместе со мной!МамаКогда пример решить не можем,Тетрадки валятся из рук,Учитель – Мама нам поможет,Почётный доктор всех наук.А если в луже мы промоклиИ если горлышко болит, Приходит Мама – лучший докторИ самый главный Айболит.Припев: В жизни свой путь выбираемИ выбираем попутчиков.К счастью и сами на знаем,Что у нас с ними получится, Только лишь Мама и детиНиточкой вечною связаны. Главная должность на свете – Мама! – и всё эти сказано!От аромата плюшки сдобнойУ нас отменный аппетит.И Мама повар бесподобныйВсегда домашним угостит.Ну, а когда неладно с нами,Когда тревожно всё вокруг, Бежим за помощью мы к Маме,Ведь Мама самый верный друг.Припев:Приложение 4Мини-рассказы о маме Приложение 5.К разделу: «Досуг». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»Цель: Игра учит взаимоотношению в семье.Варианты игры: «Мама и дети», «Встреча гостей», «Мамин День рождения» и др.Словесные игры:
  • «Как зовут твою маму»
  • Цель: Закреплять знания детей Ф,О, своей мамы.Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф,О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.
  • «Назови ласково»
  • Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.
  • «Профессия мамы»
  • Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)Анкета для родителей.
  • Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома? (в играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)
  • Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?
  • Что, по вашему мнению, было самым интересным в проведенной работе?
  • Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
  • Ваши пожелания и предложения...