Публикации «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Боркивец Любовь Сергеевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная» города Новый УренгойПубличное представление на тему: «Технология проблемного обучения как эффективный способ повышения качества образования на уроках русского языка и литературы»ПодготовилаБоркивец Любовь Сергеевнаучитель русского языка и литературыпервой квалификационной категорииНовый Уренгой2017 Всё, что я даю, так или иначе возвращается ко мне. Даю же я сейчас то, что хочу получить взамен. Д. ДжампольскиКонцепция модернизации российского образования на период  до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе, подчёркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных  способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных  знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». Современный урок русского языка и литературы претерпевает существенные изменения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать факты, интерпретировать, делать собственные выводы. Важно сформировать поисковый стиль мышления, прививать интерес и вкус к решению проблемных задач, развивать способность доказательного рассуждения с опорой на теоретически материал либо на поиск нестандартных решений. Решение проблемных задач представляется не просто актуальным инновационным процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением. В основе проблемного обучения – идеи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. , опытная школа) В 80-е годы XX в. российские авторы теоретических работ, посвященных проблемному обучению, не только защитили его дидактический статус, разработали некоторые аспекты, но и создали конкретные методики по разным предметам ( Скаткин М.Н.-., Лернер И.Я.-., Оконь В- ., Матюшкин А.М.,-1972г., Кудрявцев В.П.,- ., Ильина Т.А.-., Ильинская И.А., .,)Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев: «… это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций».Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:Проблемная ситуация проблема поиск способов ее решения решение проблемы.Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
  • возникновение проблемной ситуации,
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
  • доказательство гипотезы,
  • проверка правильности решения проблем.
  • Методических приемов создания проблемных ситуаций множество:
  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания;
  • ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
  • Специфика проектирования проблемного урока На основе полученных знаний о технологии проблемного обучения можно выстроить следующую структуру урока:Ученик проходит четыре этапа: введение знаний – постановку проблемы и поиск решения, воспроизведение - выражение решения и реализация проекта.Постановка учебной проблемы
  • Учебную проблему можно поставить тремя методами.
  • Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей). Второй - подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка, для слабых детей). Третий – сообщение темы с мотивирующим приемом.Побуждающий от проблемной ситуации диалогПобуждающий к гипотезам диалогСравнительная характеристика диалогов
  • Итак, на уроке возможны три метода поиска решения УП:
  • 1) побуждающий к гипотезам диалог, который развивает творческие способности и речь учеников; 2) подводящий диалог, который разворачивается от сформулированной УП – он развивает логическое мышление и речь; 3) подводящий диалог, который разворачивается без УП – он развивает логическое мышление и речь. Таким образом, лучший способ обеспечить выдвижение и проверку гипотез на уроке – это побуждающий диалог.Реакция на неожиданные формулировки При развитии диалога важно выслушать мнение каждого ученика.Проблемный урок изучения нового материала Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно наглядно увидеть, что на уроке с использованием технологии проблемного обучения больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся.
  • На основе выстроенных алгоритмов были разработаны проблемные задачи, ситуации по русскому языку и литературе, а также уроки по данной технологии.
  • Построение урока русского языка по технологии проблемного обученияУрок русского языка по теме «Графическое платье слова»Построение урока литературы с мотивирующим приемом К проблемной ситуации на уроке литературы часто помогает мотивирующий прием - «яркое пятно» (ассоциации, музыка, иллюстрации, отрывки из произведений, любой материал, способный захватить внимание, заинтриговать учеников ) Путём сбора ассоциаций, которые возникают в связи с каким-либо литературным именем или с названием произведения, можно актуализировать знания учащихся по проблеме, которую нам предстоит решать на уроке. Ассоциации помогают установить связи с миром, найти “общую точку”, с которой только и возможно начать диалог.Предъявление противоречивых точек зренияНеоднозначность содержания и формы литературы  создает возможность для полемики как метода разрешения проблем, встающих перед учащимися. Предъявление противоречивых точек зрения на произведение, характер героя или его поступки, рождает эмоциональный отклик в душах учащихся и является очень эффективным на уроке.Результативность применения технологии проблемного обучения:
  • Появилась индивидуальная заинтересованность предметом (русский язык, литература)
  • Обучающиеся, формулируя проблему, проводят ассоциацию с современностью;
  • Решение задач проблемного характера, заставляет взглянуть на себя с другой точки зрения, приводит к искренности и честной оценке своих поступков;
  • На уроке формируется благоприятный психологический климат, позволяющий ученикам свободнее и увереннее высказывать свою точку зрения по проблеме урока;
  • Отмечается повышение качества знаний учащихся: при 100% успеваемости;
  • Данный опыт может быть использован учителями-словесниками в любом образовательном учреждении, так как не требует дополнительных материальных затрат, приемлем для всех видов действующих программ.Список литературы1. Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников. - Ростов-на-Дону, 1970. ru.wikipedia.org2.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1985.3.Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972.4.Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. - М., 1976.ru.wikipedia.org5.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991. 6.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.; Педагогика,1984.7.Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999