Публикации «Педагогическое мастерство»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическое мастерство»
Автор: Боркивец Любовь Сергеевна

Выступлениена ГМО учителей русского языка и литературы МАОУ «СШ «Земля родная»учителя русского языка и литературы Боркивец Любови СергеевныСлайд№1тема «Технология встречных усилий на уроках русского языка как средство активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся»Слайд № 2Русский язык, как считают многие ученики, самый сложный учебный предмет, и первостепенной задачей учителя –словесника является воспитание любви к языку, т.е. воспитание интереса к его глубокому изучению. Но прежде, мне бы хотелось рассказать вам притчу. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, где жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась повсеместно. Но был в городе такой человек, который завидовал его славе. Решил он придумать такой вопрос, на который мудрец не смог бы ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку и посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу –ка я у мудреца: какая, мудрейший, бабочка у меня между ладоней живая или мёртвая? Если он скажет живая – сомкну ладони, если скажет мёртвая, раскрою, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее. » Всё так и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладоней и отправился к мудрецу. Задал ему вопрос: «Какая бабочка у меня между ладоней – живая или мёртвая?» Мудрейший, действительно, был человеком умным, сказал: «Всё в твоих руках» .Уважаемые коллеги, действительно, всё в наших руках: какие методы и приёмы использовать на уроке, как найти «заветный ключик» к каждому ребёнку, раскрыть заложенные в нём возможности, как активизировать деятельность учащихся на уроке, сделать каждый урок продуктивным. Лично мне помогает в этом технология, разработанная Е.В.Коротаевой «Технология встречных усилий».Слайд№6 Педагогика встречных усилий (по Хан О.Н.) предполагает постоянные «шаги» навстречу» от учителя к ученикам и наоборот. Тогда обучение становится увлекательным процессом совместного познания.Слайд№7 Презентация педагогического опыта.Используя «Технологию встречных усилий» смогла добиться определённых результатов:
  • Уроки литературы воспринимаются как уроки жизни
  • Изменилось отношение обучающихся к собственным ошибкам. Затруднениям в ходе изучения художественного текста
  • Ошибки учащихся стали ступенями к более детальному изучению текста
  • Детальное изучение текста создаёт атмосферу сотрудничества «ученик- учитель- класс», где каждый высказывает свою точку зрения
  • Отрабатывается осознанное отношение к разным формам работы (индивидуальной, групповой, коллективной)
  • Новизна в том, что ТВУ(технология встречных усилий) формирует положительную мотивацию к процессу обучения, повышает культуру умственного труда обучающихся, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.Моя задача как учителя помочь получить знания, внушить веру в себя, веру в знания, веру в успех, в свои силы, конечный результат, но всё через кропотливый учебный труд. Достичь вершины легче, сложнее на ней удержаться.Слайд №8 «Технология встречных усилий на уроках русского языка как средство активизации познавательной и речевой деятельности обучающихся» В основе ТВУ лежат принцип учебного сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность учителя и ученика, основанная на взаимопонимании, доверии, совместном анализе процесса и результата учебной деятельности. Стиль взаимоотношений, который складывается в процессе сотрудничества, - демократический: не запрещать, а направлять; не управлять , но соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а реализовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора. ГГлавным содержанием этих взаимоотношений становится принцип учения без принуждения, который характеризуется:
  • Требовательностью основанной на доверии
  • Увлечённостью основанной на интересном моменте урока, преподаванием
  • Заменой принуждения желанием, которое порождает успех
  • Ставкой на самостоятельность и самодеятельность детей
  • Урок построенный по ТВУ условно делится на пять этапов
  • Разминка
  • Контрольно-подготовительный
  • Вызов
  • Сотворчество
  • Рефлексия
  • На каждом этапе реализуются свои педагогические приёмы, которые способны активизировать, соединять усилия учителя и обучающихся в процессе познания нового.Мозаика встречных усилий учителя и обучающихся Слайд№9 Педагогические приёмы разминки:1.Начало урока «разминка»- психотренинговые упражнения, связанные с темой урока.№1. «Отсроченная загадка»-Может ли приставка оказаться в середине слова? (водопровод, трубопровод и т.д.);- Что важнее вторить эху или шипению змеи? ( аллитерация, ассонанс)- Убедительное реплика ослика ИА.(корни с чередованием)№2 «Эпиграф»А)«Люди пишут, а время стираетВсё стирает, что можно стереть»(С.Маршак, чередование гласных, время глагола);Б)«Не смажешь колёса – быстро не поедешь, не посеешь – урожая не соберёшь» (пословица 2лицо глагола)В) «Не хочу учиться, а хочу жениться», «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - сила инфинитива.(Каверин «Два капитана»)№3 «Погружение» «Учебная цепочка»: учащиеся один за другим составляют характеристику какого-нибудь языкового явления. Слайд№11 Виды работы на контрольно-подготовительном этапе урока1 «Лови ошибку» учитель намеренно допускает ошибку, просит учеников либо согласиться, либо опровергнуть, основываясь на знание теории. «Ошибки», допущенные учителем могут относиться к любой теме, к любому разделу языка.- Обращение выделяется на письме тире-Предложения с прямой речью пишем всегда с новой строки и с тире…-ЛЗ слова заключено в окончании…№2«Опрос – кроссворд» Учитель намеренно допускает ошибку, ученики исправляют. Заполняется кроссворд по теме, заранее подготовленный учителем или учениками. №3«Повтор с расширением» Ученики самостоятельно готовят и задают вопросы, расширяющие учебный материал.№4«Согласен – не согласен» Диалог: ученики обращаются друг к другу или к учителю с тезисами, которые можно принять или оспорить. Слайд№ 12. Постановка учебной цели, создании ситуации «Вызова».Цель: создание ситуации преодоления. Учитель(ученик) сознательно ставит задачу, решение которой потребует определённых усилий. Эффективен приём «вопросы к тексту». Каждому ученику предлагается прочитать материал учебника и, прорабатывая данный текст, ученик ставит на полях сигналы степени освоения темы.(v-известные факты «Знаю!», + - хотелось узнать побольше, «?» - материал не знаю, хотелось бы узнать побольше) Таким образом, обучающиеся объективно оценивают собственный опыт, что служит залогом адекватного включения в учебный процесс.Приёмы создания ситуации вызова:№1«Цель и цели». После сообщения цели урока учитель предлагает учащимся сформулировать свои цели, важные для них лично. №2«Вопросы к тексту». Ученик самостоятельно определяет степень освоенности темы, выставляя условные значки на полях конспекта по изучаемой теме. №3 «Знаю – не знаю». Происходит обсуждение степени усвоения материала, соединение знаний всех учащихся. Слайд№ 13. Педагогические приемы этапа сотворчества.Этап «сотворчества»- самый главный: необходимо поддерживать активность, интерес учащихся, совместно решать задачи урока. Учитель выполняет организационную и координирующую функцию.Цель: поддерживать активность , интерес учащихся, совместно решать задачи урока.(деловые игры, театрализация, кластер и т.д.) «Кластер»- графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами и явлениями. В нём записываются основные понятия, о которых идёт речь, с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывает, как связываются между собой понятия.«Гвозди» - графический приём систематизации материала. Мысли располагаются в определённом порядке. Центр – тема, от которой отходят лучи крупные смысловые единицы, от них соответствующие термины, понятия. Многие ученики сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система «кластеров» охватывает большее количество информации.Ученики легко используют этот приём, однако необходимо соблюдать определённые правила:
  • Записывать всё, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции
  • Продолжать работу, пока не закончиться время или не иссякнут идеи
  • Постараться построить как можно больше связей
  • Не следовать по заранее определённому плану
  • «Кластер» - коллективный опорный конспект по теме, который представляется с комментарием выполненной работы. Слайд№14-17. Интеллект –карта к урокам литературы. Примеры .Слайд № 18-19. Театрализации фрагментов урока. Примеры.Слайд№20Важным, с моей точки зрения является рефлексивный этап (осмысление своего труда, общая оценка урока). Обращение к тем приёмам которые были использованы на первых этапах урока: возвращение к эпиграфу, с просьбой оценить, как он соответствовал теме урока. Можно сравнить предыдущий уровень знаний с новым уровнем. (приём «Знаю/ не знаю», «Синквейн», «Эссе», «Пословица- зеркало настроения»)Приём «Пословица- зеркало настроения» предлагается список пословиц
  • Смелость города берёт.
  • Через тернии к звёздам.
  • Человек предполагает, а Бог располагает.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Ах, как я устал от этой суеты.
  • Мир освещается солнцем, а человек – знанием.
  • По делам и вознаграждение. И т.д.
  • Слайд № 21 О ситуации успеха на уроке:
  • Доброжелательность (уменьшает страх перед неудачей, побуждает к активности)
  • Снятие страха
  • Педагогическое внушение
  • Оценивание детали, а не целого
  • Переживая ситуацию успеха, ребенок обретает достоинство, убеждается, что он чего-то стоит как человек. Психолог Е. Коротаева Домашнее задание варьируется:1 уровень – обязательный (то, что должны знать все обучающиеся)2 уровень- выполняют те , кто считают, что хорошо знают предмет. 3 уровень – творческий (умение выйти за рамки изученного материала)Сотрудничать , любить и развивать,Детей сужденья мудро принимать,Ориентировать на Личность обучение- Лишь в этом педагога назначенье. Хоть выйди ты не в белый свет,А в поле за околицу,Пока идёшь за кем-то вслед,Дорога не запомниться.Зато куда б ты не попалИ по какой распутице, Дорога та, что сам искал,Вовек не позабудется. (Рыленков Н.)