Публикации Рабочая программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Мы за здоровый образ жизни»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Мы за здоровый образ жизни»
Автор: Машина Любовь Сергеевна

Современные подходы к диагностике нарушений развития (любой процесс или функция) у школьников с интеллектуальной недостаточностью (ОВЗ, ЗПР, ОНР) в контексте реализации ФГОС для детей с ОВЗ (для детей с УО)1 этап- до 12 века - нетерпимость и агрессия к людям с отклонениями развития. Заканчивается этот период осознанием государством необходимости защищать таких людей.2 этап- до 18 века - презрение людей с отклонениями в развитии, приходят к выводу о возможности и целесообразности обучения глухих и слепых.3 этап- до 1 четверти 20 века - завершен процесс создания системы сегрегационных специализированных образовательно-воспитательных учреждений для детей с различными отклонениями в развитии. Создание этой системы в ряде случае было оправданным по многим причинам:
  • только в специальном образовательном учреждении могут быть созданы условия, учитывающие особенности ребенка с ограниченными возможностями;
  • ребенок, находясь среди себе подобных, не будет испытывать комплекса неполноценности, будут чувствовать себя равными среди равных;
  • в специальном образовательном учреждении возможно реализовать специальную образовательную программу, учить детей в том темпе, который соответствует их возможностям;
  • в специальном учреждении можно собрать необходимое количество специалистов-дефектологов, которые могут профессионально осуществлять учебный, воспитательный и коррекционный процесс.
  • 4 этап- до 70-х годов 20 века - совершенствование законодательной базы: принятие деклараций о правах умственно отсталых лиц, детей-инвалидов. Закрываются специальные школы и открываются классы в массовых школах.5 этап- 90-е годы 20 века - специальные школы признаются сегрегационными учреждениями, а система специального образования - дискриминационной. Не используется термин "аномальные дети", вместо него - «дети с особыми нуждами», но полноценные члены общества. Наблюдается сокращение числа специальных школ, интеграция аномальных детей в общеобразовательную среду.Специальные образовательные учреждения закрываются лишь тогда, когда на них нет спроса у населения. Эта ситуация возникает в двух случаях:- В случае полноты коррекционно-образовательных услуг, предоставляемых общей системой образования и социальной помощи, а также создания максимально благоприятных условий для обучения в общеобразовательной школе для детей с проблемами и ограниченными возможностями. Например, датская народная школа - "школа для всех детей" - специально организован учебный процесс, в котором удачно учитываются интересы и возможности обычных детей и детей с ограниченными возможностями.- В случае хорошо поставленной в стране системы раннего выявления, ранней диагностики и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в преддошкольном и дошкольном возрасте. Например, получив квалифицированную помощь в дошкольном возрасте многие слабослышащие посещают массовую школу и т.д.Россия вошла в 5 период на 20 лет позже других стран (Астапов В.М., Зыкова Т.С., В.В. Коркунов, В.А. Лебединский, Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, Е.Г. Речицкая).Разные аспекты интеграции разработаны и внедрены на сегодняшний день по-разному. Наиболее разработана проблема интегрированного обучения.Интегрированное обучениеВ западных странах реализуется интеграция в первом значении (Ж. Хеннигсен, Дюбаней М., А. Гаспарис, М. Фернандес и др.) Ученые предлагают разные формы интегрированного обучения:
  • специальный класс или группа в общеобразовательной школе;
  • оказание детям помощи в учебном процессе;
  • введение социально-педагогического коррекционного модуля в обучение при образовательной школе;
  • введение консультантов.
  • Специальные школы не уничтожаются совсем, им придаются новые функции и иной социальный статус (Франция). Виды и модели интеграцииИнтегрированное обучение включает в себя 2 модели (Ф. Хугебум, К. ван Рейсвик и др.):Интернальная И.  Экстернальная И.Объединение детей разного аномаль- Объединение в одну группу аномаль- ного статуса в одну группу ных и нормальных детей.КОМБИНАЦИЯ 2 ТИПОВ ИНТЕГРАЦИИ:Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.Формы интернальной интеграции (Франк Хугебум, Голландия):
  • интегрированная школа для детей с легкой степенью УО, детей с трудностями в обучении и с эмоциональными нарушениями;
  • трансформация специальных школ для слепых и слабовидящих в единую интегрированную школу для детей с нарушениями зрения;
  • интеграция детей с тяжелыми и легкими нарушениями речи в единую школу.
  • В России более интенсивно разрабатывается вопрос об интегрированном обучении во втором значении (интеграция как педагогическая система). Накоплен материал по проведению интегрированных уроков (чтение + развитие речи; естествознание + чтение + развитие речи; история + литература + изо …). Такая форма обучения позволяет сформировать у учащихся целостное видение мира, системность теоретических знаний. Подобная форма дает возможность применять и нестандартные формы и методы (урок-инсценировка).Единственной формой интеграции в обучении являются пока специальные классы для детей с ЗПР и для умственной отсталостью при обычных школах (В.И. Лубовский): "вынужденная интеграция" - дети со слабо выраженными отклонениями в развитии (ЗПР), своевременно не выявленные и не имеющие возможности получать специализированную помощь педагога-дефектолога, вынуждены обучаться в условиях общей школы, где их проблемы либо незаметны для педагога, либо даже при диагностировании тех или иных отклонений в развитии и констатации потребности в особых образовательных условиях не получают адекватного психолого-педагогического сопровождения. Другими словами, ребенок с ограниченными возможностями вынужденно интегрирован и лишен необходимой ему педагогической помощи. Вынужденная интеграция имеет место тогда, когда процесс интеграции начинается без учета необходимых условий его развития.Интеграция предполагает создание оригинальной модели образования, объединяющей, а не противопоставляющей 2 обучающие системы: массовое и специальное образование. Кроме того, обязательное условие интеграции - раннее выявление и ранняя психолого-педагогическая коррекция. Наиболее продуктивной на данном этапе может быть интеграция в дошкольных учреждениях (как 1 этап в процессе интеграции ребенка с нарушением интеллекта в социальную и образовательную среду).Процесс интеграции в России еще не имеет надежной правовой и экономической основы. Кроме того, регулирование интеграционного процесса "сверху" преобладает над "низовой" интеграционной активностью. Подавляющее большинство педагогов общеобразовательной школы, системы дошкольного образования не только профессионально, но и личностно не готовы к активному участию в интеграционном процессе подобно тому, как это имеет место, например в скандинавских странах. Не готовы к этому население и родители. Способствуют интеграции создание классов компенсирующего обучения, педагогической поддержки; налаживание системы ранней диагностики и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии; начало работы по изменению общественного сознания в духе идеологии интеграции (СМИ, переподготовка специалистов массовых школ по специальной педагогике, деятельность общественных организаций) и т.д.Уровни интеграции.
  • Надомное воспитание детей, имеющих сложные отклонения в развитии.
  • Дошкольные группы при школах-интернатах.
  • Детские дома.
  • Консультативные группы при ДОУ.
  • Дошкольные группы при специальных школах.
  • Специальные ДОУ для детей с нарушением интеллекта.
  • Группы для детей с ЗПР и группы для детей с выраженной умственной отсталостью при массовых ДОУ.
  • Плюсы и минусы интегрированного обученияПоложительные стороны интеграции.
  • Дети с проблемами в развитии воспринимаются как равные с нормальными детьми.
  • Ребенок не отделен от нормальных детей, которые могут способствовать его социальной адаптации.
  • Нет необходимости отрывать ребенка от родителей.
  • Нормальные дети учатся воспринимать "особых" как обычных членов общества.
  • Отрицательные стороны интеграции.Ребенок не всегда получает необходимую помощь.Требует много внимания со стороны учителя, что негативно сказывается на других учащихся.Ребенок с проблемами может чувствовать себя менее способным по отношению к одноклассникам, трудно найти друзей.Есть риск дискриминации со стороны учащихся.Проблема подготовки специалистов.Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
  • Среди обязательных условий для возникновения и развития интеграционных процессов важнейшим представляется условие демократического общественного устройства с гарантированным соблюдением прав личности, личностно-ориентированной концепцией общественного развития (именно в этих странах появляются ростки интеграции - 60-е годы в Скандинавии, 70-е годы в США и в других странах Западной Европы).
  • Второе условие - материальная обеспеченность. Например, свобода передвижения для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: должны иметь средства передвижения, все сооружения приспособлены для его беспрепятственного передвижения и т.д.
  • Готовность общества в целом к интеграционным процессам, к осуществлению и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями. Обеспечение этого условия наиболее сложно и длительным, т.к. оно напрямую связано с социально-психологическими особенностями человека, его мировоззрением, предшествующим воспитанием, отношением к той или иной конфессии. Если интеграция вводится "сверху", то только законопослушность населения позволяет реализовать интеграцию. "Внутреннее" принятие интеграции населением, каждым человеком - это длительный процесс воспитания общества в целом, это выращивание, начиная с самого раннего возраста, нового поколения или нескольких поколений, для которых интеграция в обществе с лицами, имеющими ограниченные возможности, станет частью мировоззрения. Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей.
  • Ненасильственный характер протекания интеграционных процессов (возможность выбора из гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями. Учащиеся и родители сами выбирают ту или иную образовательную возможность, основываясь на рекомендациях специалистов, возможность перехода из специального образовательного учреждения в общеобразовательное и обратно.
  • В связи со всем выше сказанным, проблемы исследования интегрированного обучения, выделенные Институтом КП РАО, выглядят следующим образом.
  • Изучение зарубежного опыта (Российско-Фламандский проект "Интеграция").
  • Разработка критериев для отбора детей в интегрированное обучение с учетом их возраста, характера первичного дефекта и особенностей проявления вторичного дефекта, возможностей родителей и педагогов в оказании эффективной коррекционной помощи.
  • Разработка содержания и методов оказания помощи поддержки детям, интегрированным в массовые учреждения.
  • Создание экспериментальных площадок для реализации интегрированного подхода к обучению дошкольников и школьников с проблемами в развитии, где коррекционная помощь оказывается дефектологом.
  • Разработка технологий подготовки кадров для оказания помощи.
  • Кроме того, в массовой школе существует множество проблем, которые требуют решения. Вряд ли на переходном этапе реформирования системы народного образования школа сумеет адекватно решать вопросы интегрированного обучения детей с УО и нормальным интеллектуальным развитием. Об этом же свидетельствуют сомнения в компетентности современного учителя в области коррекционной педагогики и психологии (фрагментарность курса "Основы дефектологии"). Да и общество не готово понять и признать потенциальные возможности развития умственно отсталых под воздействием коррекционного обучения и воспитания.Успешной интеграции может способствовать создание служб семейной терапии, служб "транзит" (интеграция выпускников специальных школ), служб социальной защиты.ИКП планирует доказать, что не исключение и вытеснение специальных учреждений, а взаимодействие и взаимопроникновение структур массового и специального образования лежит в основе прогрессивного развития всей системы государственной помощи детям с особыми нуждами и собственно интегрированного подхода.Систему специального образования нужно развивать, последовательно реформировать, но не за счет быстрых декларированных изменений и введения новых форм организации (иногда не подкрепленных экспериментальными данными), а за счет внедрения в практику новых подходов к обучению.Задание
  • Охарактеризовать этапы организации дифференцированного обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
  • Перечислить этапы развития интегрированного обучения детей с проблемами в развитии.
  • Провести сравнительный анализ организации интегрированного обучения в России и за рубежом.
  • Сформулировать актуальные проблемы интеграции детей с нарушением интеллекта.
  • Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.Подходы к определению понятия «воспитание».Центральной категорией коррекционной педагогики выступает понятие "воспитание". От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности этого явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.
  • Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. Итак, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.
  • Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Большинством ученых воспитание определяется как управление развитием личности.
  • Воспитание - это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической, это целенаправленная помощь ребенку в его вхождению в современную культуру. Причем культура формировалась много веков, а ребенок должен усвоить ее за короткие сроки. Воспитание - это, организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества.
  • Воспитание с позиции профессионально-педагогической- это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.
  • В контексте профессиональной деятельности педагога ребенок может рассматриваться как объект и субъект педагогического процесса, в этой связи существует два подхода к определению процесса воспитания.В основе первого подхода– взгляд на ребенка как наобъект воспитательного воздействия. Важнейшими факторами развития ребенка признаются внешние воздействия, формирующие личность.Воспитание– процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.В основе второго подхода– взгляд на ребенка как насубъект воспитательного воздействия. В данном случае признается способность и право ребенка на саморазвитие, приоритетность субъектно-субъектных отношений в педагогическом процессе.Воспитание– активная деятельность человека по саморазвитию.Анализ существующих подходов к определению воспитания позволяет сформулировать его эксплицитное определение: воспитание - субъектно-объектные отношения, главной целью которых является формирование у объекта воспитательного воздействия устойчивых механизмов регуляции активности.Общие характеристики процесса воспитания.1. Двусторонний характер процесса воспитания.Сущность воспитания как процесса формирования личности заключается во взаимодействии воспитателя и воспитанника, в ходе которого изменяется (совершенствуется) личность воспитанника. Характер этого взаимодействия в разных условиях неодинаков и определяется степенью активности и ролью ребенка в воспитательном процессе:- Целенаправленное воспитательное воздействие на личность учащихся.- Совместная целенаправленная деятельность, обеспечивающая формирование определенных качеств личности ребенка.- Создание воспитателем условий для самостоятельной деятельности воспитанника по самовоспитанию.2. Многофакторность процессавоспитания: результаты воспитания зависят от многих, нередко противоречивых факторов.3. Длительность– процесс воспитания осуществляется практически в течение всей жизни.4. Перспективность– формирование личности осуществляется с учетом требований к человеку в достаточно отдаленном будущем, когда человек вступит в пору активной социальной деятельности.5. Ступенчатость воспитательного процесса - в ходе воспитательного воздействия осуществляется переход ребенка от ступени представления о том или ином качестве к понятию и далее к формированию умения поступать в соответствии с усвоенными понятиями и выработке привычек социально одобряемого поведения. Однако, данная последовательность носит умозрительный характер: не все дети ведут себя правильно, зная правила поведения и умея правильно себя вести.6. Системность воспитательного процесса. Воспитание как система характеризуется совокупностью основных элементов: объект, субъект, цель, задачи, принципы, содержание, методы, результат воспитания. Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностьюСуществуют разные подходы к определению цели воспитания:1.С точки зрения социального подхода, цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет.2.Психологический аспект цели воспитанияПереданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования к личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека (формулируется в понятиях качеств личности: ответственность, аккуратность, трудолюбие и т.д.).3.Культурологический аспект цели воспитания отражает понимание воспитания как социокультурного воспроизводства человека. Приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания.В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:А) по возрастуБ) по социальным условиямВ) по реализованным целям.Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику.Таким образом, цель воспитания - противоречивый социально-педагогический феномен.Цель воспитания ребенка с интеллектуальной недостаточностью заключается в подготовке к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире.Цель воспитания реализуется в ходе решения ряда задач:
  • Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
  • Всестороннее развитие учащихся с целью их подготовки к самостоятельной жизни, труду (социально-бытовая адаптация).
  • Формирование механизмов регуляции поведения в меняющихся условиях среды и в разных видах деятельности.
  • Формирование умения жить и работать в коллективе.
  • Воспитание у ребенка активности и самостоятельности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя, формирование положительных отношений между взрослыми и сверстниками.
  • Литература
  • Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М. 2005.
  • Дульнев Г.М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1970. - №1.
  • Еременко И.Г. О дифференцированном обучении учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1983. - №2.
  • Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1999. – ч. 2.
  • Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
  • Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. 2005.
  • Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990.
  • Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. М. 2003.