Публикации
«Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Автор: Винклер Валентина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развивающая предметно - пространственная среда: идеи и фантазия»
Автор: Винклер Валентина Ивановна
Основные цели организации Центров:- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.В этой работе всегда стараюсь использовать возможности родителей, чтобы у них было чувство причастности к жизни ребенка в детском саду.Пространство группы разделено на центры:Центр изобразительного творчества Центр книги Центр математики Центр экологии и экспериментирования Центр конструирования Центр речевого развития Центр сюжетно-ролевых игр Центр физического воспитания Центр изобразительного творчестваОрганизация центра: цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски, гуашь, смываемые маркеры, мелки, кисти, ножницы, клей, бумага для рисования, картон, цветная бумага, газеты, обои, журналы, тампоны, пластилин, губки, ластики, трафареты, «обводилки», раскраски.Этот центр способствует развитию воображения, творческих способностей, любознательности. Развивает моторику рук, тактильное восприятие, остроту зрительного восприятия, развивает глазомер. Дети имеют возможность сотрудничать, действовать по очереди. Способствует интеллектуальному развитию, увеличивать словарный запас, развивает внимание. Дети знакомятся с линией и цветом, формой, величиной.Центр книгиСодержание центра: русская зарубежная литература, произведения карельских писателей и поэтов, книги знакомящие с историей нашей Родины, произведения разнообразных литературных жанров: стихи, рассказы, сказки, фольклор.Уголок для письма: - бумага, ручки, карандаши. Образцы написания букв.Уголок слушания: - магнитофон, фонотека с записями сказок, спектаклей, стихов, песен.Картотеки: - стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, логопедических игр на звуки з-с, ж-ш, р-л;. Наборы сюжетных картинок, пальчиковый театр.Так же регулярно у нас проводятся тематические выставки. Центр математикиЗдесь находятся обучающие настольные игры с изображением цифр, геометрических фигур, форм. Цветные счетные палочки Кюзнера способствуют интеллектуальному развитию детей: развивают память, внимание, воображение, дети осваивают пространственные отношения.Логические блоки Дьенеша содействуют развитию мышления. С помощью этих игр дети овладевают основами математики, осваивают логические операции, учатся обобщать предметы по одному, двум, трем свойствам с учетом наличия, или отсутствия каждого. Имеются интеллектуальные игры Б.П.Никитина «Сложи узор», кубики на развитие способностей к анализу, самоанализу, развитию зрительной памяти, умение решать нестандартные задачи. Предметы для ознакомления со временем: настенные , песочные, игрушечные часы, разные виды календарей.Дидактические игры на изучение величин: длины, высоты, ширины. Карты, схемы. Бумага, канцелярские принадлежности. Центр экологии и экспериментированияЗдесь находятся различные виды комнатных растений, огород на окне . Наблюдение за живыми существами (птицами) на прогулке– важная составляющая формирования любви к природе. Силами детей и их родителей был собран разнообразный природный материал – гербарий, семена, шишки, ракушки. Центр оснащен книгами, буклетами, календарями с изображением насекомых, животных, птиц, растений. Имеется тематическая картотека «Африка», «Север», «Лес», «Пруд». Плакаты, картинки по временам года. В этом центре проводятся наблюдения за комнатными растениями. Я стараюсь поддерживать в детях постоянный исследовательский интерес к природе, желание наблюдать, сравнивать, классифицировать. Центр конструированияВ центре находятся несколько видов конструкторов – деревянный, «Лего», металлический, а так же различные виды кубиков, пирамидок. Для строительства могут понадобиться фигурки людей, животных, машинки, кораблики – все это находится в здесь же, в контейнерах. Для усвоения ребятами навыков конструирования, имеется картотека схем-образцов работы с конструкторами.Иллюстрации, альбомы с изображением разных видов архитектуры, наборы открыток.Центр речевого развитияРечь – это дар, который, при правильном использовании, дает человеку практически безграничные возможности. Своевременное и полноценное овладение речью является важнейшим условием развития ребенка. Центр речевого развития делиться на следующие составляющие:Развитие тонкой и общей моторики ( шнуровки, застежки, игры с пуговицами, различные виды круп, раскраски, трафареты для штриховки, мозаика, «Чудесный мешочек» и др.)Развитие речевого дыхания ( тренажеры на развитие дыхания, игры «Снегопад», «Забей мяч в ворота», мыльные пузыри)Формирование связной речи ( папки с картинками на классификацию, обобщение предметов, наборы сюжетных картинок, схемы для составления описательных рассказов, дидактические игры : «Один много», «Словечко»)Развитие слухового восприятия ( кассеты, диски, шумовки с разными наполнителями)Центр сюжетно-ролевой игрыГлавной деятельностью для детей является игра. Сюжетно-ролевая игра всегда предполагает несколько участников, поэтому является важным фактором социального развития детей. Учитывая ценность игры в социально-личностном развитии, создаются условия для организации игр: игровой центр оснащается необходимыми материалами, пособиями для творческих игр в соответствии с возрастом детей.В группе основан игровой центр, основой которого является дом. Для сюжетно-ролевых игр различной направленности имеются наборы посуды различных размеров, игрушечные продукты, коляски, куклы, кукольная одежда, мебель, телефоны, утюги, часы, сумки, весы. Имеются атрибуты для игр в магазин, парикмахерскую, поликлинику, школу, путешествие и многих других познавательных игр. Центр физического воспитанияВ нашей группе имеются специальные дорожки, которые предназначены для правильного развития стоп детей. В центре также имеются следующие предметы:маски мячи наборы для занятий спортивными играми ленты, платочки для подвижных игр гимнастические коврики обручи скакалки кольца для баскетбольных мячей Также имеется оборудование, которое изготовлено самими воспитателями и родителями. Дорожки здоровья, созданные на тканевой основе, на которую нашиты, например, пуговицы. Такие приспособления способствуют массажу стоп детей и являются средством профилактики плоскостопия. Тренажеры для дыхательной гимнастики. В пример можно привести бумажные фигурки, которые воспитанники должны сдуть со стола. Игры, похожие на «твистер» с изображением стоп и кистей. Они способствуют развитию координации движения детей и развитию пространственного восприятия. Эспандеры. Разнообразные маски. Они необходимы для подвижных игр.