Публикации лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация
Автор: Батаренко Ольга Алексеевна

«Эта удивительная Гатчина –маленькая родина моя»(интегрированное занятие)подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида»Батаренко Ольга Алексеевнаг. ГатчинаКонспект занятия.Интеграция областей: коммуникация, социализация, познание, чтение, физическая культура.Задачи.
  • Формировать у детей представления об истории родного города.
  • .Воспитывать любовь к малой Родине, её природе, людям, святыням.
  • Развивать логическое мышление. Память, внимание.
  • Активизировать словарь: император, скипетр, держава, ботфорды, каре, Коннетабль, Приоратский дворец.
  • Предварительная работа.
  • Экскурсия в Гатчинский дворец – музей.
  • Чтение книг, рассматривание иллюстраций и презентаций о Гатчине.
  • Разучивание стихотворений о родном городе и его памятниках.
  • Оформление фотовыставки «Моя Гатчина и я»
  • Материал.Иллюстрации с видами Гатчины и других городов, пазлы :«Приоратский дворец», «Павловский дворец», листы для рисования, цветные карандаши, иллюстрации деревьев, портрет императора Павла I.Ход занятия.Организационный момент.Воспитатель: У каждого человека есть на земле место, где он родился и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется малой Родиной.Основная часть.Сценка «Родина» (дети). Мама мне читает книжку, Про большие города. Я тихонечко мечтаю: Вот бы мне попасть туда. Я в Каир хочу поехать. Там река – огромный Нил. Там смешные обезьянки. И зеленый крокодил. Может съездить в Магадан? Мама, где мой чемодан? Ты не смейся, я всерьез. Вдруг живет там Дед Мороз. Дочитала мама книжку. И сказала мне потом: «Ну, зачем лететь на полюс? Мы по Гатчине пройдем. Посмотри, как здесь красиво! Парк дубравою шумит. И в озерах, отражаясь, Павловский дворец стоит. И куда бы, ты, не ездил, Чей бы, не увидел край, Город свой, где ты родился, Никогда не забывай!»(Автор: Л.И. Куликов)Воспитатель: Да, для многих из нас малая Родина – это город Гатчина. А кто – нибудь, знает, откуда такое интересное название?Дети: Такое название произошло от старинных слов: «гать» и «чинная», где «гать» - болото, а «чинная» - хорошая, т. е. хорошая дорога через болото.Воспитатель: Да, такое место существовало между Черным и Белым озерами, где сейчас проходит по мосту автомобильная дорога. А позднее это место и превратилось в город Гатчина.В городе, у которого такое интересное прошлое нельзя обойтись без путешествий. А путешествовать людям помогают экскурсоводы или, по- другому их называют – гиды. И наш экскурсовод Павел (ребенок) приглашает вас совершить экскурсию и открыть новые тайны Гатчины. Но сначала он хотел бы узнать, а знаете ли вы свой город?Задание №1.Посмотреть карточки с видами городов и выбрать только Гатчину. (Дети показывают карточку и говорят, что изображено на ней.)Павел. Молодцы! Ну, а теперь в путешествие на воздушном шаре. В путь!Воспитатель: Закрываем глаза и с высоты птичьего полета мы видим нашу Гатчину.Тенистые старые парки, Озера, пруды и дворцы – Нам всем дорогие подарки Оставили предки – творцы. Воспитатель: Под нами необычное строение с прямоугольниками по краям. Догадались, что это? Да, это Гатчинский дворец. Мы приземлились на Дворцовой площади. Трудно найти место более удобное и красивое для строительства дворца. Недалеко от столицы - Санкт - Петербурга, среди зелёных лесов, на берегу чудесного Серебряного озера и был возведён Гатчинский дворец.Павел. Да не просто дворец, а Охотничий замок с подземным ходом и башнями по бокам. Одна башня именовалась Сигнальной, а другая Часовой. На ней и сейчас можно увидеть старинные куранты и услышать бой часов. А стены дворца облицованы природным камнем - известняком. Он обладает удивительным свойством: ранним солнечным утром он кажется нежно - розовым, но стоит тучам сгуститься на небе и дворец поменяет свой цвет - станет серым.Эксперимент.Два известковых камня из местечка Пудость, что под Гатчиной, где и добывался материал для строительства дворца. Один камушек обливаем водой, другой остаётся сухим. Дети сравнивают сухой камень и мокрый, рассказывают чем они отличаются.Воспитатель: Ребята, скажите, а можно нашу Гатчину назвать «зелёным» городом? Почему?Дети: В нашем городе много парков, которые создавали мастера — садоводы. Как прекрасны пригорки и зелёные холмы, тенистые рощи и солнечные полянки и даже не верится, что когда- то он был другим. Наш парк был охотничьим и в нём водились лоси, кабаны, олени, а сейчас можно увидеть только белочку. Но остались деревья, которые доставляли из разных мест России и высаживали: дубы, клёны, тополя, пихты, серебристые ивы, лиственницы.Физкультминутка.Звучит музыка. Плавно падают листья: кленовые, дубовые, берёзовые, ивовые. Дети играют в игру « Кто скорее соберёт листья и станет в свой круг».(Четыре круга, в каждом дети, у которых одинаковые листья).Воспитатель: Ребята, на площади перед дворцом стоит памятник, кому он поставлен?Дети: Императору Павлу I.Воспитатель: Что вы о нем знаете? Дети: (Жил во дворце, был царем).Воспитатель: У нашего дворца было много владельцев, но главным считают именно императора Павла I. Теперь вы догадались, почему и нашего друга- экскурсовода зовут Павел? Правильно, в честь императора Павла I.На постаменте в треуголке,В ботфортах, трость в его руке,Холодным взором, как иголкой,Пронзил дворцовое каре.(Автор Ю.Мороз.)Павел. Сейчас, ребята, мы опять поднимемся на воздушном шаре, и я покажу ещё два памятника. (Звучит музыка). Под нами площадь, а в середине высокий столб - это памятник воинству, он называется Коннетабль. Как и у любого императора, у Павла I была охрана - его охранял кирасирский полк. А на площади Коннетабль каждый день проходил развод военного караула. Логоритмическое упражнение.Бьют барабаны, труба играет,И кирасирский полк шагает.При Павле в Гатчине он был,Границу города хранил.(Дети выполняют соответствующие движения)Воспитатель: Недалеко, за деревьями мы видим крыши ещё одного замка - это Приоратский дворец. Он был построен для Мальтийских рыцарей. А кто такие рыцари? Да, это тоже воины, только воины давних времён. Император ПАВЕЛ I пригласил их в Россию и построил специально для своих гостей уникальный замок — дворец. Почему уникальный, да потому что для его строительства использовалась просто глина.Он чудо-замок, между прочим,И ныне потрясает взгляд:В глубине оврага ручеёк бежит;И всегда безмолвный, гордый и печальный Замок одинокий над водой стоит.Воспитатель: Белоснежные стены, красные крыши и башня с флюгером. Дворец построен без единого гвоздя из земляных кирпичей. И эта удивительная земляная постройка сохранилась до наших дней. Приорат считается символом нашего города.Игра «Собери мозаику».Дети собирают мозаику и отгадывают название замка.Воспитатель: Ребята, у нашего города, как и у каждого из вас, есть день рождения. Когда Павел I стал императором, он издал Высочайший Указ. Наш друг зачитает его. Павел. (Зачитывает грамоту).ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ:«Собственную нашу мызу Гатчину, переименовать городом повелеваем...»Подпись Павел I. Император. 11 ноября 1796 года.Воспитатель: Этот день и считается днём рождения Гатчины. Тогда же Гатчина получила и свой герб. Давайте вместе рассмотрим, что на нём изображено. Щит квадратной формы разделён на две части. В верхней части двуглавый орёл, на его груди щиток с буквой «П» и цифра один (имя императора Павел I) и символы власти - корона, а в лапах орла - скипетр и держава. В нижней части латинская буква «g» - Гатчина.Воспитатель. Какие цвета использованы в гербе?Дети. Желтый, красный, голубой и белый.Игра «Узнай герб Гатчины».Задание: найти герб Гатчины среди гербов других городов.Подведение итогов занятия.Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного, и я хочу проверить, все ли были внимательны. Ответьте на мои вопросы.-Кто Гатчину сделал городом?-Из какого материала построен Приоратский замок и для кого?-Как называют человека, который помогает путешествовать по музею? 'Павел. Вы хорошо справились со всеми заданиями, и я оставляю вам в подарок этот фильм о нашем городе. Продолжайте открывать для себя новые тайны. До скорой встречи!Список используемой литературы
  • Гривик Т.П. «Познаю мир». Москва Просвещение 2001
  • Ерохина Е.Л. «Государственное устройство России» Ювента 2006.
  • Селихова Л.Г. «Интегрированные занятия» издательство «Мозайка-синтез» 2005г.
  • Тереньтьева С.Т., Ширяева И.Д. «Люби и знай свой край» Гатчина Типография №1 2000г.
  • « Путешествие в страну часов»(интегрированное занятие)подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 компенсирующего вида»Батаренко Ольга Алексеевнаг. Гатчина2014Тема "Путешествие в страну часов "Интеграция областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность, физическая культура.Цель: знакомство с часами.Задачи:1.Расширить и углубить представления детей о часах, их видах, понятия движения времени, его сменяемости, необратимости.2.Формирование и совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными ,согласование существительных в роде, числе. Образование родственных слов (часовщик). Развитие зрительно-слухового внимания.3.Воспитывать уважение к человеку труда (изобретатель, часовщик)Оборудование: разные виды часов, картинки, и т.п. Методические приемы; игровой, элементы опытно - экспериментальной деятельности. Рассказ воспитателя об этапах развития часов: солнечные часы, часы-петух, водяные, огненные, песочные, механические, электронные.Ход занятия:Дорогие ребята, сегодня я вам хочу загадать загадку.Когда ложиться и вставать,Когда игру нам затевать,Когда садиться за урок,Когда с малиной есть пирог -Нам всё они покажут точно,Чтоб на вопрос: "Который час?" -Ответить мог ты всякий раз. Что это? /ЧАСЫ/Правильно! Беседа( с мультимедийным сопровождением)Воспитатель: Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по особым приметам . Когда петух запоет -утро настает по солнцу. Встало солнышко – пора людям вставать, за работу браться. Поднялось оно, прошло полдороги по небу – надо людям отдохнуть и пообедать. А спряталось солнышко за леса, за горы, за синее море, пришло время идти людям по домам на покой. Смотрел человек, как тень от предметов по кругу бегает, и придумал солнечные часы. Давайте и мы сделаем солнечные часы!Экспериментирование. Берем круг, в середину вставляем палочку, включаем лампу, вместо солнца и смотрим, что происходит. (Дети вместе с воспитателем «создают» солнечные часы отвечают на вопросы.) Эти часы хороши, да не очень. А почему?И со временем солнечные часы перестали устраивать человека. И на смену солнечным часам появились водяные.Рассказ воспитателя об устройстве водяных часов.Эксперимент. Хорошие часы, да не очень, а почему?И со временем появились вот такие часы, кто знает, как они называются?Затем были изобретены вот такие часы /песочные/. Как они называются? Они удобные? Люди каких профессий и сейчас пользуются песочными часами?Ой, а что это в кармане. Часы!Да не простые, а механические. Внутри механических часов есть сложный механизм с винтиками ,шестеренками. и пружинами.Когда мы заводим механические часы, все внутри движется ,давайте попробуем их завести Беседа: часы состоят из корпуса, циферблата и 3 стрелок: секундной, минутной, часовой (цифры располагаются от 1 к 12) .Кто ремонтирует часы? (часовщик»)Рассматривание часов.Карманные: если часы носятся в кармане они называются….карманными.Наручные: если часы носятся на руке они называются….наручными.Напольные: если часы стоят на полу они называются … напольными.Настольные: если часы стоят на столе они называются … настольными.Настенные: если часы висят на стене они называются … настенными.Самые главные часы нашей страны установлены на кремлёвской башне. Они так и называются кремлёвские куранты.Беседа: часы состоят из корпуса, циферблата и 3 стрелок: секундной, минутной, часовой(цифры располагаются от 1 к 12) .Дидактическая игра «Найди одинаковое время»Цель: развитие внимания. Материал: несколько часов и только пара часов показывает одинаковое времяКто ремонтирует часы? (часовщик»)Мы превращаемся в часы и отправляемся к часовщику на ремонтПосмотрите, какие замечательные часы!А вы помните, какие бывают на свете часы!Игра с мячом.Цель: закрепление словообразования.Материал: мяч.Молодцы, вы сегодня многое узнали, увидели, и теперь сами сможете собрать часы! Дидактическая игра « Собери часы»Цель: развитие внимания, умение работать в коллективе.Нужно беречь и дорожить каждой минутой, ведь за такое путешествие вы столько узнали, и в память о нашем путешествии я дарю вам красивые часики!