Публикации Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое обеспечение как форма эффективной реализации учебной деятельности
Автор: Виноградова Наталья Владимировна

СОГБПОУ «ВЯЗЕМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ» « Утверждаю» Директор СОГБПОУВяземский железнодорожный техникум»_______________Степаненков И.А «___»____________20_____гМетодические указания по практическим занятиямпо дисциплинеМДК 02.01. Организация работы и управление подразделением организации по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Разработал преподаватель: Виноградова Н. В. Рассмотрено на МК: протокол № 1 от « 14 » сентября 2017 г.Вязьма 2017Методические указания по практическим занятиям дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорогОрганизация разработчик: СОГБПОУ «ВЯЗЕМСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»Разработчик: Виноградова Н.В.., преподаватель специальных дисциплин Пояснительная запискаМетодические указания по практическим занятиям, предназначены для освоения общепрофессиональной дисциплины разработаны на основе Приказ Минобрнауки России от 22.04.2014 №388 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32769)МДК 02.01. Организация работы и управление подразделением организации по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорогВ результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать:Общими компетенциями, включающими в себя способность ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:5.4.2. Организация деятельности коллектива исполнителей.ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.Выполнение практической работы должно способствовать более полному усвоению программного материала.Методические указания по практическим занятиям составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, рассчитаны на 50 часов, предусматривают ознакомиться с экономическими аспектами деятельности предприятия, отрасли, получить необходимые знания о важнейших показателях работы предприятия, их смысле и методике расчета.Практическая работа №1Тема: Определение межэкипировочных пробегов локомотивовЦель работы: Освоить методику расчета и рассчитать межэкипировочный пробег локомотивовХод работы:Современные локомотивы позволяют осуществлять пять поездок без экипировки на большие расстояния. Пробег между экипировками ограничивается необходимостью пополнения локомотива песком и топливом.Максимальное расстояние между экипировочными пунктами равно набольшему пробегу локомотива без набора песка.,где: 0,9 – коэффициент, учитывающий 10% запас песка в песочных бункерах подвижного состава; – расчетная вместимость песочных бункеров, м3; ( из технических данных локомотива, исходные данные) – масса состава брутто, т. ( из исходных данных );– максимальная норма расхода песка на 1 млн. тонно-км. брутто, м (справочные данные в соответствии с серией локомотива, массой состава и типом профиля пути, исходные данные).,где: 0,9 – коэффициент, учитывающий 10% запас топлива в дизельных баках подвижного состава; – расчетная вместимость дизельных баков, м; ( из технических данных локомотива ); – масса состава брутто, т. ( из исходных данных к курсовому проекту);– максимальная норма расхода топлива на 1 тонно-км. брутто, м (справочные данные в соответствии с серией локомотива, массой состава и типом профиля пути).Исходные данные:1) – расчетная вместимость песочных бункеров, м3; ( из технических данных локомотива) = 1,264+ Индивидуальное число студента (Пример:23)=1,494 м3;2) – масса состава брутто, тонн. Для грузового движения:= 4500+ Индивидуальное число студента (Пример:23)= 4730 тонн;Для пассажирского движения:= 950+ Индивидуальное число студента (Пример:23)= 973 тонн;3) – максимальная норма расхода песка на 1 млн. тонно-км. брутто, м (справочные данные в соответствии с серией локомотива, массой состава и типом профиля пути)=0,27 м4) – расчетная вместимость дизельных баков, м = 5000 + Индивидуальное число студента (Пример:23)= 5023 м;6) – максимальная норма расхода топлива на 1 тонно-км. брутто, м =23,5.Практическая работа №2Тема: Определение эксплуатируемого парка локомотивовЦель работы: Освоить методику расчета и рассчитать парк локомотивов, время хода поезда по перегону, определение время полного оборота локомотиваХод работы:Из расчётов Практической работы №1 выбирают наименьшие результаты и в зависимости от способа работы локомотива выбирается место экипировки.Рисунок. 1.1.1. Схема обслуживания поездов локомотивамиА – основное депо, Б, В – оборотные депо.Грузовое движение: АБ=250 км. АВ=157 км. Меж экипировочный пробег грузового и пассажирского движения равен 407 км и 2085кмУчитывая максимальный меж экипировочный пробег и длины тяговых плеч, устанавливаем пункты экипировки в основном и оборотных депо.Рисунок. 1.1.2. Схема обслуживания поездов локомотивамиПассажирское движение: АГ=1085 км. АД=1000 км.Меж экипировочный пробег равен 2085 километров. Учитывая максимальный меж экипировочный пробег и длины тяговых плеч на данном участке обращения локомотивов, достаточно поставить пункт экипировки в основном депо. Определение времени хода поезда по перегонуЧтобы определить время хода поезда по перегону, нужно сначала определить участковую скорость движения. Участковая скорость – это среднее расстояние, пройденное поездом в течение одного часа с учетом стоянок на промежуточных станциях.,где АБ – расстояние от пункта отправления до пункта назначения- участковая скорость локомотива ( 35+ индивидуальное число; 50+Индивидуальное число)(значение основного числа могут изменяться по заданию преподавателя)Грузовое движение ч. ч.Пассажирское движениеч. ч.Определение времени полного оборота локомотиваПолный оборот локомотива – это период, в течение которого локомотив обслуживает одну пару поездов на тяговом плече. Время оборота можно уменьшить, уменьшая время простоя на станциях оборотного депо, совмещая к примеру техническое обслуживание и экипировку, а также увеличивая участковую скорость.Рисунок 1.2.Схема обслуживания поездов локомотивамиТоб = tА + tАБ(АГ) + tАВ(АД) + tБ(Г) + tБА(ГА) + tВА(ДА) + tВ(Д) + tА,где: tА - прицепка, простой на приемоотправочных путях, ч (принимаю 1,5 ч);tАБ(АГ) - время хода по участку, ч (расчётное значение);tБ(Г) - время оборота локомотива по станции Б(Г), ч (принимаю 1,33 ч);tАВ(АД)- время хода по участку, ч (расчётное значение);tА - прицепка, отцепка, простой на путях, ч (принимаю 1,5 ч);tБА(ГА) - время хода по участку, ч (расчётное значение);tВ(Д) - время оборота локомотива по станции В(Д), ч (принимаю 1,33 ч);tВА(ДА) - время хода по участку, ч (расчётное значение).Грузовое движение: Тгр =1,5+4,3+2,7+1,33+4,3+2,7+1,33+1,5=19,66 ч.Пассажирское движение: Тпас = 1,5+15+14+1,33+15+14+1,33+1,5=63,66ч.Определение коэффициента потребности в локомотивахК = Тоб /24 Где: Тоб - полный оборот локомотива, ч; 24 - суточное время, ч;Грузовое движение: Кгр = 19,66/24=0,8 ч.Пассажирское движение: Кпас = 63,66/24=2,6 ч.Определение эксплуатируемого и инвентарного парка локомотивовА)Эксплуатируемый парк локомотивов – это количество локомотивов, необходимых для выполнения графика движения поездов заданного веса с установленными скоростяNэкс = K · nгде: n – число пар поездов в сутки ( 10+Индивидуальное число; 5+ Индивидуальное число ),Ккоэффициент потребности в локомотивах.Грузовое движение: Nгр = 0,8*33= 26 локПассажирское движение: Nпас = 2,6*28= 73 локПрактическая работа № 3Тема: Определение показателей использования локомотивов Цель работы: Освоить методику определение показателей использования локомотивов Ход работы:Количественные показатели определяют объем перевозок и технической работы депо. Основными показателями объема перевозок являются: в грузовом движении – грузооборот в тонно-километрах брутто, отправление и прибытие груза в тоннах, выгрузка в вагонах.в пассажирском движении – пассажирооборот в пассажиро - километрах, отправление и перевозки пассажиров.Показателями технической работы являются передача локомотивов между дорогами и отделениями, а также пробеги локомотивов.Грузооборот – это одна из величин, которая служит для определения парка локомотивов, программы ремонта, потребности топливно-энергетических ресурсов, численность работников и эксплуатационных расходов.Определение грузооборота:,где: суточный пробег локомотивов, лок-км; вес поезда, т. (из исходных данных). ,где: 365 - число дней в году Пробег локомотивов: а) суточный , где: n – число пар поездов в сутки, (данные Практическая работа №2).Грузовое движение: 2·(250+157)·33=10612 лок-км.Пассажирское движение: 2·(1085+1000)·280=57085 лок-км б) годовой,где: 30,4 – средние число дней в месяце( 365/12=30,4 ); 12 – число месяцев в году. Грузовое движение: лок-кмПассажирское движение: лок-кмГрузовое движение: т-км. брутто.т-км. брутто.Пассажирское движение: т-км. брутто. т-км. брутто.Качественные показатели позволяют определить затраты на технические средства, степень использования локомотивов и выполнение графика движения поездов. Использование локомотивов отображает время полезной их работы в сутки, техническая скорость, среднесуточный пробег, масса поезда, производительность.Выполнение графика движения поездов – это процент отправления и следования поездов по графику движения.Время полезной работы – это время в течении которого локомотив обслуживает поезда.Техническая скорость – это среднее расстояние, пройденное поездом в течении одного часа без учета стоянок на промежуточных станциях.Среднесуточный пробег характеризует величину среднего пробега локомотивов эксплуатируемого парка в сутки. Для увеличения пробега необходимо повышать скорость движения и сокращать простои локомотивов.Производительность локомотива – это количество тонно-километров брутто, приходящихся в среднем в сутки на один локомотив эксплуатируемого парка.Время хода поезда по перегону:,где: S - длина участка, км;Vуч - участковая скорость, км; Грузовое движение: - участок АБ tАБ = 250/58 = 4,3 ч.- участок АВ tАВ =157/58 = 2,7ч.Пассажирское движение: - участок АГ tАГ = 1085/73 = 15 ч.- участок АД tАД = 1000/73 = 14 ч.Время полезной работы, определяем по следующей формуле:,где: среднесуточный пробег локомотива, лок·км ;техническая скорость движения, км. (Задана индивидуально преподавателем).где: суточный пробег локомотивов, локм N - число пар поездов в суткиколичество локомотивов эксплуатируемого парка, локГрузовое движениеч.Пассажирское движениеч.Производительность локомотива в сутки:,где: суточный грузооборот, лок-км. количество локомотивов эксплуатируемого парка, Грузовое движение: Пассажирское движение: Практическая работа №4Тема: Определение потребности в локомотивных бригадах для грузового движения аналитическим способом.Цель работы: Освоить методику определение потребности в локомотивных бригадах для грузового движения аналитическим способом.Ход работы:Для решения аналитическим способом определяем оборот бригады на данном участке и используем формулу:,где:время оборота локомотивной бригады, ч. число пар поездов в сутки, (данные практической работы №2);168,8 –кол-во часов работы при 40-часовой рабочей неделе., где:время хода поезда по участкам АГ и АД, ч(Данные практической работы №3);время приема и сдачи локомотива, ч(принимаю на каждом пункте равное 0,5 ч, эта операция предусмотрена технологическим процессам);ч.Для Пассажирского движенияч. Для грузового движения:ч. Для Пассажирского движения человек Для грузового движениячеловекгде:коэффициент запаса, учитывающий неявку бригады на работу, 12 - 15 %.человек человекПрактическая работа № 5Тема: Определение программы ремонта и техническогообслуживания локомотивов Цель работы: Освоить методику определения программы ремонта и техническогообслуживания локомотивов Ход работы:В настоящее время разработана и действует четкая система ТО и ТР. В основе этой системы установленные ОАО «РЖД» пробеги в локомотиво- километрах или локомотиво-часах, между каждым видом ТО и ТР. Основной документацией, устанавливающей эти пробеги являются:Программой ремонта называют количество ремонтов одного вида за 1 годТаблица 1.Годовой пробег локомотивов.( Исходные данные Практическая работа№3) Таблица 2.Среднесетевые нормы пробегов локомотивов между ТО-3, ТР и КР.Таблица № 3 Среднесетевые нормы простоя на ТО и ТР локомотивовОпределение программы ремонта:где: - общий годовой пробег локомотивов, лок-км ; Грузовое движение:ремонтовремонтовремонтовремонтов ремонтаПассажирское движение: ремонтовремонтовремонтовремонтов ремонтаТаблица № 4. Результаты вычисления годовой программы ремонта.Практическая работа № 6Тема: Определение фронта ремонта локомотивов в депо Цель работы: Освоить методику определения фронта ремонта локомотивов в депо Ход работы:Фронт ремонта – это количество локомотивов одновременно находящихся в течении суток во всех видах ремонта. Определяется как произведение программы ремонта и технического обслуживания на простой в ремонте и на техническом обслуживании, деленные на количество календарных дней в году. где: программа данного вида ремонта или технического обслуживания, ремонты; время простоя на ремонте, сутки 365-количество календарных суток в расчётном периодеИсходные данные Практическая работа № 5 Грузовое движение:лок.лок.лок.лок.лок.Пассажирское движение:лок.лок.лок.лок.лок.Практическая работа № 7Тема: Определение объема работ в цехе .Цель работы: Освоить методику определения фронта ремонта локомотивов в депо Ход работы: (Тематика данной работы соответствует тематике курсовой работы (проекта) студента и основана на знаниях полученных в период практики)Исходные данные работы взяты согласно технической документации соответствующего вида ремонта, а именно: трудоёмкость, количество исходных деталей в локомотиве)Определение объема работ в колесном цехе по ремонту колесных пар.Объем работ в цехе – это производственная программапредусматривающая количественные показатели, свойственные данному цеху (участку).Эта программа является основой для расчета Производственно-финансовый план цеха.Количество ремонтируемых колесных пар составляет:Электровоз ЧС имеет 6 колесных пар . Годовая программа ремонта по циклу ТР-3 берем из таблицы (Практическая работа №5)Производим расчет:МТР-3=17х6=102 колесных пар.Определяем трудоемкость ремонтируемых объектов где q - трудоемкость на ремонт одной колесной пары в данном виде ремонта М - программа ремонтовчел.час; общее время – 18,02 часа (время производства донного ремонта по технологической карте)разряд работ – 5премия – 50+ Индивидуальное число , % (Пример 50+20=70%)часовая тарифная ставка – 120руб.( изменяемся по заданию преподавателя)итого зарплата на 1 колесную пару – 120*1,7*18,02=3676 руб.итого зарплата на всю программу ремонта – 3676*102=374 952 руб.Практическая работа №8Тема: Составление и расчет производственно-финансового плана цеха.Цель работы: Освоить методику составление и расчет производственно-финансового плана цеха.Ход работы: (Исходные данные Практические работы №1-7) Изменение тарифов водоснабжения, теплоснабжения заданы преподавателем.Составление и расчет производственно-финансового плана цеха. 1. Расчет штата рабочих в колесном цехе.Ремонт и техническое обслуживание тягового подвижного состава выполняется комплексными и специализированными ремонтными бригадами.Расчет потребности рабочих для ремонта колесных пар локомотивов производится на основании плановой программы ремонта и нормативов затрат труда на единицу ремонта.Рассчитываем явочный и списочный контингент выполнения годовой программы ремонта реверсоров.Явочный контингент рассчитывают по формулеЧяв=Где:qрем – норматив трудоемкости ремонта ,чел.часМрем – программа ремонта или технического обслуживания за год Фгод - норма рабочего времени за год , часГодовые фонды времени работы цеха по ремонту рам тележек электровозов серии ЧС, оборудования и рабочих на 2016 год.Таблица 3.5.1 Фонд рабочего времени работы цеха по ремонту реверсоров и тормозных переключателей, оборудования и рабочих на 2016год.Фгод= 365 –выходные -праздничные (246-8)*8+7*8 =1960часаСогласно технолого-нормировочной карты и рассчитанной трудоемкостирассчитаем штат работниковЧяв=чел.Списочный контингент рассчитывают по формуле:Чспис=Чяв*(1+Кзам), гдеКзам коэффициент замещения, равный 0,09.Чспис=1*(1+0,1)=1,1 чел.Расчет и составление Производственно-финансовый план цеха.Производственно-финансовый план основной документ, на основании которого осуществляется вся производственно-хозяйственная и финансовая деятельность предприятия.Производственно-финансовый план цеха состоит из следующих разделов:ароизводственная программабехнолого-производственные показателивлан по трудуглан эксплуатационных расходовПлан по труду устанавливает количество производственных рабочих, общий штат и фонд зарплаты на планируемый период. Результаты сводятся в штатную ведомость.Штатная ведомость – расчетный документ, с помощью которого определяется зарплата работников цеха.Структура штатной ведомости:Графа№1 – номер статьи Производственно-финансовый план для цехаГрафа№2 – профессия рабочихГрафа№3 – средний тарифный разряд рабочихГрафа №4 – количество рабочих в цехеГрафа№5 – тарифная ставка рабочихГрафа№6 – сдельный приработокГрафа№7 – премииГрафа№8 – доплата за работу в праздничные дниГрафа№9 – доплата за работу в ночное времяГрафа№10 – прочие доплатыГрафа№11 – итогоГрафа№12 – годовой фонд зарплаты в рубляхтаблица 3.5.2 План эксплуатационных расходовГрафа№3 – средний тарифный разряд рабочих не должен превышать среднего разряда работ в цехе. Для определения среднего разряда работ и рабочих используется технолого-нормировочной картой и программой ремонта.Графа№4 – определение количества работников, необходимых для выполнения объема работ в цехе.Чспис=1 челГрафа№5 – определение месячной тарифной ставки.Тср=167*120=20040 руб.Графа№6 – Сдельный приработок.Для сдельщиков средний размер премии принимаем средний размер премии 60%. Тпр=20040*0,55=11022 руб.Графа№11 – 20040+11022=31062 руб.Графа№12 –31062*12=372744руб.Составление плана расходов. Порядок расчета статей расходов.Графа№1 – номер статей расходовГрафа№2 – наименование статей расходовГрафа№3 – количество ремонтов в годГрафа№4 – количество рабочихГрафа№5 – годовой фонд зарплатыГрафа№6 – отчисления на соц. страхованиеГрафа№7 – стоимость материала и запчастей на годовой объем работ цехаГрафа№8-10 – обслуживание производственных зданий и сооруженийтаблица 3.5.3 Плана эксплуатационных расходовВ графу№3 подставляем количество отремонтированных реверсоров и тормозных переключателей.В графу№4 записываем количество рабочих Чсп.В графу№5 записываем годовой фонд зарплаты рабочих (из штатной ведомости)Рассчитываем отчисления:1) Отчисления на соц. страхование. Принимаем 10% от годового фонда зарплаты рабочих.372344*0,1=37234,4 руб.2) Затраты на отопление , гдеВср – средний расход тепла помещений цеха. ( принимаем Вср=18500Гкалл)Тотопл – количество часов отопительного периода. (принимаем Тотопл=5040 часов)Lстоимость 1 тонны пара в рублях. ( принимаем L=30руб.)iтеплота испарения. ( принимаем i=2268) руб.3) Затраты на освещение., гдеSплощадь цеха. (принимаем S=300м2)Wудельная мощность. (принимаем W=2200 вт2)Kкоэффициент спроса. (принимаем K=0,77)Iэ – стоимость одного киловатта электроэнергии. ( принимаем Iэ=6руб.)Tвремя освещения. ( принимаем T=12 час.)руб.4) Расходы на воду., гдеЧсп – число рабочих и штата. – удельный расход воды на хозяйственно-бытовые нужды. (принимаем =25 л. на одного человека в день)– расход воды в душевой. ( принимаем = . на одного человека в день)250 – количество рабочих дней в году.Lв – стоимость 1м3 воды. ( принимаем Lв=22руб)руб.5) Текущий ремонт производственных зданий, сооружений и инвентаря.Принимаем 4% от стоимости 1м2 зданий. Стоимость одного 1м2=95000 руб.Етр=300*95000*0,04=1140000 руб.6) Амортизация основных производственных фондов.Принимаем норму отчислений на: капитальный ремонт зданий – 0,2% капитальный ремонт оборудования – 1%Стоимость 1м2 составляет 95000 руб.Стоимость оборудования – 150000 руб.Еамортд – 300*95000*0,002=57000 руб.7) Расходы на ремонт и содержание оборудования.Принимаем расход на: обслуживание – 0,2%ремонт – 1%Есодерж=300*95000*0,002+300*150000*0,002=147000 руб.Ерем=505000*0,01=5050 руб.8) Затраты на электрическую энергию для производственных целей.,гдеРуст – установленная мощность оборудования. ( принимаем Руст=15,5 кВт)Тоб – годовой фонд работы оборудования. ( принимаем Тоб=1800 часов) – коэффициент загрузки оборудования. ( принимаем =0,8)К – коэффициент спроса. (принимаем К=0,25)Lэ– стоимость 1кВт электроэнергии. (принимаем Lэ=6 руб.)руб.9) Расход на сжатый воздух, пар и кислород.Принимаем 1% от стоимости запчастей частей и материалов.,гдеLстоимость запчастей частей и оборудованияруб.10) Определение себестоимости ремонта колесной пары.С= Р/Мгод.рГде, Р-расходы цеха (в рублях). М- общий годовой объем в цехе или на участке. Р= эксплуатационные расходы + общеуправленчиские расходы. Общеуправленченские расходы на участок равны общеуправленческим расходам по предприятию разделить на количество участков. На данном предприятии 7 участков . Управленческие расходы по предприятию равны 505000 рублей. 505000/7 = 72142,9 (рублей.) –управленческие расходы на участок. Расходы общие равны: Р = 2894447,1+72142,9 = 2966590( рублей ).С= 2966590/102 = 29084,22(рублей ) стоимость одного ремонта .