Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Возная Вероника Ивановна

«Причины нарушений детского развития». Консультативный материал для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития.Подготовила: педагог- психолог Возная Вероника Ивановна, МБДОУ «Аленький цветочек»В хoде индивидуальнoго развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его мозговых структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других — более легкие и поддающиеся коррекционно-педагогическому воздействию. Наиболее уязвимыми периодами детства является период «первичной незрелости» организма в период до трех лет, а также период перестройки организма в период пубертата, когда уже гармонически сформировавшиеся системы детского организма вновь утрачивают состояние равновесия, перестраиваясь на «взрослое» функционирование. Это означает, что именно в дошкольном и подростковом возрасте некоторые дети особенно уязвимы, и их воспитание и обучение требует пристального внимания родителей. В большей части случаев только от заинтересованного отношения родителей к проблемам в развитии ребёнка зависит, как сложится процесс компенсации.Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в первой трети беременности. Поэтому огромное значение имеет для беременной мамы полноценное питание, сон и отдых, витаминизация пищи, крайне осторожное отношение к антибиотикам, выполнение правил здорового образа жизни.В период дошкольного и младшего школьного возраста (3 — 11 лет) детский организм представляет собой систему, более устойчивую к стойким необратимым отклонениям.Каждый возраст накладывает свой отпечаток на характер реагирования в случае патогенного воздействия. Что же важно знать родителям, чтобы внимательно отслеживать соотношение нормы и нарушения в развитии? Это так называемые уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на различные патогенные воздействия.Сомато-вегетативный (от 0 до 3 лет) — на фоне незрелости всех систем организм в этом возрасте на любое патогенное воздействие реагирует комплексом сомато-вегетативных реакций, таких, как общая и вегетативная возбудимость, повышение температуры тела, нарушение сна, аппетита, желудочно-кишечные расстройства;Психомоторный (4—7 лет) — интенсивное формирование корковых отделов двигательного анализатора, и в частности лобных отделов головного мозга, делает данную систему предрасположенной к гипердинамическим расстройствам различного генеза (психомоторная возбудимость, тики, заикание, страхи). Возрастает роль психогенных факторов — неблагоприятных травмирующих отношений в семье, реакций на привыкание к детским образовательным учреждениям, неблагоприятных межличностных отношений;Аффективный (7—12 лет) — на любую вредность ребенок реагирует с заметным аффективным компонентом — от выраженной аутизации до аффективной возбудимости с явлениями негативизма, агрессии, невротическими реакциями;Эмоционально-идеаторный (12 — 16 лет) — ведущий в препубертатном и пубертатном возрасте. Характеризуется патологическим фантазированием, сверхценными увлечениями, сверхценными ипохондрическими идеями, такими, как идеи мнимого уродства (дисморфофобия, нервная анорексия), психогенными реакциями протеста, оппозиции, эмансипации.Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает симптомов предыдущих уровней, но отводит им менее заметное место в картине нарушений. Перечисленные выше реакции являются обостренной формой нормального возрастного реагирования на ту или иную вредность.