Публикации «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»
Автор: Резаева Светлана Анатольевна

В связи с низким уровнем духовной культуры общества в целом, а также с тем, что понятие о нравственности в сознании современного человека становится всё более размытым, особую актуальность приобретает воспитание нравственной культуры дошкольников. Дошкольное детство – это так называемый «доморальный» уровень, когда происходит формирование первичных представлений о нравственных нормах и в сознании ребёнка возникает сеть словесно-образных ассоциаций. У детей начинают вырабатываться первые моральные суждения и оценки, формруется первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, поведение ребёнка начинает опираться на нравственную норму. Именно в этот период появляются предпосылки для нравственного воспитания детей. Трудно переоценить значение художественной литературы в период первого познания мира, в период формирования личностных черт характера. Правила морали и нравственные нормы при прочтении художественной литературы приобретают реальные очертания и наполняются живым содержанием. Восприятие литературного произведения становится для дошкольника своеобразной формой познания окружающей действительности. Ребёнок силой своего воображения проникает внутрь разворачивающихся событий, становится их участником. Из огромного количества существующих литературных жанров, для нравственного воспитания дошкольников я выбираю традиционные виды: малые формы устного народного творчества (для младшего дошкольного возраста), рассказы детских писателей (для старшего возраста) и сказки (для всех возрастов). Выбирая для чтения поэзию, нужно придерживаться произведений с ярко выраженным сюжетом (например, «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака).Малые фольклорные формы устного народного творчества (песенки, потешки, прибаутки) характеризуются чёткостью, краткостью и выразительностью. Веками народ отбирал и хранил их, передавая из уст в уста. Наполненные народной мудростью они оказывают на маленького человека и нравственное влияние – пробуждают чувство симпатии, любви к людям, всему живому. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку - баюкает младенца.В возрасте 2-4 лет ребенок еще не всегда может дать правильную моральную оценку поступкам героев песенки или потешки. Поэтому важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у детей удовольствие и радость, сформируют соответствующие отношение к героям и их поступкам.Удивительно разнообразен фонд авторских и народных сказок: от предельно простых по форме и содержанию до сказок с острым и захватывающим сюжетом. В сказках осмеиваются такие пороки человека как заносчивость, трусость, глупость, лень и злоба, красочно рисуется борьба могущественных сил зла с силами добра, представленных чаще в образе самого человека. Сказки рассказывают о том, что мужество, преданность и стойкость обязательно побеждают зло.Мышление ребенка дошкольного возраста отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Прежде всего, в формировании нравственных основ ребенка педагогу помогает народная сказка. Основная мысль, идея такой сказки выражена с помощью метода «активной наглядности»: путем развёртывания конкретных фактов, событий. Герои народной сказки представляют собой живые фигуры, взятые из реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта определенность достигается тем, что герой сказки, как правило, отличается ярко выраженной чертой характера ( добротой, трусостью, смелостью и т.д.). Все его поступки, поведение подчинены, характеризующей его, черте характера: добрый герой – остаётся добрым до конца, злой – злым. Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе! Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, «Коза и семеро козлят» предостерегает: открывать дверь незнакомцам нельзя, можно попасть в беду, «Красная шапочка» быть внимательным к наставлениям взрослых.В старшем дошкольном возрасте становится возможным использование рассказов детских писателей (Н.Носов, В.Драгунский, М.Зощенко, К.Ушинский и т.д.). Жанр рассказа также очень удобен для иллюстрации нравственных норм: в центре сюжета, как правило, одно событие, воплощённое в эпизоде из жизни героя. Рассказ имеет дело с готовыми характерами, которые раскрывают свои черты в определённых ситуациях. Если характер героя меняется, то это происходит под влиянием каких-либо событий. В своей работе я стараюсь подбирать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе (Осеева, .Воспитание нравственных основ у дошкольников 5-7 лет я занимиюсь уже на протяжении трёх лет. За это время сложилась определённая последовательность работы над текстом произведения, которую можно представить в виде нескольких этапов:1 этап – знакомство с книгойПроисходит «появление» книги перед детьми. Задача этого этапа – заинтересовать дошкольников книгой, на этом этапе достаточно заинтересованности внешним видом. Знакомлю детей с автором, демонстрирую его портрет и даю один-два хорошо запоминающихся фактов из биографии. Иллюстрации из книги стараюсь не показвать, так как считаю, что образ героя очень индивидуален и у каждого свой, а формирование этого образа в сознании ребёнка способствует развитию фантазии, воображения. Если любимую книгу в детский сад приносит ребёнок, то он рассказывает о ней сам, происходит «представление» книги. На этом этапе у детей должно возникнуть желание причитать книгу.2 этап – собственно чтение ( «вхождение» в текст произведения)Восприятие должно происходить в спокойной обстановке ( в режиме «медленного чтения») с возможностью смены динамических поз: ребёнка невозможно удержать в одном положении при эмоциональном восприятии сказки, рассказа даже если они небольшие по объёму. Во время чтения или рассказа педагог должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Преимущество имеет не чтение, а именно рассказ, так как в этом случае можно видеть реакцию детей на прочитанное. Если же книга читается, то текст должен быть знаком педагогу – это даст возможность хоть иногда отрывать взгляд от страницы и обратить внимание на детей.Возможно слушание произведения в записи, сделанной профессиональными актёрами. Но, по моим наблюдениям, запись с голосом самого популярного актёра значительно проигрывает живому голосу воспитателя. У педагога, наблюдающего за восприятием детей, есть возможность сделать в процессе чтения или рассказывания необходимые паузы, комментарии и интонационные акценты.3 этап – обсуждение прочитанногоНесомненно, в работе по нравственному развитию дошкольников основным методом является беседа по поводу прочитанного произведения, в ходе которой главное – дать детям высказаться, оценивая поведение героев, задавать вопросы и отвечать при обсуждении различных этических ситуаций. Необходимо создать среду ( специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм: слушание текста произведения переживание понимание оценка формирование представлений о нравственных нормах и навыках. В ходе такой беседы важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу поступков персонажей, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить случаи из собственного опыта.Обсуждая поступки героев нужно постараться избежать излишнего морализирования, однозначных оценок, не следует увлекаться убеждениями и определениями в однозначном варианте. Всё, что связано с человеком весьма многогранно. Нужно верить в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств и интуицию.Даже если ребёнок не готов озвучить свои эмоции по поводу прочитанного ( в каждом коллективе есть такие «неговорящие» дети, которые не могут связно рассказать о своих впечатлениях ), педагог может предложить выразить своё отношение с помощью мимики и жестов (пластический этюд), изобразить его на бумаге, с помощью любой другой продуктивной деятельности или, наконец, спеть песенку. Основная задача этого этапа – выражение эмоций по поводу прочитанного произведения и не так важно, каким способом ребёнок это сделает.4 этап – воспроизведение и осмысление (игры по мотивам прочитанного произведения) Педагог должен понять на какие сферы читательской деятельности (эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует текст, и в зависимости от этого подбирать задания.Большое внимание я уделяю играм – драматизациям по литературным сюжетам. Дети, проигрывая сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью драматизации формируются нравственные качества необходимые в общении между сверстниками, в коллективе: взаимопомощь, «чувство локтя», умение сотрудничать. Так, средствами художественной литературы, обращаясь к чувствам дошкольника, мы можем формировать нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой деятельности. Литература:1. Виноградова А.М., Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/ под ред. А.М.Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.- 96с.2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах/Г.М.Коджаспирова. – М.:Айрис-пресс, 2008. – 256с.3. Шорыгина Т.А. «Родные сказки». Нравственно-патриотическое воспитание. М.: Прометей; Книголюб, 2005 г.4. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006 г.5. Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: науч. – метод. пособие для педагогов детских садов «Мир-прекрасное творение». – Курск, 2008 г.6. Натаров В.И. и др. «Моя страна». Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж ТЦ «Учитель», 2005 г.7. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольника с художественной литературой» Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера» 1998 г.8. Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду». – М.: Мозаика - синтез, 2005 г