Публикации
Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»
Автор: Шелепова Валентина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»
Автор: Шелепова Валентина Николаевна
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Обшаровка Приволжского района Самарской области»Доклад«Внеклассная работа по социализации воспитанников в социуме »Воспитатель: Шелепова В.Н.с.Обшаровка2017гОдной из главных задач воспитания человека является его социальное самоопределение, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности воспитанников в реальные социальные отношения, т.е. возникновение у них личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты. Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным — отношение личности к данной деятельности. При этом проявляется такая особенность социальных отношений детей: с одной стороны, они адекватны социальным отношениям взрослых, с другой — носят опережающий характер. Дети, включаясь в реальные отношения, ориентируются на свое идеальное представление об этих отношениях. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значение деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той деятельности, в которую ребенок включается. Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивида с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности.Среди социально-гуманитарных функций, которые являются целевыми функциями, приоритетной является социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода бодрствования в течение дня. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу. Одним из позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен, является начальное переосмысление обществом своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребёнок, глубоко умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом - он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Важно отметить, что данная система не просто облегчает нам ежедневную работу, но и показывает каждому воспитателю диапазон его возможностей, побуждает желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепляет веру в своей значимости как профессионала, как личности в целом. Все это незамедлительно сказывается на воспитанниках, они видят в воспитателе друга, партнера, помощника. Дети ощущают ежедневную персональную заботу о себе не как о «ребенке балласте», а как о ЛИЧНОСТИ, которую любят и принимают такой, какая она есть! В отличие от других школ, коррекционно – образовательная школа – интернат или, как их называли, школы VIII вида по всей стране создавались как школы-интернаты с небольшим количеством обучающихся. И это не случайно, т.к. помимо знаний, даваемых по учебным программам, перед такими школами ставится социальная задача: подготовить своих воспитанников, имеющих умственную отсталость, к самостоятельной жизни в обществе, адаптироваться в естественном социальном окружении. А это значит, что обучающиеся с отклонениями в развитии должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало бы существующим в обществе нормам. Получить такое воспитание в своих семьях, большинство которых неблагополучные, практически невозможно. Вот поэтому очень важно существование данных школ в виде интернатов. Жизнь в интернате строится в условиях охранительно – педагогического режима, который предусматривает тщательное планирование всех мероприятий, которые направляют деятельность обучающихся, определяют их поведение. Неукоснительное соблюдение правильного режима способствует формированию нужных навыков и привычек, создает систему условий, щадящих неполноценную нервную систему. В школах существуют внешние раздражители, истощающие нервные силы ребенка. Это, прежде всего, шум. При длительном воздействии шум вызывает раздражительность, головные боли, утомление даже у здоровых людей. Обучающиеся с отклонениями в развитии легко возбуждаются в шумных условиях, они с трудом переносят больное скопление людей, тесноту. Вот поэтому в таких интернатах должно обучаться небольшое количество детей. Наполняемость классов в нашем интернате до14человек. Для успешного развития обучащихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно – следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни. В школе- интернате разработана программа: 1. Личностное развитие - понедельник. 2. Охрана здоровья – вторник. 3. Художественно - эстетическое воспитание – среда. 4. Гражданско - патриотическое воспитание- четверг. 5. Трудовое воспитание - пятница. Педагоги в школе- интернате: - контролируют выполнение режима дня , своевременное выполнение домашнего задания, оказывает помощь в учении и в разумной организации досуга; - осуществляют совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию обучающихся; - прививают обучающимся любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; - чётко и целенаправленно планируют свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми. - проводят работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию; - изучают личность ребёнка, его интересы и использует полученные материалы для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания, учитывает в работе рекомендации и назначения врачей — психиатра и педиатра. Наша школа готовит воспитанников к самостоятельному труду и даёт им определённый объём знаний и умений по ряду предметов школьного курса, а также необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счёте, создаёт предпосылки социальной адаптации школьников с особенностями в развитии.