Публикации Требования ФГОС к системе дошкольного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Требования ФГОС к системе дошкольного образования
Автор: Великородная Ольга Ивановна

МБДОУ детский сад №10 седосеевкаВоспитатель высшей категории: Великородная О.И.Исследования развития эмоциональной сферы: постановка проблемы Исследования проблемы развития эмоциональной сферы обозначена в конце ХIХ века. В. Вундт и Э. Клапаред рассматривали эмоциональное развитие как движения от неудовольствия к удовольствию. К. Бриджес представила онтогенетическое развитие эмоций как их постепенную дифференциацию из первичного состояния общего возбуждения.К. Бюлер, рассматривая линию общего онтогенетического развития, занимался изучением вопроса определения места эмоций по отношению к психическим процессам. По его мнению, на ранней ступени развития психическая жизнь и деятельность не определяется исключительно принципом удовольствия. Удовольствие выступает как двигатель, толкающий к тому или иному поступку, оно подвижно и склонно менять свое место в системе других психических функций.К. Бюлер выделяет три ступени поведения (по мере передвижения удовольствия): инстинкт, дрессура и интеллект. В зависимости от этого существует три стадии самого удовольствия. Endlust (конечное удовольствие) – переживание, лежащее в конце инстинктивной деятельности. Эмоции обеспечивают целостное протекание инстинктивной деятельности, от начала до конца. Funktiohlust (функциональное удовольствие) появляется в ранней форме детских игр, когда ребенку доставляет удовольствие не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Удовольствие смещается от конца процесса к его содержанию (самому процессу). Vorlust (предвосхищение удовольствия) – эмоционально окрашенное переживание, возникающее в самом начале процесса. Удовольствие смещается от самого процесса к его началу.Эмоциональные процессы, по мнению К. Бюлера, не имеют закрепленного места в нашей жизни. Развитие эмоций зависит от множества факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.Л.С. Выготский, полемизируя с вышеназванными учеными, утверждает, что эмоции могут быть поняты лишь в контексте человеческой жизни и их развитие не может ограничиваться стремлением к достижению удовольствия. Уровневая организация эмоциональной сферы личности: Первый уровень – элементарных чувствований. Они могут быть как местного характера, выступая в качестве эмоциональной окраски отдельного ощущения, так и более общего, разлитого неопредмеченного характера, выражая общее более или менее разлитое органическое самочувствие индивида (чувство беспредметной тоски, беспредметной тревоги или радости). Второй уровень эмоциональных проявлений составляют предметные чувства (эмоции). Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы. Третий уровень связан с более обобщенными мировоззренческими чувствами: юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п..Системность, организованность, уровневость эмоциональной сферы: 1. Эмоциональные явления системны по своей психологической структуре. Они осуществляются с помощью системных мозговых механизмов; 2. Различные параметры эмоций (знак, модальность, осознанность, подчинение произвольному контролю и т.п.) являются системными качествами и как таковые связаны с работой определенных мозговых структур; 3. Организация эмоциональной сферы является уровневой, т.е. содержит сознательные и бессознательные явления.Эмоциональная сфера как некая система влияния личности на действительность, подлежащая дифференцировании в ходе развития.П.М. Якобсон выделяет основные параметры развития эмоциональной сферы личности. В процессе развития потребностей и влечений происходят интенсивные изменения в области эмоций и чувств, изменяется их характер, способ реагирования. В определенные периоды возрастного развития определенные эмоции и чувства являются главными, доминирующими (связанными с наиболее существенными в данный период целями и задачами развития). Существенной характеристикой развития эмоциональной сферы, по его мнению, является место, занимаемое ею в общей картине жизни и деятельности человека.Современные исследования (Л.И. Божович, В.К. Вилюнас, Г.М. Бреслав, Л.В. Тарабакина), подходят к этому вопросу с позиции системного подхода, делая акцент на соотношении детерминант развития эмоциональной сферы.