Публикации «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»
Автор: Микова Татьяна Александровна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 20»Рассмотрено на Методическом советеПротокол № __от ___.___.20___ г.Принято на Педагогическом советеПротокол № __от ___.___.20___ г.УтверждаюПриказ № ____от ___.___.20___ г.ЗаведующийМБДОУ «Детский сад № 20»_________ С.В. СеливановаИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА «Обновление образовательного процесса в ДОУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЕДИНОГО ПРОСТРАНСТВА «СЕМЬЯ-ДЕТСКИЙ САД» С УЧЕТОМ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ПО НАПРАВЛЕНИЮ «моделированиеобразовательнойсредывдошкольныхобразовательныхорганизацияхсучетомобразовательныхпотребностейвоспитанников»г. Александровск, 2015 годВ дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие  новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование. В настоящее время дошкольные учреждения могут самостоятельно осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.Поэтому проблема создания целостного образовательного процесса является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями.Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный  процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.Образовательный процесс в каждом дошкольном учреждении и для каждого воспитанника имеет свою уникальность и своеобразие, и напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов,состояния развивающей предметно-пространственной среды, системы взаимодействия с родителями воспитанников и непосредственно с самими воспитанниками.Повышение компетентности педагогов очень важно для построения целостного и успешного образовательного процесса в ДОУ в свете нового образовательного стандарта. В данный момент педагоги уже познакомились нормативными документами и переосмыслить собственную деятельность: прошли курсы по образовательному стандарту, имели возможность разобрать образовательный стандарт на семинарах и круглых столах, принятьновую позицию. Поэтому сейчас возникает необходимость в практическом овладении новыми видами деятельности при построении образовательного процесса и самостоятельное его планирование. Дать готовый материал каждому педагогу в этом направлении невозможно, так как все педагоги в нашем ДОУ имеют большой стаж работы, свою точку зрения на образовательный процесс, присущие только им навыки, умения и способности в профессиональной деятельности. Именно поэтому конкретные методические рекомендации, определяющие тактику образовательного процесса, должны быть вариативны, и педагог должен иметь возможность самостоятельного выбора материала. Педагоги должны стать соавторами целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под свою группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы своих воспитанников.Именно с учетом особенностей развития дошкольников своей возрастной группы педагоги проектируют и развивающую предметно-пространственную среду. Развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении предполагает доступность, мобильность, безопасность, вариативность, насыщенность. Также она должна удовлетворятьпотребность детей в познании, развитии воображения, творчества; выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую и коммуникативную функции, обеспечивать их психическое и эмоциональное благополучие. В ДОУ должны быть созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.Родители воспитанников должныстать активными участниками образовательного процесса, всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.  Задача педагогов выстроить эффективное взаимодействие с семьёй.Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Таким образом, стоит отметить, что обеспечение взаимодействия с родителями  по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность способствует обогащению развивающей предметно-пространственной среды и является показателем эффективного сотрудничества, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса переходят к позиции инициаторов и активных участников.Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-равноправное общение, совместное приобретение опыта.Работа по взаимодействию с семьей должнабыть ориентирована на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Ведь тесное взаимодействие с семьями воспитанников объединяет коллектив детского сада и семьи воспитанников в вопросах решения общих задач воспитания и развития детей и позволяет взаимодействовать далее в едином пространстве «Семья – детский сад».Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения целей современного дошкольного образования.Только применение активных методов обучения в образовательном процессе позволяет создать такую среду как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.По определению Российской энциклопедии активные методы обучения— методы, позволяющие активизировать образовательный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, и характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.В нашем ДОУ уже имеется опыт инновационной педагогической деятельности с применением методов и приемов активизации дошкольников: это приемы различного сотворчества, интеграция образовательных областей друг с другом, привлечение к совместной деятельности родителей, проектная деятельность и т.д. Представленная ниже инновационная образовательнаяпрограмма будет реализована в МБДОУ «Детский сад № 20» в 2016 году. В  2015 – 2016 учебном году МБДОУ «Детский сад № 20» реализует общеобразовательную  программу для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией              Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А.Васильевой. Детский сад посещают 86 детей. В нашем детском саду на 01.01.2016 г. работает 24 сотрудника: 1 человек – административный персонал, 10 человек – педагогический состав, 13 человек - обслуживающий персонал. Музыкальный руководитель – Поносова Е.В.Расстановка педагогов по группам 2015-2016 уч.г. Цель инновационной образовательной программы: улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования.Задачами инновационной образовательной программы станут:
  • разработка и апробирование нетрадиционных эффективных форм методической работы с кадрами, направленных на развитие профессиональной компетенции педагогов в контексте основных идей ФГОС ДО;
  • создание педагогами рабочих программ, планирование образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
  • приведение развивающей предметно-пространственной среды в соответствие с ФГОС ДО;
  • разработка инновационных форм и организация тесного сотрудничества с родителями воспитанников;
  • Разработка и апробирование инновационных эффективных методов и приемов педагогической работы, направленных на развитие личностей детей.
  • Предметинновационной образовательной программы: образовательный процесс в ДОУ.Руководитель инновационной образовательной программы: Микова Т.А., старший воспитательУчастники:Селиванова С.В. – заведующий ДОУ, педагоги ДОУ, родители (законные представители) воспитанников, дети.Планируемые результатыинновационной образовательной программы:
  • совершенствуется профессиональная компетенция педагогов;
  • внедрена оптимальная модель образовательного пространства в ДОУ в соответствии с федеральными нормативными документами;
  • обновлено программно-методическое обеспечение; совершенствуется планирование воспитательно-образовательного процесса;
  • создано единое образовательное пространство среди педагогов и семей воспитанников;а также условия для всестороннего и полноценного развития личности каждого ребенка.
  • Финансовое обеспечение инновационной образовательной программы: реализация инновационной образовательной программы«Обновление образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС ДО» опирается на существующую материальную базу дошкольного учреждения и обеспечивается бюджетным финансированием.Порядок расчета объема дополнительных средств на реализацию инновационной образовательной программы: за счет средств бюджета Пермского края в сумме 135400,00 рублей, старший воспитатель – 0,5 ставки. Перспективный план инновационной образовательной программыНа подготовительном этапе инновационной образовательной программы(декабрь 2015 года) планируем:
  • Составление перспективного плана инновационной образовательной программы
  • Подбор и изучение методической литературы
  • Проведение подготовительной консультации для педагогов
  • На основном этапе инновационной образовательной программы(январь-декабрь 2016 года) будут реализованы следующие мероприятия:
  • Проведение педагогами консультаций для коллег, представление своего педагогического опыта
  • Написание технологических карт, перекладывание конспектов занятий в технологические карты
  • Переподготовка
  • Посещение курсов повышения квалификации
  • Открытый показ НОД
  • Участие в очных и заочных мероприятиях педагогического мастерства, публикации
  • Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам подготовки материалов
  • Планирование и организация проектной деятельности
  • Написание педагогами рабочих программ
  • Изучение методической литературы, ООП
  • Самообследованиепедагогами РППС своей группы, проектирование РППС своей группы
  • Подготовка атрибутов и материалов к конкурсу по физическому воспитанию дошкольников
  • Пополнение РППС своей группы, покупка недостающего оборудования и пособий
  • Проведение утренников и других мероприятий (в том числе в группах раннего возраста) совместно с родителями
  • Родительские собрания (общие и групповые)
  • Индивидуальные и групповые беседы и консультации для родителей
  • Пополнение информации в родительском уголке и на сайте ДОУ
  • Организация и проведение смотров-конкурсов и выставок для родителей
  • Организация и проведение субботников с родителями в рамках различных проектов
  • Привлечение родителей совместному взаимодействию с детьми и педагогами
  • Организация и проведение мастер-классов для родителей
  • Интеграция образовательных областей в НОД и режимных моментах
  • Привлечение к более успешной адаптации в группах раннего возраста родителей
  • Применение приема «сотворчество взрослого и ребенка» в НОД и режимных моментах
  • На заключительном этапе инновационной образовательной программы(декабрь 2016 года) планируем:
  • Подведение итогов проведения и проектирование дальнейшего образовательного процесса.
  • Организация и проведение по проектированию образовательной деятельности приведет к более эффективному ее переходу и планированию в соответствии ФГОС ДО. Педагоги получат полезные умения и навыки: мыслить широко, делиться богатым и полезным опытом педагогической работы, не бояться самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность в соответствии ФГОС ДО, а, значит, и передадут свою уверенность воспитанникам. Совместно с родителями будет организовано единое образовательное пространство, они станут ближе к детскому саду и вникнут во многие нюансы его деятельности. И, в связи с этим, с пониманием станут относиться к нелегкому труду педагога. А дети, участвовавшие в разработке и апробации инновационных методов, станут более уверенными в себе, самостоятельными, любознательными, инициативными, креативными и открытыми переменам. Также повысится мотивация старших дошкольников к обучению в школе, а у малышей адаптация пройдет легче. Опираясь на даннуюинновационную образовательную программустарший воспитатель совместно с педагогами и заведующим сможет успешно проектировать дальнейший образовательный процесс в соответствии ФГОС ДО.