Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Долгополова Ольга Николаевна

Проект по развитию речи ребенка с умственной отсталостью «Раз словечко, два словечко» в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения Категория детей с умеренной степенью умственной отсталости представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является психофизический дефект и в большинстве случаев наличие выраженных органических нарушений.Проблема развития речи актуальна, поскольку речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей с умеренной степенью умственной отсталости.Я второй год работаю логопедом в дошкольном образовательном учреждении дер. Рикасиха Приморского района. Но так же курирую филиал Образовательного учреждения в поселке Лайский Док, разновозрастную группу. Эту группу посещает ребенок с синдромом Дауна 5-6 лет, имеющий выраженную степень умственной отсталости. Передо мной стояла задача активизировать речевые функции ребенка. Сложность заключалась в том, что посещала я этот детский сад 1 раз в неделю, а этого, естественно, недостаточно, когда речь идет о ребенке с нарушением интеллекта. Необходимо было найти эффективные формы работы. Так появился детско- родительский проект «Раз словечко, два словечко», который объединил всех участников образовательного процесса: детский сад, ребенка и родителей и целью которого являлось активизация речи ребенка с выраженной степень ю умственной отсталости. В соответствии с законом об образовании, с Федеральным образовательным стандартом – родители являются обязательными участниками образовательного процесса. В нашем случае перед нами стояли следующие задачи:-развитие понимания ребенком обращенной речи-обогащение вербальных и невербальных средств общения- ативизация родителей как участников образовательного процесса-обучение родителей приемам эффективного взаимодействия и общения с ребенком-способствовать гармонизации детско - родительских отношений.Сроки реализации проекта- с сентября 2016 года по настоящее время.Работа по развитию речи детей с умеренной умственной отсталостью проводится с учетом следующих дидактических принципов:- комплексности (воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений);- максимальной опоры на различные анализаторы;- опоры на сохранные звенья нарушенной функции;- поэтапного формирования умственных действий (по П. Я. Гальперину, при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;- учета зоны ближайшего развития (по Л. С. Выготскому, при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;- усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу.К началу нашей работы речь ребенка характеризовалась следующими аспектами:-затруднено восприятие и понимание речи ребенком.-активная речь представлена вокализмами , отдельными звукоподражаниями , -вербальная недостаточность восполняется использованием жестов В результате процесс социализации в детском коллективе был очень затруднен.Основным средством обучения являлась игра - театрализованная ( с использованием пальчикового театра, би-ба-бо), сюжетно- ролевая ( в ходе которой мама брала на себя ведущую роль), дидактическая.Так как наш проект- детско- родительский, мама присутствовала на большинстве наших занятий. Пероначально ей была ближе роль стороннего наблюдателя , ей было трудно включить в деятельность. Постепенно , знакомясь с теми или иными приемами взаимодействия, понимая их значение, она стала проявлять больше активности, и в некоторых играх брала на себя ведущую роль . Этапы работы:
  • формирование предпосылок общения и речи у ребенка.
  • На первоначальных этапах необходимо учить детей понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции педагогов, участвовать в несложном диалоге, договаривать фразы за взрослым, обращаться к педагогу с просьбами.Направления работы на данном этапе:1. Развитие слухового восприятия.Задачи:• расширить рамки слухового восприятия;• развить слуховые функции;• сформировать основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи.Приемы:• привлечение внимания к звучащему предмету;• различение звучания шумов, музыкальных инструментов, голосов;• реагирование на громкость звучания;• узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];• развитие подражания неречевым и речевым звукам;• различение и запоминание цепочки звукоподражаний.2. Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации.Задачи:• расширить рамки коммуникации с окружающими;• развить невербальные компоненты коммуникации. Приемы:• развитие понимания жестов и выразительных движений;• моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно - значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);• развитие мимики и жеста.3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.Задачи:• развить мелкую моторику рук, четкую артикуляционную кинестезию, тактильную память;• формировать представления о схемах лица и тела;• развить подвижность речевой мускулатуры;• обучить восприятию артикуляционных укладов звуков, путем развития зрительно – кинестетических ощущений.Приемы:• массажные расслабляющие (активизирующие) движения;• пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;• активизация пассивных и активных движений рук;• артикуляционная и мимическая гимнастика.4. Развитие импрессивной речи.Задачи:• развивать понимание ситуативной и бытовой речи;1. Развитие у детей понимания отдельных простых просьб и обращений взрослогоЗадание 1. Показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого.Задание 2. Показать знакомых близких людей по просьбе взрослого.Задание 3. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, сесть, подойти, лечь, попрыгать, бежать).Задание 4. Показать по словесной инструкции действия на себе (на картинке): ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает.Задание 5. Научить понимать вопросы Что? Кого?, которые помогают выяснить объект действия: Что делает? У кого был? Кого видит?Задание 6. Научить понимать вопросы Кто это? Что это? Кто? Что?, выясняющие субъект действия: Кто поет? Кто читает? Что лежит?Задание 7. Научить понимать вопросы Где? Куда? Откуда? На чем?, выясняющие местонахождение предметов.Задание 8. Научить понимать вопрос Чем?Задание 9. Разложить предметы, игрушки в заданной последовательности (3 штуки).Задание 10. Разложить картинки в нужной последовательности.Задание 11. Понимать вопросы к простой сюжетной картине.Задание 12. Совершать действия с отобранными предметами по инструкции педагога.Игры«Ладушки», «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Идите ко мне - бегом ко мне», «Возьми, положи, брось», «Возьми, кати», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Мишка спрятался», «Куда девался мяч», «Спрячь матрешку», «Покатай зайку».5 Обучение предметным действиям и пониманию сопровождающей эти действия речиИгры«Поймай мяч», «Попляшем с погремушками», «Переложи игрушки», «Прокати шарики», «Прокати шарики через воротца», «Посадим грибы» (пособие), «Пирамидки», «Закрой коробочки», «Сделай целую игрушку», «Игра на детском рояле», «Спрячь игрушку»» «Спрячь картинку», «Найди свой стул», «Бегите ко мне», «У кого такое?», «Найди пару», «Угадай, чего не стало».Естественные бытовые ситуацииЗадание 1. Чем моет? Что моет? (водой, мылом, лицо, руки)Задание 2. Чем вытирает? Что вытирает? (полотенцем, лицо, руки)Задание 3. Чем играет? На чем играет? (куклой, мячом, на гармошке, дудочке)Задание 4. Чем ест? Что ест? (ложкой, вилкой, суп, кашу, картошку)Задание 5. Чем рисует? Что рисует? (карандашом, дом, машину)Задание 6. Чем приколачивает? Что приколачивает? (молотком, картину и др.)Задание 7. Чем режет? Что режет? (ножом, хлеб, сыр)6. Формирование у детей связей между предметами, действиями и их словесным обозначениемЗадание 1. Научить детей узнавать игрушки по их описанию.Задание 2. Учить определять предметы по их словесному описанию и назначениюЗадание 3. Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.Задание 4. Учить узнавать предметы по назначению.- Покажи, чем будешь есть суп.- Покажи, чем будешь рисовать.- Чем будешь чистить зубы?- Что наденешь, когда пойдешь гулять?- Чем будешь мыть руки? и т. п.Задание 5. Где что лежало. Кто с кем поменялся. Кого (чего) нет.Задание 6 Сличение и сортировка предметов по цвету, форме, величине.7. Формирование у детей интереса к игрушкам, игре, обучение игровым действиямЗадание 1. Стимулирование выполнения отраженных действий.- Сделай, как я.- Покажи, как зайчик прыгает.- Уложим кукол спать.- Оденем Катю на прогулку.- Построй ворота- Построй башню.- Опусти шарик в коробку.- Спрячь шарик в ладошках.- Почтовый ящик.Задание 2. Поиграем на гармошке (дудочке, барабане и т. п.).Задание 3. Куда упал мячик.Задание 4. Поймай зайку. Зайка прячется.Задание 5. Катание мяча по показу взрослого.Задание 6. Бросание мяча по показу взрослого.Задание 7. Подражание движениям рук, ног, головы, плеч.Задание 8. Нанизывание колец (4 - 5 крупных) пирамиды.Задание 9. Бросание мелких предметов в жестяную коробку.Задание 10. Чудесный мешочек. Складывание парных предметов, игрушек.Задание 11. Солнце или дождик? (С бубном)Задание 12. Чей одуванчик дальше улетит?Задание 13. Угадай, на чем играю.8. Развитие у детей подражательной речевой деятельностиИгры«Угадай, кто кричит», «Громко - тихо», «Кто как кричит?» А. Барто, «Птицеферма», «Кормление птенцов» - речевая гимнастика, «Кот и мыши» (слово «мяу»), «Поезд» (звук У), «Лошадки», «Накорми телят» (ммуу).Задание 1 Изменение силы голоса по подражанию.Задание 2. Изменение высоты голоса по подражанию («Пи-пи», «Гаф-гаф»).Задание 3. Развитие длительного направленного ротового выдоха (на звуке Ф)-Задание 4. Чей пароход лучше гудит? (на звуке У)Задание 5. Успокой куклу. Произношение звука А .Задание 6. Кто как кричит? ( Ау, уа, иа, га-га, пи-пи, мяу)Задание 7. Улыбнемся Петрушке, (звук И )Задание 8. Покажи и назови. ( Катя, гуси, кот, конь)Задание 9. Игра «Волшебный сундучок» (это дом, это Катя, это киса, это утка, это гусь, это мишка и т.п.)Задание 10. Когда это бывает? (приметы времен года)Задание 11. Игра «Автомобили», (произношение «6и-би...»)Задание 12. Угадай, кто сказал. Сказки «Три медведя», «Теремок», «Волк и семеро козлят».Задание 13. Игра «Эхо». (Ау, Оля, Ау)9. Обучение детей выражать свои желания словесно, однословным или двусловным несинтаксированным предложениемЗадание 1. Назвать свои игрушки, знакомые предметы. Допустимо нечеткое произношение.Задание 2. Назвать предметные картинки отраженно за педагогом, затем самостоятельно.Задание 3. Назвать слова отраженно и сопряженно с педагогом, сохраняя ударение.А: Аня, Алик, Катя, Тата, шарик, тапки, шапка, зайка, палка, мак, пальчик, чашка.О: Оля, Коля, Зоя, ослик, дом, боты, зонт, козлик, ротик, котик, носик, ложка, кошка.У: утка, муха, кубик, туфли, уши, зубы, губы.И: Дима, киса, Зина, Нина, нитки.Задание 4. Вызвать двусложные предложения со словами: где, дай, на, вот, тут.- Где мячик? - Вот мячик.- Дай кису. - На кису.Задание 5. Учить ребенка в бытовых ситуациях выражать свои желания с помощью речи:дай пить идем домойдай еще хочу питьтетя идем хочу гулять идем гулятьСловесное подражание может быть в любой форме без исправлений недостатков со стороны взрослого. В результате проведенной работы :- ребенок в большем объеме понимает обращенную к нему речь, выполняет инструкции, отвечает на заданные вопросы- активная речь представлена большим количеством звукоподражаний, короткими словами или частями слов ( ударные слоги), появляются первые фразы ( «Это что?)- речь сопровождается жестами, мимикой. Все это способствует развитию взаимодействия со сверстниками ( совместные игры ) и со взрослыми. Сейчас мы перешли к следующему этапу работы - Обогащение словарного запаса у детей и его активизацияНа данном этапе работы определили для себя следующие задачи:1. Расширение пассивного словарного запаса2. Активизация словарного запаса3. Выделение на слух и в произношении ударного слога4. Построение и употребление обиходных словосочетаний5. Употребление в речи однословных и двусловных предложений6. Развитие речевой подражательностиФормирование устной речи умственно отсталых детей – одна из наиболее важных и сложных задач их обучения и воспитания. От нее зависит успех всей коррекционно-развивающей работы.