Публикации Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профессионального мастерства «Воспитатель года России -2017»
Автор: Коростелева Ирина Валерьевна,

Родительское собрание «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»Форма проведения: семинар.Цели: обогащение родительских представлений об умственном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 3-4 лет; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укреплять сотрудничество семьи и педагогического коллектива.Участники: родители, воспитатель.План проведения
  • Вступительная часть: создание проблемной ситуации;
  • Основная часть:
  • анализ результатов обследования детей 3 лет;
  • выполнение заданий в мини-группах;
  • педагогический всеобуч «Развитие зрительного восприятия
  • Подведение итогов собрания.
  • Ход мероприятия:
  • Подготовительный этап
  • Изготовление пособий по сенсорному развитию (совместно с родителями).Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания. Обследование «Сенсорное развитие детей 3 лет» Проведение консультаций «Значение сенсорного воспитания», «Надо ли специально заниматься с малышом»Оформление наглядной информации: фотостенд, папка-передвижка.2. Организационная частьОформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия) Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования3.Вступительный этап.Добрый вечер, уважаемые родители!Посмотрите на жизньВы глазами детей,Сколько радостей,Сколько открытий.Шаг за шагомС ребенком смелейВы по этой планете идитеТ. ШикаловаК 3 годам у ребенка развито умение и желание общаться с взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем родителям надо знать, чему учить и как учить, какими методами пользоваться.Конечно, разнообразная деятельность малыша и без нашей помощи приводит к необходимым сдвигам в умственном развитии. Задача взрослых – не научить ребенка чему-то необычному, а, наоборот, расширить и углубить естественные для его возраста стороны развития. И сделать это можно, умело руководя обычными для трехлетки видами деятельности, подчеркивая в них те моменты, которые особенно важны с точки зрения формирования умственных способностей.В образовательной программе младших групп основным является сенсорное направление, которое составляет фундамент умственного развития ребенка. Возраст от 2 до 4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия.Создание проблемной ситуацииРодители делятся на микро-группы. Каждая микро-группа получает лист с заданием. В течение 2-3 минут члены группы проводят коллективное изучение предложенной информации и дают ответ на заданный вопрос. Задание. Мысленно обследуйте объект (птицу, снег, елку) с помощью различных анализаторов и получите более полное представление о нем. Расскажите какие анализаторы вы задействовали в процессе обследования и какие представления получили.После выполнения заданий родителям предлагается коллективно найти ответ на вопрос «Какие бывают формы познания? Обсудить возможные варианты. Основная часть.Анализ результатов обследования детей.Каждый родитель знает своего ребенка и его способности. Но не каждый родитель знает, что должен знать и уметь ребенок в соответствии со своим возрастом. Чаще всего родители оценивают развитие своего ребенка по сравнению с другими знакомыми детьми. Все дети разные, и развиваются они по-разному. Но вместе с тем существует некоторый минимум достижений в развитии, соответствующий возрастной норме ребенка трех лет.
  • Умение играть, использовать игрушки, строить элементарную цепочку игровых действий.
  • Умение строить простейшие предметы из двух деталей строительного материала (диванчик, стул)
  • Умение рисовать и др.
  • Воспитатель раздает родителям материалы методики обследования, предлагает ознакомиться с ней дома. Далее знакомит всех присутствующих с обобщёнными результатами обследования детей группы. С результатами обследования конкретных детей воспитатель знакомит родителей по желанию индивидуально после родительского собрания.Педагогический всеобуч «Учимся, играя» В современной системе сенсорного воспитания развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие. Много таких дидактических игр представлено в работах отечественных исследователей и педагогов (Е.И. Тихеевой, Ф.И. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Удальцовой и др.), а также в специальных сборниках игр. Традиционно все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры. Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.Руководство дидактическими играми в младшем дошкольном возрасте:1.У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.2.Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.3.Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее.4. С детьми младшего возраста взрослому необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, нужно подбирать такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.6. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.Таким образом, с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. представлений у детей младшего дошкольного возраста»Подведение итогов собрания (Обратная связь, решение текущих вопросов, принятие решения родительского собрания. В родительский центр помещается памятка «Все дети разные» (Приложение 1))(Приложение 1)Памятка для родителейСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игрДидактические игры на развитие восприятия цвета:1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.3. У кого какое платье. Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. Дидактические игры на развитие восприятия формы:1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания. 2. Кому какая форма. Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур.3. Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).Дидактические игры на развитие восприятия величины:1. Башня. Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.2. Что там? Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 2 предметов по величине при составлении матрешки.3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины.Комплексная дидактическая игра:Лото «Цвет и форма».Дидактическая задача: закрепить представления детей о 3 геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины.