Публикации лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: лучший конспект образовательной деятельности для детей с ОВЗ в области познавательное развитие и коммуникация
Автор: Васильева Алина Петровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Мусирминская средняя общеобразовательная школа»Дошкольная группаПоможем кукле КатеВасильева Алина Петровна, воспитатель, I квалификационная группас. Мусирмы – 2017 г.Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте встаршей разновозрастной группе:«Поможем кукле Кате»Возраст детей: 6 -7 лет (старшая разновозрастная группа).Продолжительность занятия: 25 – 30 мин.Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура».Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательная.Цель: Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте».Задачи:Обучающие:• Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.• Упражнять в дифференциации изученных звуков.• Упражнять в звуковом анализе слова.• Закреплять обобщающие понятия.• Закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением.Развивающие:• Развивать фонематический слух.• Обогащать словарный запас детей.• Развивать внимание и воображение детей.• Развивать связную речь (монологические и диалогические формы).• Развивать самостоятельность, инициативу.Воспитывающие:• Воспитывать любознательность, творческую активность, способность сочувствовать и оказывать помощь другим. • Воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение.• Воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.Методы и приемы:Наглядный: Показ, демонстрация, иллюстрации, видеозвонок.Словесный: Художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения.Игровой: Сюрпризный момент, игра.Предварительная работа: Написание конспекта, подготовка слайдов и атрибутов к занятию.Словарная работа: Слово, слог, гласный звук, согласный звук, твердый согласный и мягкий согласный.Индивидуальная работа: Побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.Форма проведения: Игровая.Используемые современные технологии: Здоровьесберегающие, ИКТ.Оборудование:Компьютер.Мяч.Разноцветные карточки.Рабочая тетрадь «Слова и звуки» из серии «Говорим правильно».Карандаши.Ход занятия:I. Организационный момент. Дети заходят в группу, встают полукругом.Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся с гостями, друг с другом и с тем, что нас окружает.– Здравствуйте!– Здравствуй, небо! (Руки вверх.)– Здравствуй, земля! (Присесть, руки вперед.)– Здравствуйте, мои друзья! (встать, руки вперед.)– 1, 2, 3, 4, 5 (Загибают пальчики на обеих руках.)– Вместе мы в кругу опять.Воспитатель: Ребята, гости пришли к нам, чтобы посмотреть, что вы узнали нового за время наших с вами встреч, чему научились. Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять разные задания. Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:          Один, два, три, четыре, пять          Будем мы сейчас опять          Смотреть, слушать, размышлять,          Но друг другу не мешать.          Внятно, четко говорить,          Не вертеться, не шалить. Вдруг раздается видео звонок, а там – Жаба. (Сайд 5 - 6). Жаба: Дорогие ребята, не пугайтесь. Это я – кукла Катя. Я попала в беду, меня заколдовала злая колдунья за то, что мне очень хочется много знать и пойти с вами в школу. Но злой колдунье это не понравилось, и она меня превратила в безобразную Жабу. А чтобы меня расколдовать, вам придется выполнять разные задания, которые она будет отправлять вам на электронную почту. Ребята, помогите мне, пожалуйста, спасите меня. Заранее благодарю вас. Как чары злой колдуньи исчезнут, я вам позвоню.Воспитатель: Ребята, мы поможем Кате? Освободим ее от колдовства колдуньи?Дети: Да.II. Основная часть. Воспитатель: Ой, ребята, к нам уже и первое сообщение пришло. Давайте прочитаем. Что тут вы видите? (Сайд 7).Дети: Дом.Воспитатель: Это, наверное, дом колдуньи. Давайте, все вместе произнесем это слово – Дом. Теперь скажите, сколько звуков в слове Дом?Дети: В слове Дом три звука.Воспитатель: Какой первый звук?Дети: Д-д-д-ом. Звук Д.Воспитатель: Правильно, звук Д. Попробуем его пропеть: Д-Д-Д-Д. Ну, что получилось пропеть?Дети: Нет.Воспитатель: а что нам мешает пропеть этот звук?Дети: Зубы мешают.Воспитатель: Если мы не можем пропеть звук, то это какой звук?Дети: Согласный звук.Воспитатель: Правильно, звук Д – согласный звук. А теперь скажите, какой второй звук в слове Дом?Дети: До-о-ом. Звук О.Воспитатель: Попробуем пропеть этот звук. О-О-О-О. Звук О можно пропеть, ему ничто не мешает. Значит, какой этот звук?Дети: Звук Огласный звук.Воспитатель: Молодцы. Но в слове Дом, есть еще один звук. Какой же?Дети: Д-о-м-м-м. Звук М.Воспитатель: Да, верно. Попробуем пропеть: М-М-М-М. Можно пропеть?Дети: Нет, мешают губы.Воспитатель: Значит, этот звук…?Дети: Согласный звук.Воспитатель: Молодцы, мы справились с этим заданием. Ну вот, уже и второе сообщение – задание пришло. (Сайд 8 - 9). И это игра «Кто внимательный?». До этого мы говорили о гласных и согласных звуках. Но в свою очередь согласные звуки еще делятся. Кто нам подскажет, на какие звуки они делятся.Дети: Согласные делятся на твердые и мягкие согласные.Воспитатель: Правильно. Согласные бывают твердыми и мягкими. И еще у звуков есть свои цвета. В этой игре я буду называть звуки, а вы будете поднимать карточки, которые лежат у вас на столе. Каждая карточка соответствует своему звуку. Каких цветов ваши карточки?Дети: Красная карточка, синяя карточка, зеленая карточка.Воспитатель: Правильно. Прежде чем мы начнем играть, вспомним: если я назову гласный звук, вы поднимаете?Дети: Поднимем красную карточку.Воспитатель: А если мягкий согласный?Дети: Зеленую карточку.Воспитатель: А если твердый согласный?Дети: Синюю карточку.Воспитатель: Молодцы, вы хорошо это запомнили. Итак, мы начинаем играть. (Булка, воз, горе, дом, кот, свеча, полка, мяч, белка, гиря, кит, зима, день, сила, рис, тюбик, пилка, торт, халат, фокус). Воспитатель: Молодцы, вы и со вторым заданием успешно справились, но злая колдунья все равно не хочет отпускать Катю. Но мы тоже не будем сдаваться, пойдем до победы, освободим Катю. Третье сообщение – задание пришло, посмотрим. (Сайд 10). А тут игра – «Исправьте ошибку». Я буду вам читать предложения, вы слушайте внимательно. Если будет неправильное предложение, то вы должны будете исправлять.- Дети играют в катке.- Медведь спит на берлоге.- У девочки в голове красивый бант.- Машина едет под дороге.- В садике много игрушка. - Птицы летят в юг.Дети исправляют ошибки в предложении.Воспитатель: Ребята, что мы с вами делали?Дети: Мы исправили ошибки и правильно составили предложения.Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы еще с одним заданием колдуньи справились. А теперь немножко отдохнем. Встанем в круг и поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слово и бросать мяч, а вы будете говорить слова «наоборот» или по – другому - слова – антонимы.Физкультминутка (с мячом). Дети становятся в круг. (Слайд 11).- умный – глупый; - шумный– тихий;- белый – чёрный; - кислый – сладкий;- новый – старый; - мягкий– твёрдый; - тяжёлый – лёгкий; - длинный– короткий; - чистый– грязный; - злой– добрый; - низкий – высокий; - узкий – широкий;- хороший – плохой; - весёлый – грустный.Воспитатель: Хорошо мы отдохнули. Катя, наверное, освободилась от злых чар. Нет, вот еще одно задание пришло, колдунья не хочет отпускать Катю. Посмотрим, что за задание. ( Сайд 12 - 13). Следующее задание нужно выполнить карандашом и рабочей тетрадью. Садимся за стол и слушаем задание: Назови предметы, найди место звука в словах: в начале, в середине, в конце. Раскрась соответствующий квадрат в схеме. (Работа в рабочей тетради «Слова и звуки», стр.9). Дети работают за столом.Воспитатель: Молодцы, вы все успешно справились и с этим заданием. Не успели мы выполнить это задание, уже пришло и другое задание. (Сайд 14). Оно называется «Верни мне гласный звук».Мяч лови и мяч бросай,Гласный в слове называй.(Мак, дом, кит, дым, жук, шар, сам, сом, сын, гусь, сок, мир, лак, лук, сон, нос, бык, стол, шум, соль.)      После игры дети садятся на места.Воспитатель: Ребята, вы сейчас назвали гласные звуки. А теперь скажите, Сколько в русском языке гласных звуков? Дети: Шесть.Воспитатель: Назовите их. Дети: А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].Воспитатель: Молодцы. Вот опять пришло сообщение с заданием. Это заданием с загадкой. (Сайд 15).Как на речку прилетает,сразу в воду залезает."Кря" - нырнула на минуткуВы узнали? Это Дети: Утка.Воспитатель: Правильно, утка. Сколько звуков в слове – утка.Дети: В слове утка четыре звука.Воспитатель: Назовите первый звук.Дети: Первый звук – У.Воспитатель: Звук Уон какой?Дети: Гласный звук.Воспитатель: Второй звук какой?Дети: Второй звук – Т, он - твердый согласный.Воспитатель: А третий звук какой?Дети: Третий звук К, он – тоже твердый согласный.Воспитатель: Четвертый звук - какой?Дети: Звук - А, он – гласный звук.Воспитатель: Ребята, сколько гласных звуков в слове - утка?Дети: Два гласных звука.Воспитатель: А каким цветом мы обозначим гласные звуки?Дети: Красным цветом.Воспитатель: А каким цветом согласных звуков обозначим?Дети: Синним цветом.Воспитатель: А почему этим цветом?Дети: Мягкие согласные обозначим зеленым цветом, твердые согласные – синим цветом.Воспитатель: Ребята, покажите гласные звуки в схеме слова. (Слайд 16).Молодцы. Теперь разделим слово Утка на слоги.Дети: Ут-ка.Воспитатель: Сколько слогов в слове?Дети: Два слога: Ут - ка.Воспитатель: Назовите первый слог.Дети: УтВоспитатель: Второй слог - какой?Дети: Ка.Воспитатель: Теперь составьте предложения со словом Утка.Дети: У нас дома есть утка. У утки есть утята. Утка с утятами пошла на пруд.Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы и с этим заданием справились. Раздается видеозвонок, а там – кукла Катя. (Слайд 17).Кукла Катя: Спасибо, ребята, за помощь. Вы расколдовали меня от злых чар колдуньи. Я рада, что пойду в школу вместе с вами. Спасибо еще раз. А пока прощаюсь с вами. (Слайд 18).Воспитатель: Ребята, какие же мы все молодцы. С нашей помощью кукла Катя освободилась от колдуньи. Чем мы занимались? Итак, наше занятие подошло к концу. В конце я хочу вас поблагодарить за вашу отзывчивость, за то, что вы поспешили помомогать кукле Кате. Вы порадовали меня своими ответами, вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку и попрощаемся с гостями. До свидания. (Слайд 19).