Публикации
Особенности обучения детей с ЗПР в рамках ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения детей с ЗПР в рамках ФГОС
Автор: Рябущенко Ольга Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения детей с ЗПР в рамках ФГОС
Автор: Рябущенко Ольга Сергеевна
Тема урока:Дата проведения:15.05.2017 ГОДКласс: 4 «в» МБОУ СОШ №21 г.СальскаУчитель: Рябущенко Ольга Сергеевна.Цель: создать педагогические условия для осознания учащимися, что значит для человека семья и Отечество, и какова роль каждого из нас в их благополучии.Задачи:-определить роль и значимость семьи, Отечества в жизни каждого человека;-способствовать формированию положительного отношения к семье, дому;-расширить представление о семье, добре, любви к ближнему;-формировать представления о семейных ценностях и их значении для личности и российского общества (Отечества);-развивать умение анализировать информацию, аргументированно высказывать свою точку зрения;-развивать эмоциональную сферу личности учащихся;-прививать любовь к Родине, интерес к истории своего отечества;-развивать мышление, речь и воображение учащихся;Оборудование: компьютер, доска, фотографии, презентация, выставка рисунков «Моя семья», макеты для генеалогического древа, макет дома, словари.Тип урока: комбинированныйФорма проведения: урок-диалогЭпиграф:«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»Л.Н.ТолстойХод урока:I.Организационный момент.Учитель: Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку- поднимем настроение себе и другу.Давайте подадим руку соседу и пустим по кругу искорку хорошего настроения.Присаживаемся.«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»Как вы понимаете эти слова?Дети: Что где бы ты не находился, всей равно счастлив будешь лишь дома.Учитель: Молодцы.II. Введение в ситуацию.Учитель: Давайте разгадаем ребусДети: Семья.Учитель: А какой праздник отмечает наша страна 15 мая?Дети: Международный день семьи.Учитель: Молодцы! Международный день семьи отмечают 15 мая, он учреждён Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году. А что такое семья?Дети: Семья-это….Учитель: Давайте найдем значение этого слова в словарях.1-ая группа найдёт в словаре С.И. Ожегова;2-ая группа посмотрит определение в советской энциклопедии;3-я группа посмотрит в словаре иностранных слов.Дети: …..(звучит тихая, спокойная музыка)Учитель: Тема урока лиричная: Место личного в общем строю, Чтобы крепла ячейка первичная, Всесторонне обсудим семью.Что возникает в вашем воображении, когда Вы произносите слово семья?Дети: ….Учитель: Семья- это великий дар.Семья-это родные друг-другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье- кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные наши люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры- наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.Ребята, а давайте каждый из Вас создаст свое генеалогическое древо! Тем более я знаю, что вы пришли не с пустыми руками на урок, а я попросила Вас принести фотографии ваших родных и близких.Перед каждым из Вас лежит шаблон генеалогического древа, давайте его заполним!(дети заполняют шаблоны)Учитель: Молодцы. Все справились с заданием.Как Вы думаете, почему слово «семья» состоит из семи «я»?Дети: …Учитель: А об этом расскажет Вахрушева Элина.Вахрушева Элина: Когда-то о нем не слыхала земля.Но Еве сказал перед свадьбой Адам:«Сейчас я тебе семь вопросов задам:Кто деток родит мне, Богиня моя?»И Ева тихонько ответила: «Я».«Кто платье сошьет? Постирает белье?Меня приласкает? Украсит жилье?Ответь на вопрос, подруга моя?»«Я, я, я» - Ева молвила: «Я».Сказала она знаменитых семь я,И так на земле появилась семья!Учитель: Спасибо Элина.(звучит тихая, спокойная музыка) А сейчас закройте пожалуйста глаза и попытайтесь представить следующую картину. Мы идём по дорожке, и она приводит нас в чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем неспешна, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенные хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крылечка, вы попадаетесь и заходите в дом. Теплом и уютом повеяло на Вас от свеже испечённого хлеба на кухне, тихо тлеют дрова в камине …Откройте свои глаза.Вам понравился этот дом?Дети: Да.Учитель: А чем он Вам понравился?Дети: …Учитель: Послушайте стихотворение Л.Сусловой которое Вам прочтёт Кобелев Дмитрий.Кобелев Дмирий: А дом, заставленный добром, - еще не дом.И даже люстра над столом, - еще не дом.И на окне с живым цветком - еще не дом.Когда вечерняя сгустится темнота,Так эта истина понятна и проста-Что от ладоней до окна наполнен домТвоим теплом. Учитель: Спасибо, Дмитрий! (играет тихая музыка) Обратите внимание, перед Вами на столах лежат ладошки. Опишите Вашу семью, в которой Вы живёте, какая она? В каждый пальчик впишите слово- которое охарактеризует Вашу семью.Дети: пишут качества семьи.Учитель: Молодцы. А сейчас посмотрите на доску. На ней – силуэт дома, символ семейного очага….Чего не хватает этому дому?Дети: тепла.Учитель: Так давайте наполним его своим теплом. Каждый из Вас выйдет со своей ладошкой, зачитает качества своей семьи и прикрепит свою ладошку на силуэт.Дети:…Учитель: В современной песне поётся:Родительский дом- начало начал,Ты в жизни моей надежный причал.Родительский дом, пускай много лет Горит в твоих окнах добрый свет. Конечно, в ваших ещё юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, которое есть в душе каждого человека- это любовь к своему Дому.А давайте поиграем. Есть одна очень интересная и увлекательная игра "Если я один дома”. Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди кому-либо из детей. Кто поймал мяч, тот называет занятие, которым он занимается в отсутствие родителей. (Учитель обращает внимание всех игроков на хорошие, полезные дела детей дома, когда они находятся одни). Дети: …Учитель: А сейчас послушайте стихотворение Агнии Барто В пустой квартире.Я дверь открыл своим ключом.Стою в пустой квартире.Нет, я ничуть не огорчен,Что я в пустой квартире.Спасибо этому ключу!Могу я делать, что хочу, -Ведь я один в квартире,Один в пустой квартире.Спасибо этому ключу!Сейчас я радио включу,Я всех певцов перекричу!Могу свистеть, стучать дверьми,Никто не скажет: "Не шуми!"Никто не скажет: "Не свисти!"Все на работе до пяти!Спасибо этому ключу...Но почему-то я молчу,И ничего я не хочуОдин в пустой квартире.Понравилось ли мальчику быть одному?Дети: Нет.Учитель: Почему люди не любят одиночество?Дети: …Учитель: Вывод: каждый человек должен быть кому-то нужен, должен о ком-то заботиться, кому-то помогать. Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений.Семья – это дом, место, где каждому человеку готовы помочь, и самый дорогой человек для каждого в семье – мама. Так давайте же посвятим песню нашим любимым мама.Дети исполняют песню «Мама, милое слово…»Учитель: А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд.1)Я у мамы не один,У неё ещё есть сын, Рядом с ним я маловат,Для меня он- старший….(брат)2)Кто любить не устаёт,Пироги для нас печёт, Вкусные оладушки?Это наша…(бабушка)3)Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки,А теперь он стар и сед-Мой родной, любимый …(дед)4)Кто любит меня, и братца,Но больше любит наряжаться ?-Очень модная девчонка-Моя старшая…(сестрёнка)5)Говорят, что мы похожиОтвечаем: «Ну и что же?»Говорят, что неразлучны.Друг от друга вправду скучно.Говорят, что мы болтушки…Ну и что! Ведь мы….(подружки)6)Дальние и близкие…(родственники)Учитель: Молодцы! Какое слово у вас было заштриховано?Дети: Родина.Учитель: Что же такое Родина?Дети: …Учитель: Что Вы считаете своей родиной?Дети: Страну в которой живём;Дом, где родился;Березу у родного порога. Учитель: Молодцы! Всё это и есть родина, то есть родное место.О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.Перед Вами лежит конверт в нём разделены на части 4 пословицы. Давайте их соберём.Дети: Родина матьРодине служитьЖить-умей за неё постоятьЧеловек без Родинытам и пригодилсяГде кто родился,что соловей без песниРодина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят. Мартыненко Дарья прочтёт Вам стихотворение о Родине.Мартыненко Дарья:Берегите Россию – нет России другой.Берегите её тишину и покой,Это небо и солнце, этот хлеб на столе,И родное оконце в позабытом селе…Берегите Россию, без неё нам не жить.Берегите её, чтобы вечно ей быть.Нашей правдой и силой,Всею нашей судьбой.Берегите Россию – нет России другой!Учитель: Спасибо Дашенька!Ребята, большую часть года, где вы находитесь?Дети: В школе.Учитель: Чем для Вас является школа?Дети: Местом где нас оберегают, ждут. Домом.Учитель: Да, ведь школа — это тоже дом! Наш общий дом. А наш класс-семья! Дружная семья взрослых, учителей и родителей. Это наш школьный дом.Сейчас я предлагаю Вам одно необычное, но очень увлекательное задание. Давайте составим Синквейн. Правила составления синквейна.1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).Дети:1. Семья;2. счастливая, крепкая; 3. оберегает, поддерживает, ценит; 4. окружает материнской любовью; 5. семействоУчитель: Как могучая и бурная река берёт силу с маленьких ручейков, так и наша страна обогащается семьями. Вам хочется, чтобы река была полноводной, чтобы наша Родина была красивой и счастливой?Дети: Да.Учитель: В ваших руках будущее нашей страны, где будет тепло, уютно, радостно всем нам. Постараемся, чтобы так было?Дети: Да.(дети хором рассказывают стих)Я, ты, он, она,Вместе - целая страна,Вместе - дружная семья.В слове «мы» - сто тысяч «Я».Тем и сильна наша Россия, наша Родина!Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на шуточные вопросы. Вопросы: Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.) Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.) Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.) Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.) Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон». Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается. («Дюймовочка».) Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.) В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.) В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха-Цокотуха».) Геометрический символ брака – это… (Два кольца.) Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры? (Юра.) Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.) Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.) В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;IV. Обсуждение проблемной ситуации.Учитель:- Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда:- Что же самое главное и важное для каждого человека? Дети: Семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным и т.д.Учитель: Является ли школа вторым домом и семьей для человека? Дети: Да, здесь проводит большую часть времени, многому учится, всю жизнь вспоминает школьные годы.Учитель: Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину?Дети: говорят о бессмертном полкеV. Рефлексия.- А в подведении итогов нашего урока я прошу вас высказать мнение о сегодняшней нашей встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось.(Дети по очереди высказываются.)VI. Подведение итогов. - Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие. Мне былоприятно с вами общаться. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш домбыл радостным и уютным. Закончить наш урок мне хотелось словами Никитина:И сладко песнь в честь родины поётся,И кровь кипит, и сердце гордо бьётся,И с радостью внимаешь звуку слов:«Я Руси сын! здесь край моих отцов!»И. НикитинВсего вам доброго!Список, использовавшихся в создании урока, интернет - ресурсов: (мое)