Публикации Развитие творческих способностей у детей .

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческих способностей у детей .
Автор: Самсонова Вера Петровна

Творческая деятельность учащихся на уроках литературного чтения.Если ученик в школене научится ничего творить,то в жизни он всегдабудет только подражать…»Л.Н. ТолстойНаше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие творческой активности учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.Использование творческих заданий  на уроках литературного чтения заслуживает самого пристального внимания, так как обладает очевидными достоинствами. Применение на уроках выполнения творческих заданий  призвано, в первую очередь, воспитывать хорошего человека, гуманиста и ценителя прекрасного, умеющего жить в мире с собой и людьми. Кроме того, помогают сформировать у учеников культуру чувств, мыслей, поведения, привить детям любовь к чтению, научить их грамотно говорить и фантазировать. Начиная с первого класса, на каждом уроке литературного чтения можно проводить “творческие минутки”. Детям предлагаются следующие задания творческого характера:
  • продолжи рассказ, начатый товарищем;
  • составьте рассказ-цепочку (каждый ученик придумывает по одному предложению на заданную тему, чтобы получился связный рассказ);
  • конкурс “Литераторов” (класс делится на группы, каждая сочиняет свой рассказ, сказку, четверостишие и т.д. на заданную тему, а затем определяется победитель);
  • ролевые диалоги (“На лесной полянке”, и т.д.);
  • составь рассказ - этюд (небольшое яркое образное описание предмета);
  • минутки - “Почемучки”;
  • “иллюстрирование” произведения;
  • Особую ценность для развития творческих способностей представляют задания «Выдвини версию (можно сказочную):Почему тигр полосатый?Откуда у кенгуру сумка?Почему не летает птица курица?»,«Попробуй придумать легенду о происхождении ромашки, незабудки, анютиных глазок».« Сопоставь мысли двух персонажей по одному и тому же поводу: хозяин и пес на прогулке, попугай в клетке и мальчик, рыба в пруду и рыбак и другие.Ребята представляют себя каким-то несуществующим животным, предметом мебели, капелькой дождя.Очень интересно в этих работах просматривается воображение и фантазия каждого ребенка. С первого класса учебник начинает формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, особом переживании мира. Эффективны минутки «сочинялки»:
  • придумай рифму к слову
  • закончи четверостишие
  • придумай загадку, чистоговорку
  • Сочинение сказок благоприятно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, учит любить и беречь ее, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. Интересны детям задания на изменение концовки сказки или ее продолжении. С удовольствием дети включаются в инсценировки произведений, как представленных в учебнике, так и сочиненных самостоятельно Следует отметить, что ребята с удовольствием вовлекаются в процесс творчества. Оно всегда самостоятельно, ново, необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. Но следует помнить: творчество нуждается в помощи доброжелательного, тактичного, понимающего учителя. Главное в детском творчестве – это огромная радость, которую оно несёт и учителю, и ученику. Целенаправленная систематическая работа по развитию поэтического творчества приносит свои плоды. Заметить детскую одаренность – важнейшая задача педагога. Ведь все радости начинаются с творчества.