Публикации «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ФГОС: опыт внедрения и анализ результатов освоения»
Автор: Садурдинова Светлана Михайловна

ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств»Садурдинова С.М.Творческая самореализация студентов гуманитарных колледжей при внедрении ФГОС СПО третьего и четвертого поколенияВ соответствии к современным требованием образования студентов гумманитарных колледжей творческих специальностей, получающих навыки и знания в профессиональной сфере, в образовательную среду внедряются новые педагогические технологии. Особенность ФГОС СПО нового поколения заключается в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры[1]. Ценностью для студентов гуманитарных колледжей является сколько не развитие творческих способностей, а их реализация. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а их формирование заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения. Под обучением, основанном на компетенциях, понимается обучение, которое строится на определении, освоении и демонстрации умений, знаний, типов поведения и отношений, необходимых для творческой деятельности. С этой целью реализуется компетентностный поход, при котором студентам предлагается найти пути творческой самореализации в малых группах, создавая творческие коллективы (дуэты, кавер-группы, ансамбли). Так же учебное заведение в силах предложить студенту перенести обучение из стандартных условий на творческую площадку. Организуя гастрольную деятельность, учебное заведение конструирует процесс творческой самореализации студента. Переходя от теоретического этапа обучения в практический, колледж получает основание для реализации практикоориентированного подхода. Процесс подготовки специалиста в колледже заключается не только в формировании теоретического мышления и профессиональной готовности к творческой работе, в сфере профессионального образования, так же важно научить студента самостоятельно принимать решения в реализации творческого опыта. Его можно достигнуть, благодаря современным педагогическим технологиям, отвечающие всем требованиям стандарта. К обязательному Федеральному и региональному компоненту инвариантной части прилагается вариативная часть, составляющая 30-50%[2]. Благодаря этому учебные заведения имеют возможность разрабатывать учебные программы в соответствие с профилем реализуемых знаний. Полученный опыт в процессе прохождения исполнительской и педагогической практики закрепляет процесс формирования профессиональной самореализации. Учитывая основные преимущества ФГОС СПО нового поколения учебное заведение получает возможность гибко реагировать на изменения содержания и организацию профессиональной деятельности. В процессе организации этапов обучения уже во время исполнительской практики устанавливается взаимовыгодное сотрудничество с работодателями, что помогает будущему выпускнику регулировать процесс трудоустройства. Конструирование образовательного процесса предоставляет возможность контролировать результат, влиять на содержание и характер профессионального образования. На данном этапе студенты колледжей могут не только осуществлять процесс творческой самореализации, так же они имеют возможность конкурировать на рынке труда, предлагая потребителю и работодателю имеющийся творческий багаж. Не смотря на комплекс обучающих и развивающих мероприятий, организованного образовательного процесса выявляются студенты, не соответствующие профессиональным качествам будущего специалиста. Учитывая возрастные личностные изменения будущего специалиста культурной сферы, мы можем полагать, что поиск самореализации в юношеском возрасте является процессом критичным и нестабильным. Остро стоит кадровый вопрос привлечения работников творческих специальностей в сельскую местность,что является еще одной веской причиной снижения творческой самореализации. Существующие проблемы профессионального образования от занятости выпускников по специальности и слабых знаний студентами производственных отношений до качества кадрового состава учебного заведения, составляющих более 60% преподавателей от 50 лет, содержат выход в разработке и внедрении рабочих программ, соответствующих современным требованиям культуры[1]. Сегодня каждый педагог колледжа ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и качества подготовки обучающихся. В связи с этим актуально переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии. Учебное заведение имеет все условия для реализации творческой самореализации студентов, однако существуют ряд проблем констуирования процесса самореализации студентов гуманитарных колледжей при внедрении стандарта.Сложность внедрения стандарта для педагогов заключается в том, что есть проблема распределения компетенций между предметами при составлении учебного плана. Учитывая большой объем самостоятельной реализации творческих навыков у студентов, необходимо обеспечить доступ к сетевым ресурсам в Интернете в учебном заведении. Остро стоит проблема в приобретении различных электронных учебно-методических материалов, а так же развития электронных библиотек, содержащих пособия и методические разработки специализирующих профилей учебного заведения. Несмотря на сложности, следовать реализации нового стандарта в стенах учебного заведения просто. Организуя конструирование процесса творческой самореализации, необходимо правильно и грамотно подбирать виды и формы занятий. При этом ФГОС нового поколения учитывает современные тенденции и дает учреждениям среднего профессионального образования гораздо больше по организации учебного процесса, позволяя ориентировать выпускников на местные рынки труда. В реализации ФГОС СПО четвертого поколения будут разрабатываться по направлениям подготовки, объединяющим профессии и специальности по принципу общности общепрофессиональных компетенций. В каждой укрупненной группе профессий и специальностей будет выделено от одного до пяти направлений подготовки. На основе каждого государственного образовательного стандарта будет разрабатываться не одна образовательная программа по профессии или специальности СПО, как это было в ФГОС-3, а множество программ для обучения всем профессиям и специальностям, входящим в направление подготовки. По предварительным оценкам это позволит сократить число разрабатываемых стандартов и создаст условия для постоянной модернизации и расширения числа профессиональных образовательных программ в соответствии с быстро меняющимися запросами работодателей. Учитывая экономические предобразования и постоянно меняющийся спрос на многие профессии, в том числе в сфере культуры, учебное заведение ставит приоритетным направлением выстраивание отношений с предприятиями и организациями, предоставляющих базу практики с дальнейшим трудоустройством выпускников. Литература:
  • Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования: практическое пособие / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, О.Ф. Клинк, А.И. Сатдыков, И.С. Сергеев, А.А. Факторович; под общ. ред. А.Н. Лейбовича. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 256 с.
  • Концепция ФГОС СПО четвертого поколения (проект). – М.: ФРИО Центр профессионального образования, 2015 // . – [дата обращения: 27.10.2017].