Публикации День народного единства

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: День народного единства
Автор: Давыдова Ирина Станиславовна

Конспект НОД«Князь Александр Невский. Жизнь и служение Отечеству»Цель: Князь Александр Невский – великий полководец, защитник земли русской и веры православной. Знакомство детей с житием князя, на примере его жизнеописания, показать жизнь, исполненную любовью к Родине, русскому народу.Задачи: Обучающие:
  • познакомить детей с житием князя Александра Невского и его;
  • расширять словарный запас;
  • учить использовать в речи сложные предложения.
  • Развивающие:
  • формировать и закреплять первоначальный интереса к своей Родине, к историческим корням и традициям Отечества;
  • формировать у детей духовно-нравственные ценности, патриотизм, гражданственность.
  • Воспитательные:
  • воспитывать чувство любви и уважения к прошлым поколениям, выдающимся историческим деятелям российского народа;
  • воспитывать в подрастающем поколении уважение к родной стране, её историческим корням.
  • Предварительная работа.Беседа о древнерусских воинах.Подготовка выставки, посвящённой Александру Невскому. Выполнение рисунков с детьми древнерусских воинов.Рассматривание фотографий исторических событий.Оборудование: презентация «Александр Невский», отрывки из фильма «Александр Невский» Словарная работа: Князь – богатый человек.Крестоносцы – немецкие рыцариЗолотая орда – монгольское государствоРыцарь – конный воин, вооруженный всадник.Ход занятия.На земле прекрасней я не знаю Русской заповедной стороны! Много сохранила Русь Святая Подвигов далекой старины. - Ребята, а хотите посмотреть, как сражались в старину русские воины за Землю Русскую? (ответы).(показ отрывка из художественного фильма «Александр Невский»)- Вот какие битвы были! Хорошо было бы познакомиться хоть с одним из героев этой битвы. Как вы думаете? (Ответы детей)- Ребята, если вы захотите, мы можем сегодня отправиться в путешествие в прошлое.(Дети высказывают свои ответы)- Тогда заходим в машину времени, закрываем глаза, поднимаем руки вверх и взлетаем. Мы летим через пространство, через время, в прошлое.(Дети под музыку выполняют покачивания из стороны в сторону).- Вот мы и на месте. Открывайте глазки. А вот и герой Древней Руси.(На экране - портрет Александра Невского).Это Александр Невский. Вы хотите узнать о его жизни? (Ответы).Не случайно говорится: «По имени и житие» (как назвали младенца, так он и будет жить). Александр в переводе с греческого языка означает «защитник людей». Среди людей, носивших это имя, были и богатые люди - князья, и простые люди. Однако с особой любовью русский народ чтит память князя Александра Невского. (слайд 1)Александр родился в городе Переяславле-Залесском. Отец его, был “князь кроткий, милостивый и человеколюбивый”. Мать Александра — княгиня, обладала добрым и тихим нравом. (слайд 2)Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, его посвятили в воины. В те времена было много войн, мужчины воевали, защищали свои земли. Поэтому мальчиков рано начинали обучать ратному (военному) делу. Княжичу (сыну князя) пристегнули на пояс меч и посадили на коня. В руки дали лук со стрелами. С этого дня стали его обучать воинскому искусству — умению владеть мечом, стрелять из лука, биться палицей (оружие, дубинка с утолщенным концом) и секирой (старинное оружие в виде топора на длинной рукоятке). (слайд 3)Науке ратной — Как вести сраженье, Искусству Благотворного княженья Учился Александр С юных лет. Красив лицом, К тому ж плечистый, рослый, Душевным отличался Благородством. Но не только военное искусство постигал юный князь, учили его также письменности и счету, читали древнерусские летописи (исторические записи). А отец учил защищать Русскую землю, править людьми, ибо в то время любой русский князь до конца своих дней оставался правителем и воином. - Как вы думаете, каким должен быть защитник земли Русской? (Ответы детей).(слайд 4)С юных лет князь Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, доброту, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением его слушал. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, «гремевшим как труба», по слову летописца (человек, который записывает историю), Александр, был точно создан для побед. (слайд 5)И уже в молодом возрасте Александра ждут серьёзные испытания.Узнал князь, Что ближайший наш сосед, Завистливый, Неугомонный швед, Внезапно появился В невском устье: «Но дальше вражий флот Мы не пропустим!». — Не в силе Бог, но в правде! — Много разДружина повторяет Княжий зов, И каждый К встрече с недругом готов. - У небольшой деревеньки протекает река Ижора. Она впадает в Неву. На берегу реки Ижоры и произошло сражение со шведами (жители Швеции). (слайд 6) Шведы вошли на кораблях в Неву, и их главнокомандующий отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». Александр не стал дожидаться помощи от отца и выступил в поход.Шведский лагерь у рекиЗа туманом скрылся.Александр привёл полки,Ночью затаился.Утром, только рассвело,Залетали стрелы.Зря вас, шведы, занеслоВ русские пределы.Сто приплыло кораблейИ пять тысяч войска.Только русской нет сильнейДоблести геройской.Битва закончилась полной победой русских. Новгородская летопись (историческая запись) сообщает об огромных потерях со стороны противника. Русские, по свидетельству той же летописи, потеряли всего 20 человек. - Ребята, а почему русские воины победили шведов? (Ответы детей)Радостная весть разнеслась по всей Руси. За победу на реке Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским. Итог затеи дерзкой Шведам ясен: «Умён князь святорусский И опасен…». Вернуться поспешили Восвояси. Народ стал Александра Невским звать. Александр вернулся в Новгород с великой славой.А вскоре над городом нависла угроза. Немецкие рыцари вторглись в пределы новгородских земель. Новгородцы вынуждены были обратиться за помощью к Александру. Князь немедленно пошел на немцев, захватил их крепость, войско немецкое привел в Новгород, часть его отпустил на волю, а изменников – судил.(слайд 7)Потом он пошел в Чудскую землю, во владения крестоносцев, войска которых победили один из русских отрядов. Когда Александр узнал об этом, он отступил к Чудскому озеру. Была весна, Чудское озеро было еще покрыто льдом. Но лед этот уже был некрепок. Но нашим воинам это было не страшно, потому что они были вооружены легким оружием и могли пройти по льду без опаски. А вот немецкие рыцари были одеты в тяжелые доспехи (защитное вооружение), да и лошади были покрыты тяжелым снаряжением. - Как вы думаете, что могло произойти с немецкими рыцарями, если бы они ступили на лед? (Дети высказывают свое предположения).Князь Александр решил дожидаться неприятеля на льду. Утром началась знаменитая битва, известная всем под названием Ледовое побоище. На озере Чудском Дадут сраженье, А месяц-то Теперь уже весенний, Войска спустились На апрельский лёд. У рыцаря тевтонского Есть меч, Чтоб мог в бою И голову отсечь. И конник весь в броне, И лошадь даже… Как на Чудском Отпор дать силе вражьей? Силён противник, Ничего не скажешь. Но будут наши воины В бою Стоять за землю русскую Свою. Князь молвил: — Не числом брать, но уменьем! И началось Ледовое сраженье. Как над озером вьюги белые,Как над озером ветры буйные.На холме стоит Александр - князь,А на том берегу вражьи полчищаТочно вороны ждут погибели -Да во век веков не бывать тому.А и кто с мечом к нам пожалует,На себе его и отведает.Немецкие рыцари были разгромлены и были вынуждены заключить мир. - А что придумал Александр Невский, чтобы победить немецких рыцарей? (Ответы детей).Вы можете назвать те качества, которые помогли Александру? (Ответы) (слайд 8)В то время, когда Александр одерживал свои победы, Земля Русская находилась под властью Золотой Орды (Монгольское государство). Нелегко жилось народу на Руси. Но русские земли еще не готовы были победить монгольских ханов (царей). На Русь нападало много врагов и приходилось защищать свою родную землю, не хватало у Руси сил, чтобы противостоять Золотой орде. Приходилось платить большую дань (товары, продукты, которые победитель берет с побежденного), отбивать многочисленные набеги кочевников (монгольские воины). Много сил приложил Александр Невский, чтобы сохранить мир на своей земле.Александр понимал, что он не в состоянии воевать с монголами в данный момент, потому что у него не хватит войска, чтобы победить монгольского хана, и он отправился в Монголию договариваться о мире.- Как бы вы поступили в такой ситуации? Правильно ли он поступил, как вы думаете? Какие качества характера проявил Александр? (Ответы детей)Обычно суровый и высокомерный к побежденным, монгольский хан (царь) Батый принял Александра и его брата Андрея очень ласково. Батый, увидевши Александра, сказал своим слугам: «Все, что мне говорили о нем, все, правда: нет подобного этому князю». - Почему так сказал монгольский хан? Что он имел в виду, как вы думаете? Что ему могли рассказать об Александре Невском? (Ответы детей).Батый понял, что победить Александра нелегко.-Что бы вы сделали на месте монгольского хана, как бы поступили? (Высказывания детей)И вот в Золотой Орде ему подмешали в пищу яд (отраву). Возвращался обратно от монгольского хана великий князь по реке Волге, уже тяжело больным. Александр Невский отправился к своему брату Андрею в Городец, где умер. Велико было народное горе: «зашло солнце земли Русской», - говорили тогда. - Почему народ называл князя Александра Невского «солнцем земли русской»? Как выдумаете, каким нужно быть человеком, чтобы о тебе помнили долгие годы? Ведь князь Александр жил очень давно, а мы и сейчас говорим о нем и гордимся тем, что в истории нашей Родины был такой человек. (Ответы детей).Сквозь время Имя славное неся, Чтит князя Невского Россия вся. (слайд 9)Императрица Екатерина I учредила орден князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи. И награждали этим орденом за особые личные заслуги перед Отечеством, за многолетнюю службу и высокие результаты, достигнутые при исполнении служебных обязанностей.(слайд 10)Россияне помнят слова князя Александра - Когда он произнес эти слова? Как вы думаете, к кому они обращены? Почему? (Ответы детей).Россияне и сейчас помнят князя Александра , как великого защитника Руси. В Пскове, где произошло Ледовое сражение, установлен самый большой бронзовый памятник в Европе – это памятник Александру Невскому и его дружине. Вот и подошло к концу наше путешествие. Пора возвращаться обратно. Но мы всегда будем помнить слова Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет».- Кому адресованы эти слова? Что они означают? Что хотел сказать этими словами Александр? (Ответы детей)Это значит, что русские люди ни на кого не нападают, но если враг напал на нас, то мы всегда встаем на защиту своего Отечества.