Публикации Творческие работы и учебно-методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие работы и учебно-методические разработки по экологическому воспитанию дошкольников
Автор: Кривенко Елена Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - Центр развития ребенка – детский сад № 2 станицы КалининскойНРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Мой край родной – моя станица Воспитатель: Е.А.КривенкоIквалификационной категориист. Калининская2017г.Проект «Мой край родной, моя станица «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».К. Паустовский Информационная карта объектаВид проекта: коллективный, познавательно-творческий, среднесрочный (март - сентябрь).Участники проекта:Кривенко Е.А. – воспитатель;Воспитанники подготовительной группы;Родители воспитанников.Актуальность.Дошкольное детство – начало жизни, когда закладываются предпосылки высоких человеческих начал личности. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.Родина - это сложное многогранное понятие, которое включает в себя любовь к самым близким людям - матери, отцу, к своему дому, улице, на которой живешь, родному поселку, родной природе. Наша малая родина – это наша станица. Много на Кубани есть станиц – больших и маленьких, степных и предгорных, но ни одна не может сравниться в наших сердцах с родной станицей Калининской. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача - углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае и станице, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.Цель проекта: воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса, уважительного и бережного отношения к природе, культуре, истории родной станицы.Задачи проекта: I. Образовательные задачи:
  • Формировать у детей представления о родной станицы: история, символика, достопримечательности, природа.
  • Расширить знания детей о флоре и фауне родной станицы.
  • Познакомить с культурой и традициями станицы Калининской.
  • Формировать представления детей об экологических проблемах станицы.
  • II. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать у детей бережное, ответственное, доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
  • Пробудить в детях чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • III. Развивающие задачи:
  • Развивать познавательный интерес к родному краю.
  • Развивать умение осуществлять простейшие виды природоохранной деятельности.
  • Развивать умение использовать разные средства для получения информации.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Методы работы над проектом:
  • Теоретический (тематические беседы, анкетирование, консультации, и пр.)
  • Наглядный (наблюдение, экскурсии, получение информации через слайдовые презентации, фильмы, мультфильмы, ролики, выставки).
  • Практический (опыты, участие в мероприятиях ДОУ).
  • Проведение занятий (игровые ситуации, путешествия, экскурсии).
  • Прогнозируемый результат: сформировать у детей представления о родном крае и родной станице, об основных архитектурных сооружениях, памятниках; знание названий улиц станицы и значение этих названий. Умение видеть красоту родного края и станицы, радоваться ей.Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.I этап – подготовительный:1.Изучение методической литературы;2.Составление перспективного плана;3.Создание развивающей среды;4.Подбор игр и оборудования;5.Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;6.Анкетирование родителей о родной станице, его истории, достопримечательностях;7.Диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родной станицы.II этап – основной:1. Тематический план работы по ознакомлению детей с родным краем;2. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом;3. Совместные мероприятия с семьями воспитанников;4. Совместные мероприятия с детьми разного возраста;5. Экскурсии по социально-значимым, культурно-бытовым местам родной станицы.Перспективный план работы с детьми по ознакомлению с родной станицей.Перспективный план работы с родителями.III этап - итоговый:-Оформление альбома «Милее места на свете нет».-Презентация проекта.-Подведение итогов, обмен опытом по реализации проекта.Достигнутые результаты: систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, с помощью проектной деятельности, способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о селе, о его достопримечательностях, о жизни жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышления. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.Заключение:Благодаря проведенной работе у детей обогатились представления о родном крае, станице, появился интерес к её истории, местной художественной литературе, природным богатствам. Это отразилось в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках. Дети с удовольствием принимают активное участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках. В ходе реализации проекта дети приобрели знания об истории станицы, символике, достопримечательностях, знают имена тех, кто прославил нашу станицу, проявляют интерес к событиям станичной жизни и отражают свои впечатления в продуктивной деятельности.Моими помощниками в работе стали родители. Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании имеет пример взрослых, близких людей. Поэтому в проект нужно было включить мероприятия, основанные на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи. Необходимо вести эту работу на протяжении всего становления человека как гражданина. Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны проделанной работой. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители родной природы.Литература:
  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию /О.А. Воронкевич.- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2010
  • Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.- М., 2010
  • Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в детском саду.- Учитель, 2008
  • Маркова В.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста.- Белгород, 2007
  • Рыжова Н.А. Наш дом – природа.- М., 2010
  • Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
  • Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2013.
  • Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008.