Результаты освоения курса внеурочной деятельности.Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Изучив курс «ТИКО-конструирование», учащиеся успешно владеют навы- ками элементарного логического мышления, приемами умствен - ной деятельности.В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение познавательных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира. Овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Ожидаемые результаты направлены на развитие изобразительных, конструкторских способностей, развитие элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.В модуле «Плоскостное конструирование» младший школьник приобретут умения:излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;познакомятся с понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;иметь представление о симметрии (ассиметрии) и ритме в форме и конструкции предметов, сознавать их конструктивный и эстетический смысл;выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;доводить решение задачи до готовой модели; генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции. В модуле «Объемное конструирование» младший школьник приобретут умения:исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;определять форму тела и воспроизводить ее;анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических тел;осваивать инженерно-конструкторских навыки. выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «Конструкторское творчество», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия : ориентировка в задании; отбор и анализ информации; прогнозирование возможных практических результатов в зависимости от конкретных действий; анализ, сравнение, обобщение; контроль и корректировка работы; оценка.Для учащихся важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. Не менее существенным является тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Программа «ТИКО-конструирование» и обширные конструктивные возможности конструктора ТИКО создают для этого самые благоприятные возможности. Начиная с самого 1 класса, школьники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда учащиеся осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуется организовывать именные выставки индивидуальных работ учащихся и работ, созданных в результате совместного семейного творчества. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Программа разработана на основе программы внеуроч- ной деятельности «Кружок моделирования « Геометрика »; автор – Логинова И.В., воспитатель МАДОУ № 81(Великий Новгород), соавтор Михайлова Е.В., доцент НовГУ.Программа предназначена для работы с учащимися начальных классов с 7 до 11 лет во внеурочной деятельности. Срок реализации программы 4 года обучения. Состоит программа из двух модулей - «Плоскостное моделирование» и «Объёмное моделирование» Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Геометрика» обусловлены важностью создания условий для всестороннего и гармоничного развития младшего школьника с целью воспитания свободно мыслящей ответственной личности. Для полноценного развития ребенка необходима интеграция интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в целостном процессе обучения. Конструкторская деятельность, как никакая другая, реально может обеспечить такую интеграцию. Эмоционально-эстетическое развитие на занятиях творческого конструирования связано с тем, что учащиеся, так или иначе, проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам конструирования. Если педагог строит работу учащихся с учетом определенных художественно-конструкторских правил (законов дизайна), то создаются благоприятные условия для формирования представлений о гармоничном устройстве мира, для выработки эстетического восприятия и оценки, художественного вкуса.Духовно-нравственное развитие также может быть очень эффективным, если педагог активно изучает с учащимися образы и конструкции природных объектов. Мир вещей возникает из мира природы и существует рядом с ним, и наша программа побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их сосуществования. Важно, что эти вопросы учащиеся усваивают не на уровне абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую деятельность.Конструкторская деятельность сочетает в себе умственные и физические действия, связана с определенной мускульной работой, соответственно, способствует ускорению и гармонизации физического и общего психофизиологического развития ребенка. Таким образом, занятия в кружке моделирования «Геометрика», построенные на основе творческого конструирования, имеют все возможности для углубления общеобразовательной подготовки младших школьников, формирования их духовной культуры и всестороннего развития личности. Программа «Геометрика» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника. В соответствии с принципом природосообразности перед педагогом стоит задача введения младших школьников в гармоничный мир математических законов и геометрических форм. Необходимо, чтобы конструкторское творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые происходят в его жизни и в окружающем его мире. Принцип культуросообразности предполагает, что работа в кружке моделирования «Геометрика» должна основываться на общечеловеческих и национальных ценностях культуры.Трактовка принципа коллективности предполагает, что совместное конструирование дает юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, художественно-эстетического самоопределения, творческой самореализации. Принцип диалогичности предполагает, что развитие детей осуществляется в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого являются совместное продуцирование объектов окружающего мира, их художественно-эстетическое оформление. Реализация принципа патриотической направленности осуществляется в процессе моделирования объектов российской символики, символики родного края (флаг, герб) и в процессе конструкторской деятельности, направленной на ознакомление с национальным праздникам, традициям своего народа.Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Приобретение воспитанниками опыта самоопределения происходит в процессе конкретной конструкторской деятельности, в ходе которой, учащиеся взаимодействуют, обмениваются собственными знаниями и опытом, по собственному замыслу конструируют, тем самым формируя багаж своих интересы, выбирая жизненные приоритеты. Принцип проектности предполагает последовательную ориентации всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» младшего школьника в самостоятельное проектное действие, развертываемое в логике замысел – реализация – рефлексия. Совместное проектирование основывается на таких ценностных ориентирах, как коммуникабельность, предприимчивость, самостоятельность, организационная и управленческая компетентность. Не зря девизом данной программы стали такие слова: «Играю – Думаю – Учусь Действовать самостоятельно - Проектирую». Таким образом, деятельность педагога в кружке моделирования «Геометрика» в первую очередь направлена на духовно-творческое развитие воспитанников, а уже потом на развитие специфических математических представлений. Именно поэтому большая часть программы посвящена проектной деятельности младших школьников. Цель программы – формирование способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.Задачи программы:формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нем человека с его искусственно создаваемой предметной средой;расширение кругозора об окружающем мире, обогащение эмоциональной жизни, развитие художественно-эстетического вкуса;развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);развитие регулятивной структуры деятельности (целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекция и оценка действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.Программа состоит из двух модулей. У каждого модуля свои предметные цели и задачи.Модуль «Плоскостное моделирование»Цель: исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.Задачи:совершенствование навыков классификации;обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;развитие комбинаторных способностей;развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;изучение и конструирование различных видов многоугольников;исследование «периметра» и «площади» многоугольников;знакомство с осевой и центральной симметрией, конструирование на основе симметрии;овладение навыками пространственного ориентирования;обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;обучение различным видам конструирования.Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у учащихся умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.Тематика, предлагаемая для проектного конструирования, расширяет кругозор и охватывает основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, техника, космос.Модуль «Объемное моделирование»Цель: исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.Задачи:формирование целостного восприятия предмета;выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;изучение и конструирование различных видов многогранников;исследование «объема» многогранников;знакомство с изометрическими проекциями многогранников на плоскость;усвоение алгоритма планирования и организации проектной деятельности;развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;освоение проектной деятельности.Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем легче осваивать черчение, стереометрию, разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. Учащиеся познакомятся с основными геометрическими телами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др. Тематика второго модуля подобрана таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор. Так, например, для изучения темы: «План, вид сверху, сбоку» – дети должны построить «Эйфелеву башню», «Пирамиду», дворец «Тадж-Махал». Для изучения пропорции выбраны такие темы, как «Животные», «Динозавры», «Подводные лодки». Таким образом, параллельно с достижением основной цели, ребята узнают много интересного о военном транспорте, животном мире, истории и т.д.Модули настоящей программы базируются на общеобразовательных предметах: математика, окружающий мир, технология, наглядная геометрия, информатика.Формы и методы работы.Ведущими формами организации занятий в кружке моделирования «Геометрика» являются парная и групповая. Учащиеся обычно увлекаются совместным конструированием, с удовольствием изготавливают ТИКО - конструкции, объединяясь для этого по парам или в группы по несколько человек. Наряду с групповой формой работы, во время занятий педагог осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к детям.Организовывая проектную деятельность учащихся через тематическое конструирование, педагог использует метод коллективного творчества. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, о правилах конструктивной групповой работы. Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одной отдельно взятой группы, так и в смешанных группах, состоящих из дошкольников разных возрастов.Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения). Конструктор ТИКО помогает детям в интеллектуальном и личностном развитии, способствует повышению их мотивации к учебе, увлекает интересными проектами.Метод практической работы применяется на занятиях в тесной связи с поисково - исследовательской деятельностью учащихся. Подобный тандем поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованию, приобретению опыта успешной собственной творческой деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное – речи (умению размышлять, рассуждать и анализировать).Возраст детей, участвующих в реализации программы, 6,5 - 11 лет.Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю, 33 занятия в 1 классе, 34 – во 2 – 4 классах в год.Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных занятий с младшими школьниками (1ч в неделю), так и возможность организовать занятия крупными блоками (проектная деятельность). Каждое занятие состоит из теоретического блока и практического задания.Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.Продолжительность занятий: 7 лет – 30-35 минут, 8 –11лет – 40-45 минут.Программа предназначается для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования, логопедов, психологов, дефектологов, может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных учреждений; рекомендуется родителям для увлекательных совместных занятий с ребёнком. Тематический планСодержание деятельностиВ качестве содержательной базы в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений из области геометрии. Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение учащегося специфическими математическими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии из курса геометрии. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного мышления младших школьников. Психологи установили возрастной срок, когда объемное пространственное мышление развивается с реактивной скоростью – 7 – 8 лет. Если дети не решали в это время трехмерные задачи, у них эта способность отключается. Таким образом, выполняя функцию пропедевтики к курсу геометрии, программа « Геометрика » через практическую деятельность с конструктором для объемного моделирования ТИКО знакомит младших школьников с трехмерным моделированием. Так как в кружке «Геометрика» учащиеся создают модели объектов реального мира, наиболее целесообразно использовать эти занятия как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. Программа «Геометрика» является комплексной и интегрированной в самом глубоком смысле. Содержание программы включает как рационально-логические, так и эмоционально-художественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической работы; описание конструкции фигуры и способов ее сборки; повествование о ходе действий и построение плана деятельности; построение логических связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);математика (моделирование – конструирование моделей объектов реального мира, мысленная трансформация объектов, исследование абстрактных величин на практическом материале, построение форм на основе элементарных математических представлений, работа с плоскими и объемными геометрическими фигурами);окружающий мир (изучение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для конструирования; деятельность человека как созидателя материально-культурной среды обитания);технология (схематическое изображение моделей будущих конструкций, создание предметов общественно-полезной направленности);изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление предметных моделей на основе законов и правил дизайна);информатика (абстракция, логика).Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей. Освоение содержания программы построено по принципу постепенного усложнения и углубления изучаемого материала. На начальных этапах первоклассник, например, учится конструировать плоскостные фигуры по образцу, позже уже он конструирует по схеме или на слух (словесная инструкция). Самый сложный этап – изобретение и конструирование объемных тематических конструкций. Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.2) Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.3) Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным или совместным проектам.В процессе занятий учащиеся много работают со схемой, выполняя задания: - выбор по схеме комплектующих; - сбор модели по готовой схеме и силуэтному изображению;- создание собственной схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).Кроме этого, на занятиях по ТИКО- конструированию педагог обращает внимание детей на понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности.Методической основой организации учащихся на занятиях кружка моделирования «Геометрика» является творческий метод проекта. В соответствии с этим программа ориентируется на системную проектно-конструкторскую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и механического овладения приемами конструкторской работы в сторону проектирования конструкций на основе сознательного и творческого использования приемов и методов моделирования. Проектная деятельность составляет суть работы учащихся и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания.Таким образом, программа «Геометрика», методический и дидактический материал, разработанный для работы с конструктором ТИКО, позволяют педагогу направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности. 1 классПервоклассники в процессе конструирования на занятиях кружка моделирования «Геометрика» получают первоначальные представления о том, что объекты природы и предметы окружающего мира, сделанные человеком, представлены различными формами – одни формы похожи между собой, другие отличаются. С этой целью учащиеся конструируют и сравнивают простейшие формы, выделяя их из многообразия предметного мира. Специальной работы по формированию геометрических понятий и представлений на этой ступени программой не предусмотрено. Значительное внимание в данный возрастной период приходится уделять развитию основных психофизиологических и функциональных возможностей детей, на основе которых можно построить их полноценную познавательную деятельность. В частности, у первоклассников недостаточно развита координация мелких движений руки – практическая работа с конструктором для объемного моделирования ТИКО способствует ускорению и гармонизации психофизиологического развития ребенка. Учащиеся учатся соединять детали конструктора, конструируют фигуры различными способами, выполняют практические задания. Манипуляции с конструктором позволяют развивать основные сенсорные процессы. Когда дети начинают «чувствовать» конструктор, не испытывают затруднений в соединении деталей, подборе цветов, они начинают экспериментировать, работать творчески и безбоязненно. В то же время следует приучать их тщательно продумывать подбор фигур и последовательность их соединения для того, чтобы получить устойчивую, без изъянов, эстетически оформленную конструкцию. Необходимо формировать привычку доводить начатое дело до конца. Выработанные на данном этапе приемы работы с конструктором, организованность, привычка к порядку позволят в дальнейшем решать настоящие поисковые, творческие задачи, не отвлекаясь на технические «мелочи». С другой стороны, возраст 6 – 7 лет является наиболее сенситивными в плане интеллектуального развития. В этот период дети обычно с удовольствием решают всевозможные логические задачи, любят головоломки – особенно если работа в разумных пропорциях распределяется между головой и руками. Именно это и позволяет наилучшим образом «ввести» учеников в мир разумного, интересного, творческого труда, не сводимого лишь к механическому упражнению рук. Программа предлагает такую последовательность занятий, при которой действия руки постепенно дисциплинируются, все более подчиняясь интеллекту.Значительное место отводится формированию у первоклассников приемов умственной деятельности и развитию познавательных процессов. Именно практические результаты могут весьма эффективно продемонстрировать ученику, насколько хорошо он сумел рассмотреть, проанализировать, запомнить то, что предлагает учитель (т.е. выявляют качество познавательных действий). А потому важно не сводить работу к механическому повторению, а заставлять детей думать, осуществлять самостоятельную ориентировку в задании и т.д. Таким образом, выполняя те или иные практические действия, первоклассник не просто изготавливает поделки, а всякий раз осуществляет активную познавательную деятельность. Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы первого класса. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.Для этого в первом классе предусмотрено выполнение тематических конструкторских проектов, как плоскостных, так и объемных.Основные содержательные компонентыпрограммы первого классаЗнакомство с конструктором ТИКО и организация работыКонструктивные особенности конструктора ТИКО: шарнирное соединение, поворот деталей под любым углом, перпендикулярное соединение, наличие деталей с отверстиями (круглыми, квадратными, треугольными).Правильное размещение конструктора на рабочем месте; поддержание порядка во время занятия; уборка рабочего места после занятия.Знакомство с конструкторской деятельностьюКонструирование по образцу, по картинке. Конструирование по схеме (см. приложение № 1). Конструирование по контурной схеме (см. приложение № 2). Конструирование на слух - устные диктанты (см. приложение № 3). Конструирование по заданным условиям. Конструирование по собственному замыслу. Тематическое конструирование.Информационно-познавательные умения, развитие познавательной самостоятельности и умения работать под руководством педагогаВосприятие, анализ, оценка информации при работе с дидактическими материалами (рисунки, схемы, алгоритмы и т.д.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и полученной информацией. Наблюдения в 1 классе: рассматривание устройств и образов объектов природы и окружающего мира (форма и окраска цветов, листьев, грибов, птиц, снежинок, животных, насекомых, деревьев; осенний, зимний и весенний пейзажи; предметы быта; техника и т.д.).Классификация:Выделение признаков предметов, операции с признаками; рассуждение, дискуссирование, приведение доказательств, участие в диалоге.Логические задачи, задания на пространственное мышление:Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; работа с кругами Эйлера – операции с множествами; комбинаторные задачи; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов;классификация фигур по 2 – 3 признакам (цвет, форма, размер).Поисковая деятельность учащихся, где есть анализ, сравнение, обобщение, организованное в коллективном учебном диалоге. В модуле «Плоскостное моделирование» учащиеся исследуют периметры различных многоугольников.Разработка и реализация конструкторских проектов (см. приложение № 10) .Модуль «Плоскостное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Наш город», «Живой мир», «День победы!», «Океанариум».Модуль «Объемное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Кукольный уголок», «Тридевятое царство», «Космос», «Транспорт».Поиск проблемы; формулировка темы; участие в диалоговом общении; усвоение алгоритма проектной деятельности; пошаговая реализация проекта под руководством педагога; презентация проекта.Модуль «Плоскостное моделирование»1.1. Знакомство с конструктором. Организация работы (1 ч)1. Знакомство с конструктором. Организация работы (1 ч).Виды деталей конструктора. Изучение буклета. Логические задания на замещение фигур конструктора (см. приложение № 4).1.2. Классификация (6 ч)1. Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.Игра «Комбинат» (см. приложение № 5). Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте флаг.2. Классификация по 1 – 2 признакам – цвет, форма. Конструирование по заданным условиям.Игра «Комбинат». Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте цветок.3. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям.Игра «Магазин» (см. приложение № 5). Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте дом.4. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям.Игра «Магазин». Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте собаку.5. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям).Игра «Конфетная фабрика» (см. приложение № 5). Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте ракету.6. Классификация по 2 – 3 признакам – цвет, форма, размер. Конструирование по заданным условиям).Игра «Конфетная фабрика». Задание для самостоятельной работы: из полученных фигур сконструируйте машину.1.3. Логические задачи (10 ч)1. Конструирование логического квадрата. Правильный логический квадрат. Выявление способов конструирования и проверки логического квадрата (см. приложение № 6).2. Конструирование логического квадрата. Конструирование логического квадрата по заданным условиям (по определенным цветам). 3. Комбинирование трех фигур. Конструирование по схеме. Понятия «комбинация», «комбинирование». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Ворона».4. Комбинирование трех фигур. Конструирование по схеме. Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур. Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Собака».5. Комбинирование четырех фигур. Конструирование по схеме.Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Сова».6. Комбинирование четырех фигур. Конструирование по схеме.Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Задание для самостоятельной работы: конструирование по схеме – фигуры «Кот».7. Логические операции с множествами – объединение двух множеств.Понятие «множество». Игры с кругами Эйлера на объединение двух множеств (см. приложение № 8). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Жираф».8. Логические операции с множествами – пересечение двух множеств.Понятие «множество». Игры с кругами Эйлера на пересечение двух множеств (см. приложение № 8). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Черепаха».9. Логические операции с множествами – выделение подмножеств.Игры с кругами Эйлера на выделение одного множества из другого. Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Цветок».10. Логические операции с множествами – вычитание множеств.Игры с кругами Эйлера на вычитание одного множества из другого. Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Лиса».1.4. Пространственное ориентирование (7 ч)1. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «между», «над», «под», «справа», «слева» (2 ч).Устные диктанты для конструирования – фигуры (см. приложение № 3).2. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали» 5 ч).Устные диктанты для конструирования – фигуры.1.5. Периметр (2 ч)1. Конструирование фигур и сравнение их периметров.Конструирование фигур различных периметров из квадратов (см. презентацию «Периметр»). 2. Конструирование фигур и сравнение их периметров.Конструирование фигур различных периметров из треугольников и пятиугольников (см. презентацию «Периметр»). 1.6. Узоры и орнаменты (2 ч).1. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.Понятия «узор», «орнамент». Конструирование узора по заданным условиям: чередование 3 – 4 цветов; чередование размера фигур. Самостоятельная работа: составление симметричного узора по собственному замыслу.2. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.Конструирование узора по заданным условиям: чередование формы фигур; расположение фигур в шахматном порядке. Самостоятельная работа: составление симметричного узора по собственному замыслу.1.7. Разработка и реализация конструкторских проектов (8 ч).Рекомендуемые темы:1. Проект «Наш город».Диалог «Мое любимое место в городе». Конструирование объектов городской инфраструктуры. Моделирование города. Презентация проекта – экскурсия по городу.2. Проект «Живой мир».Диалог «Мое любимое животное». Конструирование фигуры животного по собственному выбору. Презентация проекта – выставочный центр «Мой друг - …». Презентация проекта – представление учащимися своего «друга» из мира животных. 3. Проект «День Победы!»Диалог «Государственный символ». Конструирование по образцу – флаги СССР и России. Конструирование военной техники. Моделирование театра военных действий. Презентация проекта – описание учащимися достоинств собранной конструкции.4. Проект «Океанариум».Диалог «Экзотические морские животные». Конструирование морских животных по выбору учащихся. Презентация проекта – рассказ «дрессировщика» о талантах одного из «артистов» океанариума.Модуль «Объемное моделирование»2.1. Объемные фигуры (16 ч)1. Выделение из окружающего мира и конструирование предметов кубической формы. Поиск предметов кубической формы. Конструирование куба по образцу. Самостоятельная работа: фантазия из куба – конструирование предметов на основе кубической формы.2. Выделение из окружающего мира и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.Поиск предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. Конструирование объемной фигуры по образцу. Самостоятельная работа: фантазирование и конструирование предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда. 3. Конструирование треугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.Конструирование треугольной пирамиды по образцу. Самостоятельная работа: фантазирование и конструирование предметов, имеющих форму треугольной пирамиды.Последующие темы изучаются аналогично.4. Конструирование четырехугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.5. Конструирование пятиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.6. Конструирование шестиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами. 7. Конструирование восьмиугольной пирамиды. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.8. Конструирование треугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.9. Конструирование четырехугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.10. Конструирование пятиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.11. Конструирование шестиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.12. Конструирование восьмиугольной призмы. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.13. Конструирование октаэдра. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.14. Конструирование кубооктаэдра. Сопоставление геометрической формы с аналогичными предметами.15. Комбинирование объемных форм. Конструирование по заданным условиям объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм. 16. Комбинирование объемных форм. Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм. 2.2. Разработка и реализация конструкторских проектов (20 ч). Рекомендуемые темы:1. Проект «Кукольный уголок» (5 ч). Алгоритм работы над проектом:Предварительная работа - изучение информации по теме (домашнее задание).1 занятие. Индивидуальная работа: конструирование отдельных фигур по теме.2 занятие. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции (можно не включать это занятие в тематический комплекс).3 занятие. Коллективная работа: объединение композиций в коллективную работу.4занятие. Презентация проекта.5занятие. Демонтаж построек. Все последующие проекты в модуле «Объемное моделирование» реализуются аналогично.2. Проект «Тридевятое царство» (5 ч).3. Проект «Космос» (5 ч).4. Проект «Транспорт» (5 ч). 2 класс Программа второго класса является началом формирования у младших школьников основных понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, второклассники знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями. Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у учеников созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью учащиеся включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.Во втором классе ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи. Например, симметрия и ассиметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции.Продолжается работа по расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приемов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда.Во втором классе продолжаем работу по развитию поисковых умений учащихся. В модуле «Плоскостное моделирование» школьники исследуют площади различных геометрических фигур, в модуле «Объемное моделирование» знакомятся с понятием «объем», исследуют объемы различных геометрических тел.Предусмотрено также выполнение школьниками творческих и проектных работ, которые разработаны на основе психологической теории творчества и развития технического мышления и органично включены в общую систему освоения программы. Основные содержательные компоненты второго классаФормы предметов окружающего мира и геометрическая форма.Изучение и анализ форм природы и предметной среды, созданной человеком. Сопоставление с геометрическими формами. Воссоздание природных и предметных форм посредством сочетания нескольких геометрических объектов. Комбинаторика в формообразовании. Использование геометрических модулей в формообразовании предметов.Поиск и сравнительный анализ предметов или их частей, имеющих форму куба, призмы или пирамиды.Информационно-познавательные умения, исследовательские навыки.Наблюдения во 2 классе: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).Логические задачи, задания на пространственное мышление:Достраивание симметричных форм; расположение деталей в заданной последовательности (вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали); трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; перестраивание геометрических форм по заданным условиям.Разработка и реализация конструкторских проектов: Модуль «Плоскостное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Животный мир планеты», «Растительный мир планеты».Модуль «Объемное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Техника. Водный и воздушный транспорт», «Техника. Наземный транспорт», «Бытовая техника», «Роботехника», «Резиденция Деда Мороза», «Олимпийские виды спорта. Мячи», «Парк развлечений».Модуль «Плоскостное моделирование»1.1. Логические задачи (10 ч)1. Логические операции с множествами – объединение трех множеств.Игры с кругами Эйлера на объединение трех множеств. Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Ракета».2. Логические операции с множествами – пересечение трех множеств.Игры с кругами Эйлера на пересечение трех множеств. Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигура «Автомобиль».3. Логические операции с множествами – выделение нескольких множеств из одного множества.Игры с кругами Эйлера на выделение нескольких множеств из одного множества. Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигура «Ракета».4. Логические операции с множествами – задания с отрицанием.Игры с кругами Эйлера – задания с отрицанием. Конструирование на слух – диктанты «Олень».5. Конструирование по заданным условиям.Задание: придумайте и сконструируйте плоскостные фигуры «Крест», «Ведро», «Ваза», «Снежинка», «Дом», «Буква Т», «Буква Я», «Грузовик», «Дерево» и т.д.Конструирование на слух – диктанты «Кот Пушок», «Джип». 6. Конструирование по заданным условиям.Задание: придумайте и сконструируйте плоскостные фигуры «Телевизор», «Цветок», «Волны», «Горы», «Мяч», «Буква Ф», «Буква Д» и т.д.Конструирование на слух – диктанты «Снеговик», «Птица».7. Комбинирование по форме и по цвету.Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием трех и четырех фигур разных цветов (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры «Буква С».8. Комбинирование по форме и по цвету.Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур разных цветов (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме – фигуры, «Снеговик».9. Конструирование по заданным условиям..Игра с квадратами. Трансформирование фигур с помощью перекладывания квадратов (см. приложение № 9). 10. Конструирование по заданным условиям.Игра с равносторонними треугольниками. Трансформирование фигур с помощью перекладывания треугольников (см. приложение № 9).1.2. Пространственное ориентирование (10 ч)1. Пространственное ориентирование. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали» (6 ч).Устные диктанты для конструирования (см. приложение № 3).2. Пространственное ориентирование. Составление устных диктантов (4 ч).Алгоритм: 1) сконструируй несложную плоскостную фигуру;2) составь устный диктант;3) прочитай диктант соседу по парте, а он пусть сконструирует фигуру;4) если есть ошибки, внеси исправления в текст диктанта. 1.3. Площадь (2 ч)1. Конструирование многоугольников и сравнение их площадей.Конструирование многоугольников из квадратов (см. презентацию «Площадь»). Вычисление площадей фигур.2. Конструирование фигур и сравнение их площадей.Конструирование многоугольников из треугольников (см. презентацию «Площадь»). Вычисление площадей фигур.1.4. Симметрия (2 ч)1. Осевая симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.Понятие «симметрия», «ось симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «подноса».2. Центр симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.Понятие «симметрия», «центр симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «коврика».1.5 Разработка и реализация конструкторских проектов (4 ч).Рекомендуемые темы:1. Проект «Животный мир планеты».Диалог «Где жилище бегемота?». Классификация животных. Плоскостное моделирование - фигуры животных и среда их обитания. Презентация проекта – «Экскурсия по планете».2. Проект «Растительный мир планеты».Диалог «Где не растут цветы?». Классификация растений. Плоскостное моделирование – фигуры растений и среда их обитания. Знакомство с постройкой ландшафта. Презентация проекта – «Экскурсия по планете». Модуль «Объемное моделирование»2.1. Призма (5 ч)1. Конструирование и анализ треугольной призмы.Конструирование треугольной призмы по изображению (см. буклет «ТИКО. Конструктор для объемного моделирования»). Анализ объемной фигуры. Понятия «грань», «ребро», «основание». Фиксирование данных в таблице (таблица на доске). Фантазирование: моделирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы.Последующие темы изучаются аналогично.2. Конструирование и анализ четырехугольной призмы.3. Конструирование и анализ пятиугольной призмы.4. Конструирование и анализ шестиугольной призмы.5. Конструирование и анализ восьмиугольной призмы.2.2. Пирамида (5 ч)1.Конструирование и анализ треугольной пирамиды.2. Конструирование и анализ четырехугольной пирамиды.3. Конструирование и анализ пятиугольной пирамиды.4. Конструирование и анализ шестиугольной пирамиды.5. Конструирование и анализ восьмиугольной пирамиды.2.3. Объем (2 ч)1. Сравнительный анализ объемов малого куба и прямоугольного параллелепипеда.Понятие «объем». Конструирование куба и прямоугольного параллелепипеда. Сравнение объемов «на глаз» и с помощью наполнителя. 2. Сравнительный анализ объемов малого и большого кубов.Понятие «объем». Конструирование маленького и большого кубов. Сравнение объемов «на глаз» и с помощью наполнителя. 2.4. Разработка и реализация конструкторских проектов (35 ч)Рекомендуемые темы:1. «Техника. Транспорт» (5 ч)2. «Техника. Бытовая техника» (5 ч)3. «Техника. Военная техника» (5 ч)4. «Роботехника» (5 ч)5. «Резиденция Деда Мороза» (5 ч)6. «Олимпийские виды спорта. Мячи» (5 ч)7. «Парк развлечений» (5 ч)3 классОсновная проблема, рассматриваемая в программе третьего класса, - «человек – предмет - среда». Дальнейшее ознакомление с геометрическими формами строится на осмыслении духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы.Внимание детей заостряется на положении о первичности мира природы по отношению к рукотворной среде; еще раз предлагается внимательно присмотреться к удивительно гармоничному устройству самых привычных и обыденных предметов природы. Вывод: природой во всем предусмотрен строго выверенный порядок, изучая который человек-творец может позаимствовать полезные конструктивные и художественные идеи. В третьем классе учащиеся активно включаются в работу по анализу и исследованию геометрических форм. Совершенствуя моделирующую деятельность, дети изучают проблему неразрывной связи предмета со средой. Работая над проектом, дети теперь конструируют объекты реального мира не отдельно, а в непосредственной связи с инфраструктурой и окружающей средой. Например, работая над моделированием замков и крепостей, учащиеся конструируют объекты природы, малые архитектурные сооружения, расположенные невдалеке от старинных зданий. Одновременно, формируется интерес детей к разнообразным зданиям и сооружениям.Изобретая новые конструкции по теме, учащиеся делают зарисовки, подробный план будущего здания, продумывают дизайнерское оформление фасада. При проведении с детьми художественно-конструкторского анализа готового изделия педагог обращает внимание детей на композиционную целостность постройки целом и пропорциональность отдельных частей.Основные содержательные компоненты третьего классаОсновные геометрические представления, с которыми знакомятся учащиеся в третьем классе – многогранники, комбинирование и трансформация многогранников.Неотъемлемой частью занятий в кружке моделирования «Геометрика» является исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате, которого дети строят геометрическую модель, затем преобразовывают ее в предмет. Такой вид занятий в третьем классе является основным в модуле «Объемное моделирование». Отличительной чертой занятий также является свободное, не ограниченное жесткими (принятыми) рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.В процессе моделирования ученики приобретают важные навыки творческой и исследовательской работы; знакомятся с основами геометрии, математики, логики, с процессами анализа, планирования и решения возникающих задач; получают навыки пошагового решения проблем, выработки и проверки гипотез, анализа неожиданных результатов.Наблюдения в 3 классе происходят с целью поиска в окружающем мире предметов, аналогичных по форме изучаемым многогранным формам. В первую очередь это различные вариации призм и пирамид (трех-, четырех-, пяти, шести- и восьмиугольные; усеченные и наклонные).Логические задачи и задания на пространственное мышление: трансформация плоской развертки в объемное изделие и наоборот; конструирование плоского симметричного узора в декоре объемной фигуры; вычисление площади и объема геометрических фигур; самостоятельный поиск способов получения нужной формы; внесение изменений и дополнений в конструкцию в соответствии с поставленной задачей. Разработка и реализация конструкторских проектов: Модуль «Плоскостное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Космос», «В гостях у сказки».Модуль «Объемное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Космодром», «Солнечная система», «Замки и крепости», «Джунгли».В ходе работы над проектами дети учатся работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению учащихся анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала.Модуль «Плоскостное моделирование»Симметрия (2 ч)1. Осевая симметрия. Конструирование плоского симметричного узора в объемной фигуре.Изучение и анализ узоров с осевой симметрией. Конструирование и декор вазы симметричным узором. Центральная симметрия. Конструирование плоского симметричного узора в объемной фигуре.Изучение и анализ узоров с центральной симметрией. Конструирование и декор мяча симметричным узором.. Логические задачи (4 ч)1. Логические операции с множествами – объединение и пересечение множеств.Игры с кругами Эйлера на объединение и пересечение множеств. Конструирование по собственному замыслу.2. Логические операции с множествами – выделение и пересечение множеств.Игры с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.Конструирование по собственному замыслу.3. Логические операции с множествами – вычитание и пересечение множеств.Игры с кругами Эйлера на выделение и пересечение множеств.Конструирование по собственному замыслу.4. Комбинирование четырех фигур.Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием четырех фигур. Конструирование по собственному замыслу.Разработка и реализация конструкторских проектов (4 ч)Рекомендуемые темы:Проект «Космос» (2 ч).Проект «В гостях у сказки» (2 ч).Модуль «Объемное моделирование»2.1. Многогранники (30 ч)1. Исследование треугольной призмы. Поиск природных объектов, архитектурных сооружений, предметов быта, имеющих форму треугольной призмы. Конструирование треугольной призмы из развертки (развертка собирается по схеме или самостоятельно). Исследование фигуры и занесение результатов в таблицу (тетрадь для исследований). Понятия «грань», «ребро», «основание».2. Фантазирование на основе треугольной призмы.Конструирование различных видов треугольной призмы. Фантазия: конструирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы. Последующие темы изучаются аналогично.3. Исследование четырехугольной призмы.4. Фантазирование на основе четырехугольной призмы.5. Исследование пятиугольной призмы.6. Фантазирование на основе пятиугольной призмы.7. Исследование шестиугольной призмы.8. Фантазирование на основе шестиугольной призмы.9. Исследование восьмиугольной призмы.10. Фантазирование на основе восьмиугольной призмы.11.Исследование треугольной пирамиды.12. Фантазирование на основе треугольной пирамиды.13. Исследование четырехугольной пирамиды.14. Фантазирование на основе четырехугольной пирамиды.15. Исследование пятиугольной пирамиды.16. Фантазирование на основе пятиугольной пирамиды.17. Исследование шестиугольной пирамиды.18. Фантазирование на основе шестиугольной пирамиды.19. Исследование восьмиугольной пирамиды.20. Фантазирование на основе восьмиугольной пирамиды.21. Исследование октаэдра.22. Фантазирование на основе октаэдра.23. Исследование додекаэдра.24. Фантазирование на основе додекаэдра.25. Исследование икосаэдра.26. Фантазирование на основе икосаэдра.27. Исследование кубооктаэдра.28. Фантазирование на основе кубооктаэдра.29. Комбинирование объемных форм. Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм. 30. Комбинирование объемных форм. Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм. 2.2. Объем (2 ч)1. Исследование объемов многогранников.Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований). 2. Исследование объемов многогранников.Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований). 2.3. Разработка и реализация конструкторских проектов (30 ч)Рекомендуемые темы:1. «Космодром» (5 ч)2. «Солнечная система» (5 ч)3. «Замки и крепести» (5 ч)4. «Джунгли» (5 ч)5. «Арктика» (5 ч). 6.Пустыня (5ч) 4 классРазвитие индивидуальных творческих способностей учащихся должно стать главной целью работы с детьми в 4 классе. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Таким образом, следующим этапом обучения является освоение конструкторского творчества. Конструкторское творчество подразумевает отбор и комбинирование деталей конструктора для создания новых оригинальных конструкций. Приходя в класс на занятия, дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя с ТИКО, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.Совершенствование конструкторских, инженерных и вычислительных навыков – это ориентир в дальнейшем развитии детей. Необходимо обучать учащихся способности видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, их функциональное назначение; создавать конструкции, объединенные общей темой; конструировать по условиям (например, характер героя, для которого надо построить дом; природные условия местности; размер и др.); закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу; расширять кругозор. Узнав много нового на предыдущих этапах обучения, дети теперь получают возможность применять свои знания и создавать сложные тематические проекты, привязанные к реально существующим объектам. В процессе работы последовательно решаются проблемы различного характера: сбор и изучение информации по теме проекта; выяснение технической задачи; определение путей решения технической задачи;дизайнерское выражение своего замысла;выбор способов презентации проекта.На этом этапе уместны соревнования и выводы по итогам соревнований – какая модель сильнее и почему.Основные содержательные компоненты четвертого классаВ четвертом классе учащиеся исследуют сложные многогранники (Архимедовы тела), продолжают учиться комбинировать и трансформировать многогранные тела.Продолжается знакомство с математическими и логическими задачами, связанными с периметром, объемом и площадью. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, развиваются творческие способности. Наблюдения в 4 классе происходят с целью поиска в окружающем мире предметов, аналогичных по форме изучаемым многогранным формам – кубооктаэдр, усеченный икосаэдр (футбольный мяч) и т.д.Разработка и реализация конструкторских проектов: Модуль «Плоскостное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».Модуль «Объемное моделирование». Рекомендуемые проекты: «Арктика», «Пустыня», «Выставка современных технических средств», «Детская игровая площадка», «Мой любимый город», «Летний отдых».Модуль «Плоскостное моделирование»Логические задачи (5 ч)1.Конструирование по заданным условиям (5 ч)Перестроение фигур с помощью словесной инструкции (см. приложение № 9).План, вид сверху, вид сбоку (5 ч)1. Проекция призмы. Понятия «вид сверху», «вид сбоку». Конструирование проекций разных видов призм. Зарисовка проекций куба.2. Проекция пирамиды.Понятия «вид сверху», «вид сбоку». Конструирование проекций разных видов пирамид. Зарисовка проекций треугольной пирамиды.3. План здания. Конструирование Эйфелевой башни, пирамиды и дворца «Тадж-Махал» (2 ч).Понятие «план». Зарисовка плана и конструирование здания по выбору учащихся (работа по группам).4. План здания. Конструирование жилого помещения.Понятие «план». Зарисовка плана и конструирование дома.Разработка и реализация конструкторских проектов (8 ч)Рекомендуемые темы:Проект «Осень» (2 ч).Проект «Зима» (2 ч).Проект «Весна» (2 ч).Проект «Лето» (2 ч). Модуль «Объемное моделирование» 2.1. Многогранники (22 ч)1. Исследование усеченного куба. Конструирование усеченного куба из развертки (развертка собирается по схеме или по изображению – см. буклет «ТИКО – конструктор для объемного моделирования»). Исследование фигуры и занесение результатов в таблицу (тетрадь для исследований). 2. Фантазирование на основе усеченного куба.Фантазия: конструирование объектов окружающего мира на основе усеченного куба. Последующие темы изучаются аналогично.3. Исследование усеченного тетраэдра.4. Фантазирование на основе усеченного тетраэдра.5. Исследование усеченного октаэдра.6. Фантазирование на основе усеченного октаэдра.7. Исследование усеченного икосаэдра.8. Фантазирование на основе усеченного икосаэдра.9. Исследование икосододекаэдра.10. Фантазирование на основе икосододекаэдра.11. Исследование ромбокубооктаэдра.12. Фантазирование на основе ромбокубооктаэдра.13. Исследование ромбоикосододекаэдра.14. Фантазирование на основе ромбоикосододекаэдра.15. Исследование ромбоусеченного кубооктаэдра.16. Фантазирование на основе ромбоусеченного кубооктаэдра.17. Исследование курносого куба.18. Фантазирование на основе курносого куба.19. Исследование курносого додекаэдра.20. Фантазирование на основе курносого додекаэдра.21. Комбинирование объемных форм. Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм. 22. Комбинирование объемных форм. Конструирование по собственному замыслу объектов окружающего мира на основе комбинирования изученных объемных форм. 2.2. Объем (2 ч).1. Исследование объемов многогранников.Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований). 2. Исследование объемов многогранников.Конструирование многогранников (по собственному выбору). Исследование объемов многогранников «на глаз» и с помощью наполнителя. Фиксирование результатов (тетрадь для исследований). 2.3 Разработка и реализация конструкторских проектов (30 ч).Рекомендуемые темы:1. Проект «Арктика» (5).2. Проект «Пустыня» (5 ч).3. Проект «Выставка современных технических средств» (5).4. Проект «Детская игровая площадка» (5 ч).5. Проект «Мой любимый город» (5 ч).6. Проект «Летний отдых» (5 ч).Ожидаемые результаты конструкторской деятельности направлены на формирование у младших школьников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире. Изучив курс «ТИКО-конструирование», учащиеся успешно владеют навыками элементарного логического мышления, приемами умственной деятельности.В ходе освоения младшими школьниками каждого модуля программы возможно достижение познавательных результатов в области математических знаний и знаний предметов окружающего мира. Овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Ожидаемые результаты направлены на развитие изобразительных, конструкторских способностей, развитие элементарного логического мышления. Все эти направления тесно связаны, и один вид деятельности не исключает развитие другого, а даже вносит разнообразие в творческую деятельность.В модуле «Плоскостное конструирование» младший школьник научится:излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве;самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;познакомятся с понятиями «схема», «алгоритм», «информация», «инструкция»;воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;иметь представление о симметрии (ассиметрии) и ритме в форме и конструкции предметов, сознавать их конструктивный и эстетический смысл;выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера, периметра и площади геометрической фигуры;внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;доводить решение задачи до готовой модели;генерировать идеи и на их основе синтезировать свои собственные конструкции. В модуле «Объемное конструирование» младший школьник научится:исследовать, анализировать и сравнивать свойства геометрических тел, фиксировать результаты исследований в таблице;определять форму тела и воспроизводить ее;анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу;устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;создавать в воображении несложный предметный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;подбирать подходящую цветовую гамму для конструкции;видеть и схематически изображать изометрические проекции геометрических тел;осваивать инженерно-конструкторских навыки.выдвигать несложную проектную идею в соответствии с собственным познавательным интересом, мысленно создавать конструктивный замысел или преобразовывать готовую конструкцию и практически воплощать мысленные идеи и преобразования в соответствии с конкретной задачей конструкторского плана на основе освоенных приемов работы;выполнять исследовательские действия для изучения формы, конструктивных особенностей, размера и объема геометрического тела.Система содержательно-методических подходов, заложенных в основу программы «Конструкторское творчество», позволяет формировать в рамках внеурочной деятельности универсальные учебные действия, например, такие, как: ориентировка в задании; отбор и анализ информации; прогнозирование возможных практических результатов в зависимости от конкретных действий; анализ, сравнение, обобщение; контроль и корректировка работы; оценка.Для учащихся важно, чтобы результаты их творческой деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на учебную мотивацию. Не менее существенным является тренировка работы в коллективе и развитие самостоятельного технического творчества. Программа «ТИКО-конструирование» и обширные конструктивные возможности конструктора ТИКО создают для этого самые благоприятные возможности. Начиная с самого 1 класса, школьники создают конструкции на различную тематику, которые можно объединить в эффектную масштабную экспозицию. В дальнейшем, когда учащиеся осваивают навыки креативного моделирования и приобретают способность синтезировать свои собственные конструкции, рекомендуем организовывать именные выставки индивидуальных работ учащихся и работ, созданных в результате совместного семейного творчества. Тематическое планирование.Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности детей:Приложения:Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.Приложение № 3. Диктанты для конструирования.Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.Приложение № 5. Логические игры.Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.Приложение № 7. Комбинаторные задания. Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.Приложение № 10. Конструкторские проекты.Презентации:Презентация «Периметр»Презентация «Площадь»Презентация «Объем»Презентация «Симметрия» Список литературы:Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009.Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2006.