Публикации Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Фатьянова Наталия Дмитриевна

Обучение основам компьютерной грамотности детей с нарушениями слуха и речиВнедрение компьютерных технологий прочно вошло в жизнь современного общества и дети с ограниченными возможностями не является исключением. Многие из них имеют домашний компьютер и с успехом осваивают информационные технологии, которые обеспечат в дальнейшем успешность, востребованность на рынке труда и комфортность жизни. Задача школы – подготовить учащихся к полноценной жизни, помочь в адаптации в современном мире. Компьютерные технологии предоставляют новые возможности и подходы для развития детей с нарушениями слуха и речи, обеспечивая им принцип равного доступа к образованию.Предмет информатика не входит в перечень обязательных предметов и является в учебном плане либо факультативом, либо курсом по выбору Компьютерные технологии. В учебном процессе школы компьютер применяется в двух направлениях: как объект изучения и как средство обучения. В соответствии с первым направлением предполагается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют использовать компьютер для решения различных задач и для овладения компьютерной грамотностью.Основной метод обучения – это практическая работа непосредственно на компьютере с использованием программных продуктов.Цели уроков имеют общеобразовательную и коррекционную задачи и имеет выраженный межпредметный характер, поэтому содержательная линия курса реализуется на материале других учебных предметов. Первый год обучения – это «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» Он представляет собой учебные материалы, обеспечивающие формирование навыков работы за компьютером. Цифровые образовательные ресурсы, входящие в состав данного курса, охватывают такие темы, как: компьютер, основные устройства, технологии работы с компьютером. Представлены как теоретические основы, так и игровые задания и упражнения. Каждый модуль программы имеет свое содержание.Программы разработаны в игровой форме. При этом обеспечивается эффективная работа с изображениями на экране. Сама программа позволяет ребенку провести управляемое обследование, в частности осматривание и рассматривание представленных на экране объектов. В конце работы компьютер дает оценку качеству действий, что очень нравится младшим школьникам. Программа предусматривают использование слухового анализатора, есть возможность подключения наушников. По ходу выполнения основной задачи ребенок решает задачи мыслительные.В ходе обучения детей компьютерная программа выполняет ряд функций:- сообщение новых знаний;- закрепление знаний;- самостоятельная работа.Формы оценки деятельности ребенка:- визуальная в виде очков, таймера с секундомером и др.- вербальная в виде надписи «Молодец!», «Умница!», и др.- слуховая в виде музыкального подарка.В средних и старших классах программа курса «Основы компьютерной грамотности» разработана и ведется на основе учебников и рабочих тетрадей Л.Босовой для 5-9 классов и Учебной программы для специальных (коррекционных) школ I-II вида Основы компьютерной грамотности, автор Лютостанский С.В.Курс «Основы компьютерной грамотности» начинается со 2 года обучения и направлен на достижение следующих целей:
  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера, организовывать собственную информационную деятельность, планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников с ОВЗ средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий.
  • Программа курса «Обучение компьютерной грамотности» предусматривает формирование у школьников учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами курса являются: 1. овладение учащимися знаниями и умениями, необходимыми для работы на компьютере на уровне «грамотного пользователя», а именно умение работать с текстом, таблицами, графикой, электронной почтой и т.д.; 2. формирование информационной культуры школьника, под которой понимается умение управлять информационными процессами (сбор, обмен, обработка и хранение информации) с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий; 3. развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей с использованием специальных компьютерных программ; 4. владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива). Разделы программы включают в себя:
  • текстовый редактор
  • графический редактор
  • работа с электронными таблицами
  • создание презентаций
  • программа для создания и подготовки печатных материалов, буклетов
  • создание видеофайлов и роликов
  • безопасная работа в сети Интернет
  • умение пользоваться аппаратными средствами (принтером, сканером, цифровым фотоаппаратом, видеокамерой и т.д.
  • Текстовые редакторы являются наиболее распространенными и используемыми программами. А создание текстов является одной из наиболее встречающихся задач. Работа в текстовом редакторе тесно переплетается с уроками языкового цикла. Навыки работы с текстом на компьютере формируются в рамках содержательной учебной деятельности, отвечающей возрастным интересам и задачам определенного этапа обучения. На уроках учащиеся меняют слова местами, вставляют пропущенные буквы и слова, предложения и абзацы, составляют тексты. В ходе выполнения этих заданий решаются простейшие аналитические и синтетические задачи, развивается абстрактное мышление. При самостоятельном выполнении работы и оформлении текста на печать важно выбрать правильный шрифт, размер, расположение текста, выделить абзацы, изменить начертание.Программа Microsoft PowerPoint относится к мультимедиа технологиям так как позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео.Возможность совмещения текста и графики в Microsoft PowerPoint позволяет предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие таких мыслительных операций как обобщение и классификация, обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, ее смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы. Учащиеся создают последовательность слайдов, на которых размещают отдельные фрагменты текста. Затем к каждому фрагменту подбирается картинка и добавляется эффект анимации. Для поиска иллюстрации, соответствующей тексту, необходимо умение пользоваться поиском в Интернете, когда необходимо задать ключевое слово, по которому компьютер совершает отбор и сужает круг поиска. Это слово, как правило, не единственно возможное, к тому же на одном слайде часто приходится совмещать несколько рисунков, соответственно менять их размер и создавать из них композицию.Для мини-проектов выбираются актуальные темы, связанные с жизненным опытом учащихся, например: «Летние каникулы», «Праздничный обед в моей семье», «Мой распорядок дня», и т.д. Также совместно с Л.С.Полевщиковой учащимися был подготовлен проект «Времена года в произведениях русских поэтов и художников», работа над которым заняла 4 месяца и 100 слайдов. Проект охватывает темы, посвященные русской поэзии о природе 19-20 веков.Совместно с педагогом-библиотекарем Н.Б. ребята работали над проектом «Моя любимая книга».В прошлом году совместно с воспитателями обучающиеся работали над проектами «Удивительный мир природы», которые потом защищали на общешкольном занятии.Художественные способности учащихся проявляются в  графическом редакторе Paint.Программа Publisher позволяет создавать многообразие продуктов.Выход в Интернет дает возможность познать все то, что не дает ни один самый прекрасный учебник – это жизнь, общение, учеба, источник информации – как оперативной, так и познавательной.В результате полученных знаний, умений и приобретенных навыков работы на компьютере дети будут лучше подготовлены к жизни, смогут приспособиться к условиям социальной среды, т.е. – социально адаптироваться.