Публикации «Инновационные технологии на уроках химии»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Инновационные технологии на уроках химии»
Автор: Дерюгин Сергей Валерьевич

Использование методов проблемного обучения для развития творческой активности и исследовательских навыков обучающихся при изучении химииПроблемное обучение это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей.В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога (1859-1952), который в 1894 году основал в опытную школу.Проблемное обучение – это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в трудах Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, И. Песталоцци, Ф.А. Дистервега. История проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, правила которого были разработаны Джоном Дьюи. М.А. Данилов и В.П. Есипов сформулировали правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации данной технологии. Существенное значение в развитии теории проблемного обучения имело положение о роли проблемной ситуации в мышлении и обучении (A.M. Maтюшкин). Особый вклад в разработку теории проблемного обучения внесли М.И. Махмутов, А.В. Брушлинский, И.Я. Лернер, Т.В. Кудрявцев, И.А. Ильницкая и другие.Более детально концепция проблемного обучения была разработана известным отечественным психологом Сергеем Леонидовичем Рубенштейном, как способ развития сознания человека через разрешение познавательных проблем.Остановимся на применении проблемного обучения для развития творческой активности и исследовательских навыков студентов при изучении химии. Важнейшими умениями студентов, обучающихся химии, являются следующие умения: 1)умение применять знания или осуществлять их перенос; 2)умение решать химические задачи; 3)умение выполнять определенные виды химического эксперимента, проявляя при этом такие частные умения, как: наблюдать, сравнивать, фиксировать устно или письменно результаты химического эксперимента, обобщать, делать соответствующие выводы; 4)умение отражать устно или письменно решение химических задач.Изучив теоретические основы проблемного обучения, нами был проведен педагогический эксперимент, включающий в себя анкетирование студентов, анализ успеваемости обучающихся на начало педагогического эксперимента и его окончание. В ходе эксперимента нами была проанализирована эффективность разработанных занятий при реализации технологии проблемного обучения. Педагогический эксперимент проводился с ноября 2015 г. по март 2016 г. на базе Курского монтажного техникума среди студентов 2 курса. На начальном этапе исследования респондентам были предоставлены анкеты, содержащие вопросы, направленные на выявление познавательного интереса студентов к предмету химия (рис.1). Рисунок 1. Выявление уровня познавательного интереса к химии у студентов 2 курса, %Результаты выявления уровня развития познавательного интереса показали, что сильно выраженный познавательный интерес к изучению химии выявлен у обучающихся группы 2.2, так как студенты нацелены на получение глубоких знаний.Средне выраженный познавательный интерес проявляется у обучающихся групп 2.1 и 2.3 потому, что учебный материал трудный, объемный. Полученные знания студенты выучивают без интереса, только чтобы хорошо сдать текущие зачеты.Стоит отметить, что на каждом занятии были использованы разнообразные формы работы с группой (индивидуальная, групповая, работа с таблицами, инструктивными карточками). Занятия были разработаны разного типа (лекция, занятие изучения нового материала, с частичным применением модульного обучения, но все же, большая часть занятий была проведена с использованием технологии проблемного обучения).Был проведен ряд занятий с применением технологии проблемного обучения, например:1) «Электролиз». Проблемный вопрос: Почему при электролизе сульфата натрия на катоде выделяется водород, а на аноде – кислород 2) «Кислоты органические и неорганические». Проблемный вопрос: будет ли уксусная кислота как кислота органическая проявлять общие свойства кислот?3) Урок - конференция: «Классификация веществ. Металлы». Проблемный вопрос: «Почему сегодня по-прежнему нельзя обойтись без металлов? На завершающем этапе эксперимента был проведен анализ успеваемости обучающихся, которая на момент начала эксперимента (ноябрь 2015г.) составила 3,4 балла, а на его окончание (март 2016г.) – 4,1 балла. Средний балл за время проведения эксперимента повысился на 0,7. Это говорит о том, что проведение уроков с использованием технологии проблемного обучения положительно влияет на развитие познавательного интереса к химии.На основе проведенной работы мы получили следующие результаты:
  • проанализировано развитие учебных мотивов при реализации проблемного обучения. Выявлено преобладание внутренних мотивов у студентов;
  • в результате апробации разработанных занятий по химии с применением методов проблемного обучения установлено, что успеваемость обучающихся увеличилась на 0,7 балла. Экспериментально доказано, что использование методов проблемного обучения, положительно влияет на познавательный интерес к предмету.