Публикации Работа с де­тьми с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с де­тьми с ОВЗ
Автор: Макаренкова Светлана Викторовна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 40» города СмоленскаПрограмма работыМБОУ «СШ №40» с детьми – инвалидами и детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья «Инклюзивное образование для учащихся МБОУ «СШ 40» Составители: заместитель директора школы Макаренкова Светлана Викторовна, высшая квалификационная категория cоциальный педагог Кондратюк Людмила Николаевна, высшая квалификационная категория, педагог-психолог Агеева Анна Андреевна первая квалификационная категория2016 г.Пояснительная записка.Основные понятия.Инвалид-лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицами. Признанными инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» Статья 1. Федеральный закон о социальной защите инвалидов Российской Федерации.Дети с ограниченными возможностями здоровья-это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Инклюзивное образование является одним из основных направлений реформы системы специального образования во многих странах мира. Признание необходимости реформирования системы образования связано с социально-политическими изменениями в обществе, развитием глобальной концепции прав человека и равных возможностей. Реформирование любой общественной системы, в том числе образовательной, предполагает разработку необходимой нормативно-правовой базы осуществления этого процесса.Распространение процесса инклюзии детей с ограниченными физическими возможностями представляет собой шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Инклюзивная практика направлена на создание необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, их физических возможностей.В Конвенции ООН отмечено: «Ребёнок – инвалид имеет право на особый уход, образование и подготовку с тем, чтобы помочь ему в ведении полноценной и достойной жизни в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию»Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности. Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» эти дети обладают дополнительными образовательными правами на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.Программа работы МБОУ «СШ 40» с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья разработана с учетом целей и задач Программы развития школы «Персонифицированная система обучения, воспитания как условие развития личности учащихся» и апробированной Программы «Ты не один – мы тебе поможем». Актуальность программы работы МБОУ «СШ 40» с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья заключается в получении детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Программа работы МБОУ «СШ 40» с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья направлена на то, чтобы дети, нуждающиеся в особом внимании, осуществляли свое право на участие в общественной жизни и вели достойную жизнь в будущем, и это, на наш взгляд, позволит изменить сложившееся в обществе отношение к ним.В школе на протяжении многих лет ведётся работа с данной категорией детей и семьями, в которых они проживают.Всего детей - инвалидов на начало 2016/2017 учебного года - 4 человек, что составляет от общего количества учащихся, детей с ОВЗ - 1.В условиях общеобразовательной школы педагогический коллектив оказывает детям –инвалидам, детям с ОВЗ всестороннюю помощь на решение следующих проблем:
  • трудности, возникающие на пути учащегося в период реализации его интересов и потребностей, во время установления социального статуса;
  • проблемы социальной адаптации и дезадаптации, связанные с трудностями усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни;
  • проблемы социальной интеграции или дезинтеграции;
  • трудности воссоединения и разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.
  • Цель: формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование в МБОУ «СШ№40» обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.Задачи:
  • формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
  • привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
  • формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
  • повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
  • Научные, методологические и методические основания Программы
  • Нормативно-правовая база:
  • ФЗ от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ»
  • Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
  • ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»
  • ФЗ от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации »
  • Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 04.02. 2008 г. №26. раздел III , п.5.
  • Методическая литература:
  • Лазарев В.Ф., Долгушин А.К. Модель центра медико-социальной реабилитации детей-инвалидов. – М., 2012.
  • Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями: медико-социальные аспекты / Под ред. Кривцова Л.Н., Красотина Л.И., Цуканова Е.В., Гребенникова Н.В. – М.: Социально - технологический институт, 2012.
  • Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. –– М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012.
  • Ялпаева Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями. – М., 2012
  • Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями. [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. – 2002. – Вып. № 5. – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:
  • Крючкова О. Г. Использование информационных технологий в обучении людей со специальными образовательными потребностями. Обзор терминологии и типов программного обеспечения. Издательский дом «Первое сентября» , 2003 – 2009.
  • Л.Л. Коноплина Сборник. Жить инвалидом, но не быть им. Екатеринбург 2000 г.
  • Накрайников М. В. Государственная социальная политика по отношению к вопросам инвалидности в Российской Федерации: текущие проблемы и рекомендации. – Режим доступа:
  • Нормативно-правовая база школьного уровня:
  • Локальные акты образовательного учреждения.
  • Программа развития школы «Персонифицированная система обучения и воспитания как условие развития личности учащихся».
  • Устав школы.
  • Основные исполнители Программы1. Администрация школы, в лице заместителя директора по УВР, осуществляет контроль и координацию работы в целом.2.Классные руководители организовывают работу с учителями предметниками родителями, медико-психолого-педагогической службой школы.3.Учителя предметники обеспечивают работу на уроке.4.Социально-психолого-педагогическая служба: психолого-социально-педагогического сопровождения ребенка-инвалида: обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция его в социуме:
  • обеспечение прав и гарантий по защите прав и интересов детей-инвалидов;
  • психологическое обеспечение образовательного процесса;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов школы.
  • 5. Библиотекарь: обеспечивает информационно-методическую базу работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.6.Медицинские работники школы ведут учет детей-инвалидов и детей с ОВЗ, обеспечивают медицинскую помощь по активную работу с специализированными медицинскими учреждениями для детей инвалидов и детей с ОВЗ.7.Родители обучающихся (воспитанников) обеспечивают получение образования детей- инвалидов и детей с ОВЗ, согласно Семейному кодексу РФ.8.Участники межведомственного взаимодействия:
  • Лечебно-профилактические учреждения оказывают помощь по организации лечения и регулярных профилактических осмотров детей, направляют семьи для получения социально-медицинских услуг.
  • Бюро медико-социальной экспертизы организует проведение мероприятий по установлению инвалидности и степени ограничения жизнедеятельности ребенка-инвалида, составляет индивидуальную программу реабилитации ребенка.
  • ППМК города (СС СППС ОУ)- проводят комплексное обследование ребенка-инвалида для определения индивидуального образовательного маршрута.
  • Учреждения социального обслуживания населения по месту жительства семьи предоставляют социальные услуги семьям и детям-инвалидам в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
  • Учреждения культуры и спорта обладают ресурсами для организации социокультурной, творческой и спортивной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и создания условий для их интеграции в общество.
  • Центры занятости населения организуют работу по профориентации детей-инвалидов и оказывают помощь в трудоустройстве безработных родителей.
  • Благотворительные фонды города оказывают благотворительную и спонсорскую помощь.
  • Благотворительные организации занимаются поиском средств для организации лечения детей, приобретения реабилитационного оборудования.
  • Волонтеры (добровольцы) оказывают посильную помощь по проведению социокультурных мероприятий и оказанию социально-бытовой помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.
  • Этапы реализации Программы1. Диагностический этап: сентябрь-декабрь 2016-2017г.1. Нормативно-правовое обеспечение:
  • Изучение нормативных документов;
  • Изучение позитивного опыта работы образовательных учреждений района, края, страны;
  • Разработка и реализация перспективного плана мероприятий.
  • 2. Педагогическая поддержка:
  • Целевое повышение профессиональной компетенции педагогов.
  • Экспериментальный этап: 2017 – 2019 г.
  • Реализация мероприятий школьной Программы с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
  • Организация и проведение районных акций и школьных мероприятий с учащимися данной категории, родителями.
  • Диагностика деятельности классных руководителей и учащихся по данной Программе.
  • Контрольно- обобщающий этап: 2019-2020 г.
  • Анализ работы по Программе.
  • Подведение итогов реализации программы.
  • Составление рекомендаций по работе в данном направлении, исходя из полученных данных.
  • Содержание Программы (принципы, функции, учебно-тематическое планирование методы работы, формы работы).Принципы сопровождения семьи:1. Профессионализм и высокая квалификация специалистов, осуществляющих процесс сопровождения.2. Приоритет интересов семьи и добровольность получения услуг.3. Комплексный подход к сопровождению семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида.4. Координация работы и сотрудничество различных учреждений, организаций и специалистов, то есть межведомственный подход к сопровождению семьи.5. Активное участие семьи в процессе сопровождения и развития собственного потенциала семьи.6. Конфиденциальность информации о семье.7. Последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи.8. Полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат.Функции:1.Аналитико-диагностическая:-постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;-выявление позитивных и негативных влияний на ребёнка, подростка, а также различного рода проблем.2.Прогностическая:-программирование и прогнозирование на основе анализа социально - педагогической ситуации процесса воспитания и развития личности;- планирование своей социально - педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий год;3.Организационно-коммуникативная:- установление деловых и личностных контактов;- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а так же в их личных взаимоотношениях и отношениях с взрослыми.4. Коррекционная:- осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной.5. Социально-профилактическая и реабилитационная:-организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося ( девиантного) и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;6. Координационно - организационная:- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде;- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учётом психолого-педагогических требований.7. Социально - педагогическая поддержка и помощь учащимся:- оказание квалификационной социально-педагогической помощи ребёнку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самореализации.8. Охранно-защитная:- использование имеющегося арсенала для защиты прав и интересов личности;- взаимодействие с органами социальной защиты.9.Психотерапевтическая:- забота о душевном равновесии ребёнка;- установление доверительных отношений с ребёнком, подростком, взрослым;- оказание помощи в разрешении межличностных конфликтах, снятие депрессивного состояния;- оказание содействия в изменении отношения ребёнка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе.10. Посредническая:- осуществление связи в интересах ребёнка между семьёй, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребёнка. Направления деятельности Методы работы1. Изучение нормативно-правовой базы по работе с детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ..2. Изучение личных дел детей- инвалидов, детей с ОВЗ - сбор информации. 3.Диагностика - изучение проблем детей-инвалидов ,детей с ОВЗ и их семей. 4.Наблюдение – метод сбора первичной информации, который базируется на направленном систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии (отслеживании) и регистрации значимых с точки зрения цели и задач наблюдения процессов, явлений, ситуаций, фактов. 5.Беседа – структурированная и целенаправленная дискуссия с членами семьи.Формы работыНепременным условием эффективности проводимых мероприятий по профилактике инвалидности, улучшению жизни детей с ограниченными возможностями является комплексность различных мероприятий.Рабочий план мероприятийПрограммы социально – психологической службы школы по работе с детьми – инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровьяПерспективный план работыс детьми-инвалидами, детьми с ОВЗобучающимися в МБОУ «СШ 40»Цель: повышение уровня социально-педагогической адаптации детей с ограниченными возможностями за счёт оптимизации взаимодействия ребёнка, семьи, педагога.Задачи:-помочь ребёнку в установлении нормальных отношений в обществе на основе обретения личностного смысла развития, творческого потенциала ребёнка к коммукативности;-помочь родителям в налаживании межличностных отношений с ребёнком в привлечении их к обнаружению личностных проблем ребёнка и проблем внутрисемейного воспитания и поиску путей их преодоления;-помочь педагогам в психолого-педагогической диагностики с целью дальнейшего выстраивания эффективного взаимодействия педагога и ребёнка на пути его личностного развития и социальной адаптации.План мероприятий на 1-е полугодие 2016 – 2017 учебного годаПлан мероприятий на 2-е полугодие 2016 – 2017учебного годаОжидаемые конечные результаты реализации Программы1. Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.2.Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.3.Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.4.Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.5.Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей - инвалидов, детей с ОВЗ6.Оказание консультационной помощи.7.Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования8.Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.Литература:1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие Л.И.Акатов. - М., 2003.- 93с.2. Аргунова, Т.П. Интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации/Т.П.Аргунова // Наука и образование. -2009. - №1.- С. 109 – 115.3. Воронцова, М.В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: Монография/М.В. Воронцова, В.С. Кукушин. - Таганрог, 2009.- 108с.4. Дубровская, Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями: Учебное пособие/Т.А. Дубровская, М.В. Воронцова. - М., 2012.-128с.5. Петросян, В.А. Социальная интеграция инвалидов в общество: социологический анализ: Монография/В.А. Петросян. – М.: ИПК ДСЗН, 2010.- 84с.6. Чернухин, О.А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья/О.А. Чернухин.- М., 2007.-67с.Литература1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 20072. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.Ресурсы Интернета1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 год2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования ? id=83143. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы зработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образованияПАСПОРТ ПРОЕКТАПояснительная запискаВведениеАктуальность проекта.Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг. Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в ГБОУ СОШ им. Н.Ф. Зыбанова с. Березняки, в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.Цель и задачи проектаЦель: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Задачи:1.Разработать нормативно-правовую базу по проблеме. 2.Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.3.Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.4.Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.5 Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;6. Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.7.Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.8. Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе9. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ10.Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образованияЭтапы реализации проекта Ожидаемые результаты:• выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества; • реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями; • получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями; • реализация себя в обществе; • повышение качества жизни; • организация дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательное учреждение;• оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении.Критерии  оценки реализации проекта:Мероприятия по реализации проектаЗаключение.Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть адаптирована для любых общеобразовательных учреждений. Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам.Литература1. Андреева Л. В. Бойков Д. И, Войлокова Е. Ф. и др. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско “Образование для всех”: опыт России. / под ред. акад. Г. А. Бордовского СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 20072. Битова А. Л., Борисовская О. Б., Габдракипова А. Л. : Педагогика, которая лечит. Опыт работы с особыми детьми3. Дробинская А. О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Книга для практических педагогов общеобразовательной школы, дефектологов, школьных психологов и родителей. Издательство Школьная Пресса. - 2006.4. Коростелев Б. А., Тер-Григорьянц Р. Г., Лазарев В. Н. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: Международный опыт, тенденции и трудности //Научно-методический журнал Перспективы развития современной школы5. На пути к инклюзивной школе. Брошюра в рамках проекта “Юридическая защита прав инвалидов в России”. РООИ “Перспектива”. 2005.Ресурсы Интернета1. Абазалиева Л. Х. Доклад уполномоченного по правам ребенка в КЧР за 2013 год2. Инклюзивное обучение Сайт Нижегородского института развития образования ? id=83143. Материалы Московского городского педагогического университета Московского городского психолого-педагогического университета Государственная программа "Доступная среда" 2011-2015 годы ПРИЛОЖЕНИЕПриложение № 1к приказу от. №ПОЛОЖЕНИЕоб организации инклюзивного образования детей-инвалидови детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СШ №40»1. Общие положения1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -детей с ОВЗ) на получение образования.1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13 декабря 2013 г. № 1342), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».1.3. Под инклюзивным образованием в настоящем Положении понимается обучение в совместной образовательной среде детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения детям с ОВЗ условий обучения и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для детей, не имеющих таковых ограничений.1.4. Цель инклюзивного образования - обеспечение доступа к качественному образованию детей с ОВЗ, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.1.5. Задачи инклюзивного образования:-освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;-формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.1.6. Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной организации может быть организовано в форме инклюзивного образования независимо от вида ограничений здоровья.1.7. Инклюзивное образование организуется:а) посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательной организации (инклюзивное обучение);б) посредством открытия класса для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации.1.8. Инклюзивное образование детей с ОВЗ может быть реализовано через следующие модели:1) полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают общеобразовательную организацию наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, секции, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;2) частичная инклюзия - дети с ОВЗ совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательной организации и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК) по включению детей с ОВЗ в инклюзивное и (или) дистанционное образование по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети с ОВЗ могут посещать кружки, клубы, секции, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям ПМПК;3) внеурочная инклюзия—дети с ОВЗ обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в общеобразовательной организации по рекомендациям ПМПКи по согласованию с родителями (законными представителями).1.9. Контроль за освоением образовательных программ детьми с ОВЗ осуществляет общеобразовательная организация.2. Организация инклюзивного образования2.1. Обучающиеся переходят на инклюзивное образование при наличиизаключения психолого-медико-педагогической комиссии об установлении инвалидности на любой ступени общего образования (начального общего, основного общего и среднего общего) и по заявлению родителей (законных представителей).2.2. Рекомендуемое количество детей с ОВЗ, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, в классе с детьми, обучающимися по программам общего образования не должно превышать 3-4 человек.2.3. Организация обучения детей с ОВЗ определяется индивидуальным учебным планом для каждого ребенка в отдельности в соответствии с программами для общеобразовательных организаций и специальных (коррекционных) образовательных организаций, годовым календарным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми общеобразовательной организацией самостоятельно, при этом учитываются индивидуальные психофизические особенности, интересы детей с ОВЗ, рекомендаций ПМПК (если они имеются).2.4. Индивидуальный учебный план детей с ОВЗ, обучающихся по модели «частичная инклюзия», формируется из предметов индивидуального учебного плана на дому и предметов учебного плана общеобразовательной организации, которые не входят в индивидуальный учебный план на дому.При изменении состояния здоровья обучающихся возможны изменения индивидуального учебного плана в соответствии с рекомендациями ПМПК и по согласованию с родителями (законными представителями).2.5. Расписание учебных занятий для детей с ОВЗ, обучающихся по модели «частичная инклюзия», составляется таким образом, чтобы образовательные программы по конкретному предмету полностью изучались либо на дому, либо в общеобразовательной организации. Расписание занятий согласовывается с родителями ребенка и утверждается руководителем общеобразовательной организации.2.6. Обучение детей с ОВЗ в рамках инклюзии организуется по общим учебникам, соответствующим программе обучения.2.7. Фамилии детей с ОВЗ, обучающихся по моделям «частичная инклюзия» и «внеурочная инклюзия», данные об успеваемости (результаты промежуточной (четвертные, полугодовые отметки), государственной (итоговой) аттестации, перевод из класса в класс, выпуск из школы) вносятся в классный журнал соответствующего класса, в который зачислен данный ребенок.Промежуточная аттестация, перевод в следующий класс, государственная (итоговая) аттестация выпускников 9, 11 (12) классов, обучающихся инклюзивно, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и другими соответствующими нормативными актами.На каждого такого обучающегося заводятся индивидуальные журналы, где учителя записывают даты занятий, содержание пройденного материала, количество часов и выставляют текущие отметки, как за предметы индивидуального обучения на дому, так и за предметы, изучаемые в классе.2.8. Контроль за своевременным проведением занятий, за выполнением учебных программ осуществляет общеобразовательная организация.2.9. Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ в пути следования к общеобразовательной организации и обратно несут родители (законные представители).2.10. Ответственность за жизнь и здоровье детей с ОВЗ в общеобразовательной организации несет организация.3. Обязательная документация по организации инклюзивного образования3.1. Заключение ПМПК по включению детей с ОВЗ в инклюзивное образование, в котором должно быть прописано:-рекомендуемая учебная нагрузка на обучающегося (количество дней в неделю, часов в день);-оборудование технических условий (при необходимости);-сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости);-возможность получения дополнительного образования;-организация психолого-педагогического сопровождения обучающегося с указанием специалистов и допустимой нагрузки (количество часов в неделю).3.2. Заявление родителей (законных представителей) с обязательным указанием цели инклюзивного образования для их ребенка, часов аудиторной учебной нагрузки, дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения в соответствии с рекомендациями ПМПК.3.3. Приказ общеобразовательной организации об организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, в котором должна быть указана аудиторная учебная нагрузка на обучающегося инклюзивно, сопровождение и (или) присутствие родителей (законных представителей) во время учебного процесса (при необходимости), часы дополнительного образования (если оно рекомендовано ПМПК), организация психолого-педагогического сопровождения, а также возложение ответственности за жизнь и здоровье обучающегося на педагогических и (или) административных работников общеобразовательной организации.3.4. Индивидуальный учебный план ребенка-инвалида с полной учебной нагрузкой (с учетом индивидуального обучения на дому, инклюзивного образования, дистанционного образования (при наличии) в соответствии с прилагаемой формой (приложение 1).4.Кадровое обеспечение образовательного процесса4.1.По приказу руководителя общеобразовательной организации назначаетсякуратор по инклюзивному образованию.4.2. Куратор, ответственный за организацию инклюзивного образования:-осуществляет работу по составлению и осуществлению индивидуального учебного плана для ребенка с ОВЗ с особыми образовательными потребностями и согласовывает его с родителям и (законными представителями);-формирует заявку педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования, на прохождение курсовой подготовки и курсов повышения квалификации и направляет ее в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования;-организует проведение мероприятий по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ в общеобразовательной организации;-обеспечивает выполнение мероприятий по созданию универсальной без барьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов и детей с ОВЗ;-обеспечивает соблюдение прав детей с ОВЗв соответствии с нормативно-правовыми документами;-готовит предложения администрации школы по подбору и расстановке педагогов, работающих в рамках инклюзивного образования;-готовит предложения по подготовке тьюторов, обеспечивающих образовательный процесс, в рамках инклюзивного образования;-заключает договор со специальным (коррекционным) образовательным учреждением, выполняющим роль ресурсного центра, на оказание методической помощи и сопровождение в рамках инклюзивного образования.4.3. Для работы в системе инклюзивного образования отбираются педагоги, имеющие профессиональную квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности и подтвержденную документами об образовании.Приложение № 2к приказу от. №ПЛАНмероприятий по внедрению и развитию инклюзивного образованияв МБОУ «СШ №40» Приложение1Социально психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, Картотека детей-инвалидов
  • Справка об инвалидности.
  • Копия свидетельства о рождении.
  • Табель успеваемости.
  • Характеристики ребенка-инвалида.
  • Акты обследования ЖБУ.
  • Информация о работе с семьей.
  • Приложение 2Учетная карточка ребенка-инвалидаПриложение 3Диагностические мероприятия, направленные на определение