Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Моисеева Ольга Вадимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Моисеева Ольга Вадимовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств Морозовского района
Предметная область
ПО. 01. УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
рабочая программа в области музыкального искусства по учебному предмету
Музыкальный инструмент фортепиано
Преподаватель Моисеева Ольга Вадимовна
Срок обучения: 3 года
Морозовск 2017
Автор – разработчик:
Моисеева Ольга Вадимовна - преподаватель высшей категории специализации
фортепиано
Содержание программы
Пояснительная записка
Объем учебного времени, сведения о затратах учебного времени
Цель и задачи учебного предмета
Формы контроля
График промежуточных и итоговой аттестаций
Система оценок
Методическое обеспечение программы
Материально-технические условия
Примерный репертуарный список
Рекомендуемые репертуарные сборники
Список рекомендуемой методической литературы.
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по предмету Фортепиано составлена в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации обучающиеся имеют право на обучение по учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами, согласно Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих образовательных программ в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального исполнительства МБОУДО ДШИ Морозовского района
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся для развития творческих способностей, а также формирования практических умений и творческих навыков инструментального музицирования; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности путем проведения конкурсов, фестивалей, концертов.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы в области музыкального искусства для детей, поступивших в Детскую школу искусств в первый класс в возрасте от 6 до 15 лет, составляет 3 года (35 недель в год). Продолжительность учебного года настоящей программы с первого по третий классы составляет 39 недель. Каникулы предусмотрены в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Объем учебного времени
для дополнительной общеразвивающей образовательной программы
по предмету Фортепиано
№
п/п
Наименование предметной области учебного предмета
Количество аудиторных
часов в неделю
Количество недель в год
I
II
III
1
фортепиано
1
1
1
17
2
ансамбль
1
1
1
18
Всего
2
2
2
35
Сведения о затратах учебного времени
Учебная нагрузка
Затраты учебного времени
Всего
часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия по предмету фортепиано
17
18
17
18
17
18
210
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Формирование у обучающейся практических умений и творческих навыков в области инструментального исполнительства.
Выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему обучению в среднем специальном образовательном учреждении.
Задачи:
Воспитание обучающейся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, а также профессиональной требовательности;
Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
Воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;
Владение различными видами техники исполнительства;
Сформировать у обучающейся навыки самостоятельной работы с музыкальным произведением.
Приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
Формы контроля
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными формами контроля успеваемости по программе являются:
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения учебного материала по предмету фортепиано.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося.
В дневнике учитываются:
Проявление самостоятельности и качество выполнения домашних заданий.
Отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, инициативность
Темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
При прохождении итоговой аттестации обучающийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Формы и содержание итоговой аттестации по учебному предмету устанавливаются образовательной организацией самостоятельно
График промежуточных и итоговой аттестаций
№
п/п
Название предмета
Период
обучения
1 класс
2 класс
3 класс
1
фортепиано
1 четверть
Контрольный
урок
Контрольный
урок
Контрольный
урок
2 четверть
Зачёт
Зачёт
Зачёт
3 четверть
Контрольный
урок
Контрольный
урок
Контрольный
урок
4 четверть
Зачёт
Зачёт
Зачёт
Система оценок
При оценивании обучающегося, осваивающего данную программу, следует учитывать степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Овладение практическими умениями и навыками музыкально-исполнительской деятельности, а также выступления на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на конкурсах и фестивалях:
По итогам исполнения программы на техническом зачете, академическом концерте, переводном зачёте (дифференцированном) по предмету по выбору выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 отлично – предусматривает высокий уровень исполнение программы, соответствующей году обучения, отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения соответствующего авторскому замыслу.
4 хорошо – программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое отклонение от темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения.
3 удовлетворительно - программа не соответствует году обучения. Исполнение нестабильно. Плохое знание нотного текста, технические ошибки, вялая динамика, характер произведения не выявлен.
2 неудовлетворительно - незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, плохая посещаемость занятий и слабая самостоятельная работа.
Зачёт (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Методическое обеспечение программы
Для реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы по предмету фортепиано школа располагает:
Достаточным количеством методической и нотной литературы, необходимой для качественного сопровождения учебного процесса.
Рекомендуемой методической и учебной литературой, а также музыкальными словарями, энциклопедиями, сборниками музыкальных произведений, поисковыми сайтами Интернета, сайтами издательств.
Фонотекой и видеотекой с записями мировой музыкальной литературы;
Перечнем методической и нотной литературы, используемой в работе;
Дидактическим материалом (плакаты, карточки, схемы и др.);
Фото и видеоматериалами выступлений учащихся школы.
Материально-технические условия
Материально-технические условия МБОУДО ДШИ Морозовского района обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей образовательной программой в области искусств, разработанной образовательной организацией.
Для реализации программы по предмету Фортепиано требуется наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано,
зал для концертных выступлений: 1-2 рояля.
Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.
Примерный репертуарный список
1 год обучения
Полифонические произведения.
Беркович И. 25 легких пьес для фортепиано. Канон.
Барток Б. Пьеса №1
Телеман Г. Две пьесы
Моцарт. Менуэт. уре.
Слонов Ю. Пьесы для детей: полифоническая пьеса.
Бах И. Нотная тетрадь Анна Магдалены Бах: Менуэт ре минор.
И.С.Бах. Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
И.С.Бах. Марш си минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Произведения крупной формы.
Дюбюк А. Русская песня с вариацией ля минор
Дюбюк А. Русская песня с вариацией фа минор,
Тюрк Д. Сонатина
Беркович И. Вариации Во саду ли в огороде
Назарова-Метнер Т. Вариации на тему Р.Н.П. Зайчик ты зайчик
Назарова Т. Вариации Пойду ль я, выйду ль я
Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч.36 №1)
Моцарт. Сонатина До мажор, 1 ч. (6 маленьких сонатин)
Этюды.
Гнесина Е. Фортепианная азбука/по выбору/
Беркович И. Маленькие этюды №№1-14.
Беренс Г. Соч.70 50 маленьких фортепианных пьес без октав
Гедике А. Соч. 36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.
Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам форт. Техники
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Гнесина Этюд №11 “Маленькие этюды”
Шитте Этюд До мажор
Шитте А. Соч. 108 25 маленьких этюдов №№1-10.
Шитте А. Соч. 160 25 маленьких этюдов (по выбору).
Черни – Гермер. Этюды № 15,16, 23, 28
Лемуан. 2 этюда соч.37: Фа мажор, До мажор
Пьесы.
Королькова И. Крохе-музыканту, ч.I, II (сборник) по выбору
Александров А. 6 маленьких пьес для фортепиано.
Барток Б. Детям. Тетрадь 1 (наиболее легкие пьесы).
Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом. (по выбору).
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки. (по выбору).
Мясковский Н. 10 очень легких пьес для фортепиано.
Телеман Г. Пьеса
Гаджибеков Вечер настал
Тюрк Д. Аллегрето
Штейбельт Адажио
Галынин Г. В зоопарке (по выбору).
Кабалевский Д. Соч.27 Избранные пьесы для детей (по выбору).
Слонов Ю. Пьесы для детей Рассказ, Колыбельная
Шуман. Первая утрата
Ансамбль
Р.н.п. Светит месяц
Р.н.п. Ах, вы сени
Б.н.р. Бульба
Чайковский П.И. Мой садик
Р.н.п. Журавель
Р.н.п. Во поле береза стояла
2 год обучения
Полифонические произведения.
И.С.Бах. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
И.С.Бах. Маленькая прелюдия фа мажор (1 ч.)
Гендель Г. Две сарабанды: фа мажор, ре минор.
Слонов Ю. Пьесы для детей: полифоническая пьеса.
Корелли А. Сарабанда
Кригер И. Менуэт a-moll
Моцарт В. Менуэт d- moll, Буре d-moll, Ария Es-dur
Гедике А. Сарабанда e-moll
Перселл Г. Ария
Павлюченко С. Фугетта e-moll
Произведения крупной формы.
Беркович И. Сонатина C-dur
Бетховен. Сонатина Фа мажор, 2 ч.
Клементи М. Соч. 36, №1. Сонатина до мажор.
Гедике А. Соч. 36. Сонатина до мажор.
Бетховен Л. Сонатина соль мажор, ч.1,2.
Гедике А. Соч. 46. Тема с вариациями.
Любарский Н. Вариации на тему р.н.п.
Литкова И. Вариации Савка и Гришка
Рейнеке К. Соч.136 Allegro moderato
Моцарт В. Вариации на тему из оперы Волшебная флейта
Этюды.
Гедике А. соч.32 40 мелодических этюдов для начинающих Тетрадь 1
Гречанинов А. соч.132 Этюд №3
Лемуан А. Соч. 37. Этюды №№1, 2, 6, 7, 10, 17, 27.
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. 4.1.
Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов.
Беркович И. Маленькие этюды (по выбору)
Пьесы.
Бетховен Л. Экоссезы.
Гайдн И. Менуэт соль мажор.
Гнесина Е. Сказочка
Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом.
Гречанинов А. Соч.98 Мазурка
Дварионас Б. Прелюдия
Жилинский А. Дятел и кукушка
Кабалевский Д. Печальная история
Майкапар С. Соч. 28. Бирюльки. Мотылек Пастушок
Свиридов Г. Альбом пьес для детей.
Чайковский П. Детский альбом. Старинная французская песенка
Шуман Р. Альбом для юношества.
Майкапар С.М. Раздумье a-moll
Роулей А. В стране гномов a-moll
Ансамбль
Бах И.С. Песня
Глинка М. Жаворонок
Киянов Б. Веселая полька
Книппер Л. Полюшко – поле
Н.Металлиди. Веселое шествие
3 год обучения
Полифонические произведения.
Александров А. Кума
Арман Ж. Фугетта
И.С.Бах. Менуэт G-dur, Менуэт d-moll, Волынка D-dur, Полонез g-moll
(Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Бах Ф.Э. Фантазия (до минор)
Моцарт В. Сборник фортепианных пьес.
Гендель Г. Сарабанда F-dur
Кребс Паспье
Cкарлатти Д. Ария
Произведения крупной формы.
Беркович И. Сонатина До мажор
Беркович И. Сонатина Соль мажор
Гайдн Й. Пасторальная сонатина
Гедике А. Соч. 36, Сонатина С-dur
Жилинский А. Сонатина G - dur
Глиэр Р. Рондо, соч. 43.
Диабелли А. Соч. 15 Сонатина (ля минор)
Клементи М. Соч. 36. №1 Сонатина С-dur
Кабалевский Д. Сонатина (ля минор)
Кабалевский Д. Соч. 51.Вариации F-dur
Кулау Ф. Вариации
Майкапар С. Вариации на русскую тему
Гурлит соч. 184 №4 Сонатина До мажор
Этюды.
Лемуан А. Соч. 37 50 характерных прогрессивных этюдов
Беркович И. Маленькие этюды №10-23
Беренс соч. 70 Этюд №47
Бертини соч. 100 Этюд №7
Бюргмюллер Ф. Соч.100 25 маленьких этюдов
Гедике А. Соч. 32, 47 Этюды (по выбору)
Шитте А. Соч. 68. 25 маленьких этюдов.№ 15, 21, 22, 23
Шитте А. Соч.160 25 маленьких этюдов №№ 16, 21-2
Бюргмюллер Ф. Соч.100 25 маленьких этюдов
Лешгорн А. Соч.65 №№ 3,5,7,9.27,29
Лемуан А. Соч. 37 № 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27
Черни К. – Гермер Г.Избранные фортепианные этюды (по выбору)
Пьесы.
Бетховен Л. Экосезы: Es –dur , G – dur
Глиэр Р. соч.43,№6 –Рондо
Гречанинов А. Соч.123 Бусинки (по выбору)
Кабалевский Д. соч.27 Избранные пьесы Старинный танец
Раков Н. Сборник 24 пьесы Утренний урок, Песенка
Николаева Т. Детский альбом Сказочка
Майкапар соч.24 Колыбельная сказочка си минор
Майкапар С. Соч.28 Бирюльки:Мимолётное видение
Чайковский П. Соч.39 Детский альбом : Болезнь куклы, Немецкая песенка
Шостакович Д. Вальс, Грустная сказка
Шуман Р. Соч.68 альбом для юношества:Мелодия, Марш, Первая утрата
Вайман В. Маленький вальс G-dur
Ансамбль
Бах И.С. Шутка
Моцарт. Л. Вариации из оперы Волшебная флейта
Оффенбах Ж. Канкан
Грибоедов А. Вальс
Корнаков Ю. Веселый марш
Островский А. Девчонки и мальчишки
Раков Н. Вальс нашей старой бабушки
Хачатурян А. Помидор из балета Чиполлино
Рекомендуемые репертуарные сборники
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 1 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, Феникс, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2006. – 112 с.
Барсукова С.А. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 72 с.
Барсукова С.А. Хочу играть./Сборник пьес для фортепиано 1-2 классы ДМШ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 85 с.
Барсукова С.А. Хочу играть./Сборник пьес для фортепиано 2-3 классы ДМШ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 76 с.
Геталова О. В музыку с радостью./Для детей 4-6 лет. Изд-во Композитор, Санкт-Петербург, 2009. – 91 с.
Геталова О. В музыку с радостью./О.Геталова, И.Визная. Изд-во Композитор, Санкт-Петербцрг, 1997. – 177 с.
Лучшее из хорошего. 135 новых пьес/1 класс ДМШ. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. – 87 с.
Майкапар С. Первые шаги/Пьесы для фортепиано в 4 руки; Минск ПАРА ЛА ОРО, 2008. – 32 с.
Моё фортепиано./Сборник пес для учащихся 1-2 классов ДМШ/Составитель С.А.Барсукова, Ростов-на-Дону, Феникс. 2011. – 35 с.
Цыганова Г.Г. Альбом ученика-пианиста/Хрестоматия. 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, Феникс, 2013. – 88 с.
Королькова И. Крохе-музыканту, ч.I, II – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. –57 с.
Королькова И. Крохе-музыканту./Нотная азбука для самых маленьких. Ч.2, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 56 с.
Пьесы, сонатины и ансамбли.1-3 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010. – 160 с.
Смирнова Н.Л. Хрестоматия для фортепиано/Младшие классы (1-3), - Ростов-на-Дону, 2011. – 44 с.
Торопова Н. Музыкальные зарисовки, - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 42 с.
Черни К. 50 этюдов из соч. № 261, 821, 599, 139/Под ред. Г.Гермера, Композитор, Санкт-Петербург, 2009. – 38 с.
Шитте Л. 25 маленьких этюдов. Соч. 108, Москва-музыка, 2010.-32 с.
Этюды зарубежных композиторов для 2-3 классов ДМШ/Составитель Н.Волошнова, Союз художников, Санкт-Петербург, 2011. – 53 с.
Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 1 класс. Ростов-на-Дону, Феникс,
2014. – 84 с.
Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 2 класс. Ростов-на-Дону, Феникс,
2014. – 78 с.
Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 3 класс. Ростов-на-Дону, Феникс,
2013. – 96 с.
Список рекомендуемой методической литературы.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано - 3 издание доп.,
М., 1978
2. Баренбойм J1. Музыкальная педагогика и исполнительство - JL, 1974
3. Николаев А.(ред.) Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып.2 - М„ 1965
4. Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. Сборник статей. - М., 1975
5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., 1961
6. Голубовская Н. Искусство педализации, 2 издание. Д., 1974
7. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли- М., 1966
8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, 3 издание, М., 1967
9. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта - М., 1958
10. Перельман Н. В классе рояля - Классика XXI, М., 2002
11. Тимакин Е. Воспитание пианиста - М., 1984
12. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой, 3 издание, Фигаро-центр.
13. Фейнберг С. Пианизм как искусство - Классика XXI, М., 2001
Календарно – тематическое планирование
по дополнительной общеразвивающей образовательной программе
класс
I полугодие
Дата
II полугодие
Дата
1
Контрольный урок:
Подбор по слуху, чтение с листа
окт.
Контрольный урок:
Чтение с листа, этюд
март
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы
дек
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы, ансамбль
май
2
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
окт.
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
март
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы, ансамбль
дек
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы (или крупная форма), ансамбль
май
3
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
окт.
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
март
Зачет: Полифония, пьеса, ансамбль
дек
Зачет: Полифония, крупная форма, пьеса, ансамбль
май
HYPER13PAGE HYPER15
2
Предметная область
ПО. 01. УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная
рабочая программа в области музыкального искусства по учебному предмету
Музыкальный инструмент фортепиано
Преподаватель Моисеева Ольга Вадимовна
Срок обучения: 3 года
Морозовск 2017
Автор – разработчик:
Моисеева Ольга Вадимовна - преподаватель высшей категории специализации
фортепиано
Содержание программы
Пояснительная записка
Объем учебного времени, сведения о затратах учебного времени
Цель и задачи учебного предмета
Формы контроля
График промежуточных и итоговой аттестаций
Система оценок
Методическое обеспечение программы
Материально-технические условия
Примерный репертуарный список
Рекомендуемые репертуарные сборники
Список рекомендуемой методической литературы.
Календарно – тематическое планирование
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по предмету Фортепиано составлена в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации обучающиеся имеют право на обучение по учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами, согласно Рекомендациям по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих образовательных программ в области искусств, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области музыкального исполнительства МБОУДО ДШИ Морозовского района
Программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся для развития творческих способностей, а также формирования практических умений и творческих навыков инструментального музицирования; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности путем проведения конкурсов, фестивалей, концертов.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы в области музыкального искусства для детей, поступивших в Детскую школу искусств в первый класс в возрасте от 6 до 15 лет, составляет 3 года (35 недель в год). Продолжительность учебного года настоящей программы с первого по третий классы составляет 39 недель. Каникулы предусмотрены в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 13 недель. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.
Объем учебного времени
для дополнительной общеразвивающей образовательной программы
по предмету Фортепиано
№
п/п
Наименование предметной области учебного предмета
Количество аудиторных
часов в неделю
Количество недель в год
I
II
III
1
фортепиано
1
1
1
17
2
ансамбль
1
1
1
18
Всего
2
2
2
35
Сведения о затратах учебного времени
Учебная нагрузка
Затраты учебного времени
Всего
часов
Годы обучения
1-й год
2-й год
3-й год
Полугодия
1
2
3
4
5
6
Аудиторные занятия по предмету фортепиано
17
18
17
18
17
18
210
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
Формирование у обучающейся практических умений и творческих навыков в области инструментального исполнительства.
Выявление наиболее одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему обучению в среднем специальном образовательном учреждении.
Задачи:
Воспитание обучающейся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, а также профессиональной требовательности;
Развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
Воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;
Владение различными видами техники исполнительства;
Сформировать у обучающейся навыки самостоятельной работы с музыкальным произведением.
Приобретение опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
Формы контроля
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными формами контроля успеваемости по программе являются:
Текущая аттестация
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения учебного материала по предмету фортепиано.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося.
В дневнике учитываются:
Проявление самостоятельности и качество выполнения домашних заданий.
Отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, инициативность
Темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
При прохождении итоговой аттестации обучающийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.
Формы и содержание итоговой аттестации по учебному предмету устанавливаются образовательной организацией самостоятельно
График промежуточных и итоговой аттестаций
№
п/п
Название предмета
Период
обучения
1 класс
2 класс
3 класс
1
фортепиано
1 четверть
Контрольный
урок
Контрольный
урок
Контрольный
урок
2 четверть
Зачёт
Зачёт
Зачёт
3 четверть
Контрольный
урок
Контрольный
урок
Контрольный
урок
4 четверть
Зачёт
Зачёт
Зачёт
Система оценок
При оценивании обучающегося, осваивающего данную программу, следует учитывать степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Овладение практическими умениями и навыками музыкально-исполнительской деятельности, а также выступления на экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также на конкурсах и фестивалях:
По итогам исполнения программы на техническом зачете, академическом концерте, переводном зачёте (дифференцированном) по предмету по выбору выставляется оценка по пятибалльной шкале:
5 отлично – предусматривает высокий уровень исполнение программы, соответствующей году обучения, отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения соответствующего авторскому замыслу.
4 хорошо – программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое отклонение от темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения.
3 удовлетворительно - программа не соответствует году обучения. Исполнение нестабильно. Плохое знание нотного текста, технические ошибки, вялая динамика, характер произведения не выявлен.
2 неудовлетворительно - незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, плохая посещаемость занятий и слабая самостоятельная работа.
Зачёт (без отметки) – отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.
Методическое обеспечение программы
Для реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы по предмету фортепиано школа располагает:
Достаточным количеством методической и нотной литературы, необходимой для качественного сопровождения учебного процесса.
Рекомендуемой методической и учебной литературой, а также музыкальными словарями, энциклопедиями, сборниками музыкальных произведений, поисковыми сайтами Интернета, сайтами издательств.
Фонотекой и видеотекой с записями мировой музыкальной литературы;
Перечнем методической и нотной литературы, используемой в работе;
Дидактическим материалом (плакаты, карточки, схемы и др.);
Фото и видеоматериалами выступлений учащихся школы.
Материально-технические условия
Материально-технические условия МБОУДО ДШИ Морозовского района обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных общеразвивающей образовательной программой в области искусств, разработанной образовательной организацией.
Для реализации программы по предмету Фортепиано требуется наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, зал для концертных выступлений.
Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано,
зал для концертных выступлений: 1-2 рояля.
Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон.
Примерный репертуарный список
1 год обучения
Полифонические произведения.
Беркович И. 25 легких пьес для фортепиано. Канон.
Барток Б. Пьеса №1
Телеман Г. Две пьесы
Моцарт. Менуэт. уре.
Слонов Ю. Пьесы для детей: полифоническая пьеса.
Бах И. Нотная тетрадь Анна Магдалены Бах: Менуэт ре минор.
И.С.Бах. Менуэт соль минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
И.С.Бах. Марш си минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Произведения крупной формы.
Дюбюк А. Русская песня с вариацией ля минор
Дюбюк А. Русская песня с вариацией фа минор,
Тюрк Д. Сонатина
Беркович И. Вариации Во саду ли в огороде
Назарова-Метнер Т. Вариации на тему Р.Н.П. Зайчик ты зайчик
Назарова Т. Вариации Пойду ль я, выйду ль я
Клементи. Сонатина До мажор, 3 ч. (соч.36 №1)
Моцарт. Сонатина До мажор, 1 ч. (6 маленьких сонатин)
Этюды.
Гнесина Е. Фортепианная азбука/по выбору/
Беркович И. Маленькие этюды №№1-14.
Беренс Г. Соч.70 50 маленьких фортепианных пьес без октав
Гедике А. Соч. 36. 60 легких фортепианных пьес для начинающих.
Гнесина Е. Подготовительные упражнения к различным видам форт. Техники
Гнесина Е. Фортепианная азбука (по выбору)
Гнесина Этюд №11 “Маленькие этюды”
Шитте Этюд До мажор
Шитте А. Соч. 108 25 маленьких этюдов №№1-10.
Шитте А. Соч. 160 25 маленьких этюдов (по выбору).
Черни – Гермер. Этюды № 15,16, 23, 28
Лемуан. 2 этюда соч.37: Фа мажор, До мажор
Пьесы.
Королькова И. Крохе-музыканту, ч.I, II (сборник) по выбору
Александров А. 6 маленьких пьес для фортепиано.
Барток Б. Детям. Тетрадь 1 (наиболее легкие пьесы).
Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом. (по выбору).
Майкапар С. Соч.28. Бирюльки. (по выбору).
Мясковский Н. 10 очень легких пьес для фортепиано.
Телеман Г. Пьеса
Гаджибеков Вечер настал
Тюрк Д. Аллегрето
Штейбельт Адажио
Галынин Г. В зоопарке (по выбору).
Кабалевский Д. Соч.27 Избранные пьесы для детей (по выбору).
Слонов Ю. Пьесы для детей Рассказ, Колыбельная
Шуман. Первая утрата
Ансамбль
Р.н.п. Светит месяц
Р.н.п. Ах, вы сени
Б.н.р. Бульба
Чайковский П.И. Мой садик
Р.н.п. Журавель
Р.н.п. Во поле береза стояла
2 год обучения
Полифонические произведения.
И.С.Бах. Менуэт ре минор (Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
И.С.Бах. Маленькая прелюдия фа мажор (1 ч.)
Гендель Г. Две сарабанды: фа мажор, ре минор.
Слонов Ю. Пьесы для детей: полифоническая пьеса.
Корелли А. Сарабанда
Кригер И. Менуэт a-moll
Моцарт В. Менуэт d- moll, Буре d-moll, Ария Es-dur
Гедике А. Сарабанда e-moll
Перселл Г. Ария
Павлюченко С. Фугетта e-moll
Произведения крупной формы.
Беркович И. Сонатина C-dur
Бетховен. Сонатина Фа мажор, 2 ч.
Клементи М. Соч. 36, №1. Сонатина до мажор.
Гедике А. Соч. 36. Сонатина до мажор.
Бетховен Л. Сонатина соль мажор, ч.1,2.
Гедике А. Соч. 46. Тема с вариациями.
Любарский Н. Вариации на тему р.н.п.
Литкова И. Вариации Савка и Гришка
Рейнеке К. Соч.136 Allegro moderato
Моцарт В. Вариации на тему из оперы Волшебная флейта
Этюды.
Гедике А. соч.32 40 мелодических этюдов для начинающих Тетрадь 1
Гречанинов А. соч.132 Этюд №3
Лемуан А. Соч. 37. Этюды №№1, 2, 6, 7, 10, 17, 27.
Черни К. Избранные фортепианные этюды. Под ред. Г. Гермера. 4.1.
Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов.
Беркович И. Маленькие этюды (по выбору)
Пьесы.
Бетховен Л. Экоссезы.
Гайдн И. Менуэт соль мажор.
Гнесина Е. Сказочка
Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом.
Гречанинов А. Соч.98 Мазурка
Дварионас Б. Прелюдия
Жилинский А. Дятел и кукушка
Кабалевский Д. Печальная история
Майкапар С. Соч. 28. Бирюльки. Мотылек Пастушок
Свиридов Г. Альбом пьес для детей.
Чайковский П. Детский альбом. Старинная французская песенка
Шуман Р. Альбом для юношества.
Майкапар С.М. Раздумье a-moll
Роулей А. В стране гномов a-moll
Ансамбль
Бах И.С. Песня
Глинка М. Жаворонок
Киянов Б. Веселая полька
Книппер Л. Полюшко – поле
Н.Металлиди. Веселое шествие
3 год обучения
Полифонические произведения.
Александров А. Кума
Арман Ж. Фугетта
И.С.Бах. Менуэт G-dur, Менуэт d-moll, Волынка D-dur, Полонез g-moll
(Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах)
Бах Ф.Э. Фантазия (до минор)
Моцарт В. Сборник фортепианных пьес.
Гендель Г. Сарабанда F-dur
Кребс Паспье
Cкарлатти Д. Ария
Произведения крупной формы.
Беркович И. Сонатина До мажор
Беркович И. Сонатина Соль мажор
Гайдн Й. Пасторальная сонатина
Гедике А. Соч. 36, Сонатина С-dur
Жилинский А. Сонатина G - dur
Глиэр Р. Рондо, соч. 43.
Диабелли А. Соч. 15 Сонатина (ля минор)
Клементи М. Соч. 36. №1 Сонатина С-dur
Кабалевский Д. Сонатина (ля минор)
Кабалевский Д. Соч. 51.Вариации F-dur
Кулау Ф. Вариации
Майкапар С. Вариации на русскую тему
Гурлит соч. 184 №4 Сонатина До мажор
Этюды.
Лемуан А. Соч. 37 50 характерных прогрессивных этюдов
Беркович И. Маленькие этюды №10-23
Беренс соч. 70 Этюд №47
Бертини соч. 100 Этюд №7
Бюргмюллер Ф. Соч.100 25 маленьких этюдов
Гедике А. Соч. 32, 47 Этюды (по выбору)
Шитте А. Соч. 68. 25 маленьких этюдов.№ 15, 21, 22, 23
Шитте А. Соч.160 25 маленьких этюдов №№ 16, 21-2
Бюргмюллер Ф. Соч.100 25 маленьких этюдов
Лешгорн А. Соч.65 №№ 3,5,7,9.27,29
Лемуан А. Соч. 37 № 1, 2, 6, 7, 10, 17, 27
Черни К. – Гермер Г.Избранные фортепианные этюды (по выбору)
Пьесы.
Бетховен Л. Экосезы: Es –dur , G – dur
Глиэр Р. соч.43,№6 –Рондо
Гречанинов А. Соч.123 Бусинки (по выбору)
Кабалевский Д. соч.27 Избранные пьесы Старинный танец
Раков Н. Сборник 24 пьесы Утренний урок, Песенка
Николаева Т. Детский альбом Сказочка
Майкапар соч.24 Колыбельная сказочка си минор
Майкапар С. Соч.28 Бирюльки:Мимолётное видение
Чайковский П. Соч.39 Детский альбом : Болезнь куклы, Немецкая песенка
Шостакович Д. Вальс, Грустная сказка
Шуман Р. Соч.68 альбом для юношества:Мелодия, Марш, Первая утрата
Вайман В. Маленький вальс G-dur
Ансамбль
Бах И.С. Шутка
Моцарт. Л. Вариации из оперы Волшебная флейта
Оффенбах Ж. Канкан
Грибоедов А. Вальс
Корнаков Ю. Веселый марш
Островский А. Девчонки и мальчишки
Раков Н. Вальс нашей старой бабушки
Хачатурян А. Помидор из балета Чиполлино
Рекомендуемые репертуарные сборники
Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 1 класс. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
Альбом ученика-пианиста. 2 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, Феникс, ТОРГОВЫЙ ДОМ, 2006. – 112 с.
Барсукова С.А. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 72 с.
Барсукова С.А. Хочу играть./Сборник пьес для фортепиано 1-2 классы ДМШ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 85 с.
Барсукова С.А. Хочу играть./Сборник пьес для фортепиано 2-3 классы ДМШ, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. – 76 с.
Геталова О. В музыку с радостью./Для детей 4-6 лет. Изд-во Композитор, Санкт-Петербург, 2009. – 91 с.
Геталова О. В музыку с радостью./О.Геталова, И.Визная. Изд-во Композитор, Санкт-Петербцрг, 1997. – 177 с.
Лучшее из хорошего. 135 новых пьес/1 класс ДМШ. Изд. 2-е. Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. – 87 с.
Майкапар С. Первые шаги/Пьесы для фортепиано в 4 руки; Минск ПАРА ЛА ОРО, 2008. – 32 с.
Моё фортепиано./Сборник пес для учащихся 1-2 классов ДМШ/Составитель С.А.Барсукова, Ростов-на-Дону, Феникс. 2011. – 35 с.
Цыганова Г.Г. Альбом ученика-пианиста/Хрестоматия. 3 класс ДМШ – Ростов-на Дону, Феникс, 2013. – 88 с.
Королькова И. Крохе-музыканту, ч.I, II – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. –57 с.
Королькова И. Крохе-музыканту./Нотная азбука для самых маленьких. Ч.2, Ростов-на-Дону, Феникс, 2012. - 56 с.
Пьесы, сонатины и ансамбли.1-3 класс ДМШ – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010. – 160 с.
Смирнова Н.Л. Хрестоматия для фортепиано/Младшие классы (1-3), - Ростов-на-Дону, 2011. – 44 с.
Торопова Н. Музыкальные зарисовки, - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 42 с.
Черни К. 50 этюдов из соч. № 261, 821, 599, 139/Под ред. Г.Гермера, Композитор, Санкт-Петербург, 2009. – 38 с.
Шитте Л. 25 маленьких этюдов. Соч. 108, Москва-музыка, 2010.-32 с.
Этюды зарубежных композиторов для 2-3 классов ДМШ/Составитель Н.Волошнова, Союз художников, Санкт-Петербург, 2011. – 53 с.
Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 1 класс. Ростов-на-Дону, Феникс,
2014. – 84 с.
Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 2 класс. Ростов-на-Дону, Феникс,
2014. – 78 с.
Юному музыканту-пианисту /Хрестоматия 3 класс. Ростов-на-Дону, Феникс,
2013. – 96 с.
Список рекомендуемой методической литературы.
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано - 3 издание доп.,
М., 1978
2. Баренбойм J1. Музыкальная педагогика и исполнительство - JL, 1974
3. Николаев А.(ред.) Очерки по методике обучения игре на фортепиано, вып.2 - М„ 1965
4. Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. Сборник статей. - М., 1975
5. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., 1961
6. Голубовская Н. Искусство педализации, 2 издание. Д., 1974
7. Мартинсен К. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли- М., 1966
8. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры, 3 издание, М., 1967
9. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта - М., 1958
10. Перельман Н. В классе рояля - Классика XXI, М., 2002
11. Тимакин Е. Воспитание пианиста - М., 1984
12. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой, 3 издание, Фигаро-центр.
13. Фейнберг С. Пианизм как искусство - Классика XXI, М., 2001
Календарно – тематическое планирование
по дополнительной общеразвивающей образовательной программе
класс
I полугодие
Дата
II полугодие
Дата
1
Контрольный урок:
Подбор по слуху, чтение с листа
окт.
Контрольный урок:
Чтение с листа, этюд
март
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы
дек
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы, ансамбль
май
2
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
окт.
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
март
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы, ансамбль
дек
Зачет: 2 разнохарактерные пьесы (или крупная форма), ансамбль
май
3
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
окт.
Контрольный урок:
Гаммы, этюд
март
Зачет: Полифония, пьеса, ансамбль
дек
Зачет: Полифония, крупная форма, пьеса, ансамбль
май
HYPER13PAGE HYPER15
2