Публикации «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»
Автор: Мифтахова Марина Витальевна

Составил и выполнил:Мифтахова М.В. – воспитательМДОАУ детский сад с. Октябрьскоемуниципального района Стерлитамакский районРеспублики БашкортостанСодержание страницаАктуальность ------------------------------------------------------------ 3- 4Программа по созданию мини – музея « Опавшие листья» ----- 4 – 7Паспортные данные мини – музея « Опавшие листья» ---------- 8 План работы по созданию мини – музея « Опавшие листья» ---- 9- 10Тематическое план занятий в мини – музее ------------------------ 11- 13Перспектива развития мини – музея « Опавшие листья» ------ 13 – 14Приложение ------------------------------------------------------------- 15Использование литературы ------------------------------------------- 16АктуальностьМногие из нас с детства помнят строки С. Михалкова: "В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра". А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Чтобы понять историю происхождения музеев, вспомним о том, что является основой любого из них. Конечно же, это экспонаты, среди которых немало самых разных и необычных коллекций. "Коллекционирование - систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный интерес".Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали его мини-музей. Это название в нашем случае отражает и возраст детей, для которого он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Создавая мини - музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию.Важная особенность этих элементов развивающей среды - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! САМОЕ ГЛАВНОЕ В НАШЕМ МУЗЕЕ не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.Создание мини-музея позволит:- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей, - приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, - расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие,- позволит пополнять мини – музей новыми экспозициями,- расширить словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов,- обогатит предметно – развивающую среду в группе. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Здесь ребенок - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Программа по созданию мини – музея « Опавшие листья»Достоинства мини-музея:
  • Занимает небольшое пространство;
  • Нет ограничений во времени;
  • Интерактивен;
  • Совместное участие детей и педагогов.
  • Участники программы: материал программы рассчитан для детей среднего и старшего дошкольного возраста и предполагает взаимодействие воспитателей и администрации ДОУ, активное взаимодействие педагогов и родителей воспитанников,Место реализации – групповая комната детского сада.Формы работы:
  • Беседы;
  • Экскурсии в парки, скверы, лесопарки;
  • Музыкально-литературные композиции;
  • Продуктивная деятельность детей;
  • Праздничные мероприятия;
  • Выставки творческих работ детей и родителей.
  • Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.В основу решения этих задач положены следующие принципы:
  • Целостности – в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
  • Гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
  • Деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
  • Интеграции – этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.;
  • Возрастного и индивидуального подхода – предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.
  • Руководители мини-музея:  Воспитатель Мифтахова Марина Витальевна.Руководитель мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.Аспекты музейной деятельности:Формы деятельности:    -   поисковая;     -   научная;     -   экспозиционная;     -   познавательная.Оформление мини-музея:Наш, мини-музей "Опавшие листья" находится в групповой комнате в центре природы. Материал расположен по разделам, на полочках разного уровня. При его оформлении использованы засушенные листья деревьев разных пород. Разделы и экспонаты:Раздел "Одеяло из листьев".В разделе представлены макеты, связанные с осенними явлениями в природе. Коробка с откидной крышкой обклеена с обеих сторон сухими разноцветными листьями. Внутри коробки тоже листья, а на них лежат маленькие фигурки насекомых. Во время экскурсии дети заглядывают под одеяло из листьев и находят тех, кто прячется под ним. Среди опавшей листвы спрятались уж и еж. Здесь они спят всю зиму. Раздел "Листья для художника".Здесь находятся засушенные осенние листья - прекрасный материал для творчества. Представлены осенние букеты, картины из сухих листьев, объемные работы, выполненные детьми на занятиях и совместно с родителями. Раздел "Дерево загадок".Дерево сделано из сухих веток. На них прикреплены бумажные листочки с загадками по теме мини-музея. В течение дня дети могут подойти к дереву и отгадать загадки. Раздел "Кому и для чего нужны опавшие листья".В этом разделе представлены рисунки, фотографии животных, которые используют листья для питания, создания места обитания, маскировки. Раздел "Листья - вкусная еда".Этот раздел представлен иллюстрациями, мелкими игрушками, разными листьями. Его материалы напоминают о том, что листья - это корм для самых разных животных: от гусеницы до слона. Человек тоже употребляет в пищу листья некоторых растений (капуста, салат, лавровый лист). Опавшие листья едят дождевые черви. Раздел "Листья лечат".В этом разделе на полочке расположены коробочки с лекарственными растениями: крапива, шалфей, брусника. Раздел рассказывает о лечебных свойствах некоторых листьев. Раздел "Листья и почва".Эти экспонаты музея - разнообразные сухие листья, хвоинки. Здесь же находится модель почвы в стеклянной емкости, в верхней части которой лежат опавшие листья. Раздел "Волшебные превращения листьев".Этот раздел рассказывает о том, что происходит с опавшими листьями. Здесь представлены образцы листьев, начиная с зеленого и заканчивая темным, почти разложившимся. Промежуточные между ними листья занимают желтые, красные, желто-коричневые. Эти листья расположены в ряд, где можно проследить, как листья превращаются в почву. Уголок самостоятельной деятельности. В этом уголке находится "Лиственная игротека". Здесь предлагаются детям следующие задания:- подбери пару (плод - лист) ;- подбери к дереву соответствующий лист;- узнай лист по его тени;- выложи на фланелеграфе узор из листьев или какую-нибудь фигурку. Игра "Разложи листья".Цель: Разложить листья в нужном порядке - так, чтобы они отражали "волшебные превращения" листьев в почву. Самостоятельная экспериментальная деятельность. На подносе лежат лупа, одноразовые тарелочки, стоит коробка с почвой. Дети могут отсыпать немного почвы на тарелочку и самостоятельно рассмотреть ее через лупу, исследовать, из чего она состоит (в ее составе имеются веточки, корешки) .На другом подносе находятся сухие опавшие листья, семена и несколько коробочек: с песком, глиной, камешками, тонкими сухими веточками. Дети могут самостоятельно сделать почву, смешав предложенные компоненты. Листья предварительно измельчают. Использование экспонатов мини-музея в работе с детьми. Упражнения для формирования элементарных математических представлений. - Игра "Собери букет по цвету".Детям предлагается взять по одному листочку и положить в соответствующую по цвету корзиночку. - Игра "Большие и маленькие".Большие листья собирают в большую корзину, а маленькие - в маленькую. - "Сортировка листьев по цвету и размеру".Дети раскладывают листья по корзиночкам, ориентируясь на два признака - размер и цвет. - "Разложи по порядку".Дети раскладывают карточки с изображением листа (силуэты листьев) в порядке возрастания (убывания) их размера. - "Найди такой же".Дети находят листья одинаковые по цвету, размеру и форме. Рисование. Техника "Печатаем листьями".Для выполнения работы дети намазывают обратную сторону листа гуашевой краской и прикладывают ее к листу бумаги. В результате получается отпечаток. Ручной труд. "Осенний букет".Занятие проводится на прогулке. Дети собирают листья в осенние букеты, которые становятся экспонатами мини-музея. Чтение. Чтение детям стихов и рассказов об осени, например, рассказ Н. Сладкова "Золотой дождь", И. Бунин "Листопад", В. Берестов "Сентябрь", "Октябрь".Упражнения по развитию речи. - "Кому что нужно? "Дети получают картинки с изображением деревьев. Воспитатель показывает картинки с изображением их листьев и спрашивает: "Кому нужен этот лист? " Ребенок с картинкой соответствующего дерева отвечает: "Березовый лист нужен мне, потому что у меня нарисована береза".- "Закончи предложение".Весной на деревьях распускаются (что). листья. Зимой деревья стояли (без чего). без листьев. Летом деревья весело шелестят (чем). листьями. Паспортные данные мини-музея « Опавшие листья»Цель. Показать на доступном для дошкольников уровне круговорот в природе, дать представления о связи растений и почвы, о том, как образуется почва, какую роль в ее образовании играют опавшие листья, каково значение опавшей листвы для предохранения почвы от замерзания. Задачи: Воспитательные: Воспитывать интерес к неживой и живой природе, бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к природе родного края;Способствовать сотрудничеству воспитателя, детей и родителей;Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры; Развивающие: Развивать познавательные способности и познавательную деятельность. Расширять кругозор дошкольников. -Развивать связную речь детей, активизировать и обогащать словарь детей; Образовательные: Познакомить детей с листьями деревьев разных пород; Формировать проектно-исследовательские умения и навыки. Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. Ожидаемый результат: Знает, для чего нужны деревья, листья. Имеет представление о связи растений и почвы, листьев и насекомых;Умеет передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в разных формах.ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ « Опавшие листья»Подготовительный этап. В начале работы мы вместе с детьми и родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Затем составили проект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема, описание (оборудование, экспонаты, название первой ознакомительной экскурсии, перспективы развития, варианты участия в создании музея детей и родителей. Практический этап. Музеи, посвященные природе (биологические, геологические, краеведческие, традиционно любимы детьми и взрослыми. Поэтому мы решили создать мини-музей, посвященный одному из компонентов природы. И назвали его "Опавшие листья".ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕМониторинг освоения темы: « Опавшие листья»Мониторинг проводился в подготовительной к школе группе -19 детей, автор методики – Гасанова Р. Х.Было выявлено три уровня знаний детей высокий уровень не показал ни один ребенок. К высокому уровню было отнесено:- 5 ребенка ( преставление о форме , размере, строение листа)К среднему уровню было отнесено:-12 детей (представления о название дерева , форме, размере)К низкому уровню было отнесено:-2 ребенок (представления о название дерева, строение листа )Итак, анализируя ответы детей, можно сказать следующее:Дети имеют представлений о внешнем виде листа, форме листа, размере.Знают название деревьев, значение листьев в жизни животных и насекомых, умеют использовать предметы в экспериментально –исследовательской деятельности ,отражать полученные художественные умения и впечатления в рисунках, аппликациях, конструировании; описывать природные явления; проявлять интерес к окружающему миру;Результаты диагностического этапа показали, что реализация плана работы по музейной педагогике по теме: « Опавшие листья» дает результат среднего уровня. В перспективе дальнейшей работы планируется больше уделять внимание дошкольников по экологическому воспитанию. Перспектива развития мини-музея « Опавшие листья»- Пополнение коллекции мини-музея новыми экспонатами.- Подбор детских мультфильмов, литературы и наглядного материала.- Проведение экскурсий для других групп детского сада.- Изготовление совместно с родителями коллажей , экскурсиях в парки, лесные массивы;На базе мини-музея или с использованием его коллекций планируется проводить занятия по различным видам деятельности.Время показало, что данный мини - музей очень актуален, многофункционален. Его экспонаты широко используем не только для теоретического ознакомления дошкольников, но и в практическом применении. Например, нередко используем на занятиях с детьми, как наглядные образцы, и т.д.Можно с уверенностью сказать, что мини-музей «Опавшие листья » реально служит осуществлению инновационного направления в работе ДОУ, способствуя, тем самым, экологическому воспитанию дошкольников.Таким образом, экспозиции музея позволяет нам вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.Возникающий интерес у детей к посещению музея оказывает влияние на расширение их общего кругозора, желание узнать о других, существующих музеях. В результате пропагандисткой работы педагогов увеличилось число, совместных с родителями посещений выставок города.Небольшой музей на территории ДОУ может стать началом большого пути человека в мир всемирной культуры. Оказать влияние на формирование его личности, воспитать достойного гражданина.Дети  экспериментируют  в создании образа, расширился опыт детей в применении и сочетании разнообразных изобразительных материалов и инструментов.В процессе восприятия произведений искусства дети обращают внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, композицию и др.).Работа по внедрению инновационных педагогических технологий в образовательный процесс ДОУ будет продолжена.Поэтому, в свете новых педагогических задач, наш мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини-музея. В дальнейшем, мы планируем продолжить работу по обогащению и систематизации фонда музея, по созданию картотек методических разработок для организации тематических занятий и досуговой деятельности дошкольников.ПриложениеИспользование литературы
  • Наумова Л. Г. , Маркин Б. М. растения Башкортостана – Уфа, « Китап», 2012
  • Плешаков А.А. Мир вокруг нас. – Просвещение – М.: 2010;
  • 3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка- Пресс, 20124. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.