Публикации ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС
Автор: кулешова валентина петровна

Тема: «ИКТ – компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС»Использование информационно-коммуникационных технологий ИКТ является одним изприоритетов образования.Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандар та дошкольного образования (ФГОС ДО), внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знанийскорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.Компетентность можно понимать, как способность результативно действовать; способность достигать результата – эффективно разрешать проблему.В качестве одной из основных компетенций педагога следует рассматривать ИКТ-компетенцию.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.Информационные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах работы синформационными ресурсами, и способ сбора, обработки и передачи информации для полученияновых сведений об изучаемом объекте [1, с.10].Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействиячеловека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной целью, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.В реализации ФГОС ДО главным приоритетом работы детского сада выступает не только результато и условия. Условия – это социальная ситуация развития ребенка. Мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, поэтому вопрос об ИКТ в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация фотоматериала,видеофильмов дают возможность увидеть и услышать звуки природы, общественной жизни, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в историческое «прошлое», посетить другую страну, музей, концертный за и пр. В образовательной деятельности можно активно использовать мультимедийную аппаратуру, ведь создание различных мультимедийных презентаций, направлено как на получение новых знаний, так и на закрепление уже имеющихся. При ознакомлении детей с новой темой можно предложить им просмотр видеофрагмента или презентации, а при закреплении пройденного материала можно использовать дидактические компьютерные игры.Активное пользование сети Интернет дает возможность принимать участие с детьми в заочных конкурсах различного уровня по различным направлениям развития.Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС ДО, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.В настоящее время у многих родителей нет достаточного количества времени для общения с педагогами, поэтому официальный сайт детского сада становится более актуальным. Его создание позволяет родителям увидеть фотографии различной деятельности детей, получить виртуальную консультацию по интересующему вопросу, повторить с детьми знакомые песенки, просмотреть фрагменты режимных процессов и даже обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области.Современный педагог, работает с молодым поколением, готовит его к жизни в новом обществе, значит, сам должен идти в ногу со временем. Степень успешности педагогов в освоении новых технологий и методик меньше всего зависит от его возраста, но в большей – от преданности профессии, стремления к познанию нового, заинтересованность в самообразовании. Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.Одно из главных условий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОО — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности компьютера, владеющие навыками работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров в дошкольных учреждениях, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные анатомо-физиологические и психологические особенности маленьких детей и особенности диагностики образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Приобщение дошкольников к ИКТ может идти разными путями, но при этом важным является целенаправленное развитие информационной культуры детей, умеющих добывать знания и использовать их в своей повседневной жизни.В связи с этим необходимым условием внедрения ИКТ в систему дошкольного образования является формирование у педагогов ДОО как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной культуры.Творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать у него основы информационной культуры.ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно- методической деятельности.Для педагогов информационно-коммуникационные технологии обладают следующимивозможностями по использованию их в учебно-воспитательном процессе:1. Стимулирование интереса к учебной деятельности у детей.2. Постоянное повышение профессионального уровня педагогов.3. Восприятие и творческое воплощение уже существующих нестандартных подходов вобразовании.4. Увеличение выбора средств, форм и темпа изучения тем.5. Использование бесплатных образовательных ресурсов и эвристических программинформационно-образовательного пространства.Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение педагогами ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы с детьми в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.Важнейшим компонентом дошкольного образования является - деятельность воспитанников.Разные виды организованной образовательной деятельности могут дополнять друг друга, причем на всех этапах развития ребенка они должны изменяться. Так, в возрасте пяти лет основой воспитания должен стать обучающий характер игровой деятельности при использовании ИКТ.Любознательные, эмоциональные дошкольники могут получить знания в процессе игры на компьютере. Дети запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому такая деятельность должна быть конкретной, краткой и понятной. Освоение информации должно основываться на опыте ребенка.Таким образом, формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ помогает чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению — перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы__