Публикации
Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Автор: Дергоусова Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Автор: Дергоусова Елена Николаевна
Здоровьеориентированное пространство школы и его возможностиДергоусова Е.Н.Проблема сохранения здоровья учащихся – одна из наиболее острых проблем современной школы. По мнению губернатора Белгородской области Евгения Савченко, здоровье ребёнка - это залог его полноценной жизни, счастливой семьи, предмет радости родителей, родных и близких. Здоровье детей - главная ценность любого государства, первоочередная забота властей.Методика здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного обеспечивает решение главной задачи каждого образовательного учреждения, в том числе и МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода - выполнение базовых федеральных законов РФ, таких как «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании». Это помогает выполнить комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательном учреждении. Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного - единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана Академией медицинских наук научным открытием, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа. Методика В. Базарного называется «Обучение в режиме сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения». Ее целью является воспитание здоровых, духовно и физически развитых детей. Эта цель достигается посредством реализации следующих задач:Увеличение двигательной активности ребенка на уроке. Включение в учебный процесс упражнений по тренировке зрения. Развитие творческого воображения. Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.Задачи модели подвижного урока:Осуществление оптимальной двигательной активности учащихся на уроке; Соблюдение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности учащихся на уроке; Организация здоровьесберегающей функции урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз. Элементы технологии, которые мы используем в работе:режим смены динамических поз; упражнения на зрительную координацию; упражнения на мышечно-телесную координацию; работа с офтальмотренажером; экологическое панно (экологический букварь). Рассмотрим более подробно некоторые технологии В.Ф. Базарного:Учебные занятия должны проводиться в режиме смены динамических поз. Для этого используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью - парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть стоит за конторкой. Дети меняют позу через 15-20 минут или по своему желанию занимают свободное место, меняя позу. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.Задача педагога – изначально предоставить детям свободу выбора. Это самый главный момент режима динамических поз. В целом этот режим существенно повышает психическую активность детей, в том числе их познавательные способности.В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции необходимо использовать схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры "Бегущие огоньки”. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации. Занимают все эти упражнения не более 3-4-х минут урока и проводятся на материале учебного предмета. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяем специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), расположенный на одной из стен класса.Особенность уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе.Учителям, освоившим систему Базарного, работать, в конечном счете, становится и легче, и интересней, поскольку новые технологии предполагают также и раскрепощение учителя, открывают простор для педагогического творчества. А только свободный, раскрепощённый, творческий учитель может воспитать такими же и своих учеников. Психологическое здоровье каждого обучающегося в МБОУ «Лицей № 10» г. Белгорода мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.Диагностические методики помогают нам выявить детей, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.Для нас, как для учителей начальной школы, важна любая информация по здоровью ребенка, так как каждый показатель будет являться одним из направляющих выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка и индивидуальной работы с ним. Только при детальном, серьёзном изучении здоровья, возможно, выстроить план формирования личности.Таким образом, полный анализ различных сторон здоровья обучающихся позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными школьниками, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учётом всех его возможностей и склонностей.Литература:Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995 г. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. - Сергиев Посад, 1996 г Информация о методике В. Ф. Базарного