Публикации «Творческие работы и учебно-методические разработки»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Творческие работы и учебно-методические разработки»
Автор: Фрицковская Екатерина Андреевна

Конспект НОД по образовательной области «Познание»(ФЭМП в средней группе)«Путешествие на воздушном шаре в сказочную страну»Цель: закрепление знаний у детей по математике.Задачи:Образовательные:Уточнить представления детей о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Формировать умение группировать их по различным признакам (цвет, форма, величина). Формировать умения находить равные по количеству элементов предметы, употреблять слова: одинаково, столько же, поровну, учить образовывать число путем прибавления единицы. Уточнять представления детей о числах и отношениях между ними: совершенствовать счетные навыки; умение обозначать количество цифрой (в пределах 5).Развивающие: Развивать логическое мышление, память, упражнять в отгадывании загадок. Развивать восприятие, внимание.Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес к математическим занятиям, добиваться поставленной цели, дружеские взаимоотношения между детьми.Программное содержание:
  • закреплять с детьми названия геометрических фигур,
  • продолжать учить определять форму, величину и цвет геометрических фигур,
  • повторить счет от 1 до 5,
  • развивать устойчивое внимание,
  • формирование физических качеств и накопления двигательного опыта.
  • Оборудование: изображение воздушного шара,  стулья с наклейками, на которых изображены от 1 до 5 геометрические фигуры; красивая коробочка с медалями виде ромашек, мольберт, маркер, 4 обруча (красного, зеленого, желтого, синего цветов), проектор, экран, ноутбук, мультимедиа к НОД.Дидактический наглядный материал:Демонстрационный материал: бабочки и цветы из картона разного цвета, картинки белых и желтых уточек.Раздаточный материал: геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, красного, зеленого, желтого, синего цветов); билет-картинка с изображением геометрических фигур в конверте. Музыкальное сопровождение: музыкальная композиция «Полет на воздушном шаре» Дидюля.Предварительная работа: использование дидактических игр, игровых упражнений, чтение художественной литературы, отгадывание математических загадок, рассматривание иллюстраций с изображением воздушного шара, слушание музыкальных произведений. Повторение физкультминутки «Быстро встаньте, улыбнитесь», дидактические игры: «Посели фигуру», «Какой фигуры не стало», «Что пропало», «Катится, не катится», подвижные игры: «Найди свой домик», выполнение брошюры своими руками «Занимательная математика», оформление альбома «Своими руками» из геометрических фигур.Планируемый результат: дети уточнят знания о геометрических фигурах, продолжат формировать умение группировать их по форме, цвету, величине; усовершенствуют счетные навыки.Ход НОД:Дети заходят и останавливаются в центре зала.Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,Скажем «Здравствуйте!» друг другу.Нам здороваться не лень:Всем «Привет!» и «Добрый день!»Если каждый улыбнётсяУтро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО! (Дети хором).Воспитатель: Где мы только не побывали с вами. Мы были в гостях у Сказки, у Осени, у Солнышка, у Деда Мороза. А сегодня самое интересное путешествие. Мы полетим в сказочную страну, где жители этой страны любят математику. В ней мы встретим много интересного. Только как туда попасть?.. (Полететь туда на воздушном шаре). Посмотрите, какой красивый воздушный шар! Как вы думаете, зачем у нас сегодня здесь появился воздушный шар? (Дети отвечают).Воспитатель: Конечно же. Мы отправимся в сказочную страну на воздушном шаре. Согласны? (Ответы детей). А что нужно для того, чтобы попасть на борт воздушного шара? (Билеты). Правильно! И они у нас есть, а прислали нам билеты жители сказочной страны.Шар воздушный в небо рвется,И теперь, друзья, придетсяВам устроить испытанья,Чтоб проверить ваши знанья. Воспитатель раздает билеты.Воспитатель: И так, чтобы отправится в путешествие на воздушном шаре, нужно найти свое место по вашему билету. Стулья стоят полукругом перед «корзиной» воздушного шара. Дети по билетам находят свои места.Воспитатель: А чтобы взлететь, необходимо посчитать, сколько предметов нарисовано у вас на билетах. (Дети считают и поочереди отвечают). Какие вы молодцы! Все правильно посчитали!Давайте-ка, ребята, все вместе полетаем.Внимание, держитесь, мы взлетаем!Звучит песня «Мы летим над облаками», на экране включается видеозапись «Облака».Воспитатель: Вот мы и в воздухе. Как красиво вокруг! Какие необыкновенные облака! Пора приземляться! Все выходят из корзины.Воспитатель: Вот мы с вами и опустились на землю. Где это мы с вами оказались? (В сказочной стране). А кто нас встречает? (На экране появляется Мальвина и Буратино). Посмотрим, чем они занимаются? (Смотрят фрагмент мультфильма). Чем они занимались? Буратино правильно решил задачу? (Нет). Буратино, наверное, не сможет решить задачу? Нужно что-то сделать. (Решают задачу). Мальвина приготовила еще одну задачу для Буратино. Поможем Буратино решить ее?Воспитатель: Сколько маленьких утятПлавать и нырять хотят?Три уплыли далеко,Два нырнули глубоко.Сколько их всего в пруду?Сосчитать я не могу. Воспитатель подводит детей к мольберту.Воспитатель: На верхнюю полоску нужно поставить столько желтых утят, сколько их плавало в пруду. Сколько вы поставили желтых утят? На нижнюю полоску поставьте белых утят столько, сколько нырнуло глубоко на пруду. Сколько вы поставили белых утят? Что мы можем сказать о желтых и белых утятах? Общее количество утят? На сколько желтых утят больше, чем белых? На сколько белых утят меньше, чем желтых? Что надо сделать, чтобы желтых утят стало столько же сколько белых? Что теперь мы можем сказать об утятах? (Ответы детей). Молодцы, ребята! Попрощаемся с Мальвиной и Буратино.Дети прощаются со сказочными персонажами.Воспитатель: Ну что ж, занимайте места! Шар воздушный всех нас ждётОтправляемся в полёт.Звучит песня «Мы летим над облаками», на экране включается видеозапись «Облака».Дети покидают шар. Воспитатель: Мы с вами оказались в цветочном городке. Встречает нас маленький житель этого городка. (На экране появляется изображение Знайки). Вы его узнали? (Дети отвечают и здороваются с ним).Дети смотрят фрагмент мультфильма.Воспитатель: Знайка хочет знать, любите ли вы отгадывать загадки, играть? тветы детей). Тогда слушайте загадки:1. Эта фигура без углов и катится, как колесо (круг).2. У этой фигуры прямые углы и четыре стороны, 2 длинные, две короткие (прямоугольник).3. Эта фигура с тремя углами и тремя сторонами (треугольник).4. У этой фигуры четыре угла и четыре стороны одинаковой длины (квадрат).Воспитатель: Знайка дарит вам геометрические фигуры и предлагает поиграть с ними. (Воспитатель раздает детям геометрические фигуры). Раз, два, три, у кого круги, похлопали в ладошки! Раз, два, три, у кого квадраты, попрыгали немножко! Раз, два, три, у кого треугольники, покружились! Раз, два, три, у кого прямоугольники, потопали ножками! А теперь помогите фигурам сгруппироваться по цвету (по форме, по размеру) и найти свой домик. Дети раскладывают фигуры в цветные обручигруппируя их по цвету, форме и размеру.Воспитатель: А теперь отдохнем. Дети выходят и встают в произвольном порядке.Физкультминутка.Быстро встаньте, улыбнитесь,Выше, выше потянитесь.Ну-ка, плечи распрямите,Поднимите, опустите.Влево, вправо повернулись,Сели - встали, сели - всталиИ на месте побежали.Воспитатель: Вот мы отдохнули. Продолжим наше путешествие? Ведь нас к себе в гости ждет еще один сказочный житель цветочного городка. Попрощаемся со Знайкой. Дети прощаются со Знайкой.Воспитатель: Пора, ребята, нам в путь отправляться,Шар воздушный всех нас ждетОтправляемся в полет! Звучит песня «Мы летим над облаками», на экране включается видеозапись «Облака». Одновременно воспитатель раскладывает цветы и бабочки на пол возле мольберта.Воспитатель: Вот мы и прибыли на место. Какая красивая полянка, какие цветы здесь растут? (Большие, маленькие, разноцветные.) Ребята, а вы заметили, что на этой полянке мы с вами не одни? Правильно здесь мы видим еще много красивых бабочек. Теперь я хочу познакомить вас с еще одним жителем цветочного городка. (На экране появляется изображение Ромашки). Угадаете кто это? (Ответы детей). Здравствуй Ромашка. Ромашка для нас тоже приготовила задания. Ромашка просит посчитать, сколько всего цветочков на полянке. Разложите цветочки по величине в порядке возрастания. Что мы должны сделать? (Дети поднимают цветы и выкладывают их в нужном порядке на мольберте). А теперь посчитайте, сколько бабочек на полянке. (Дети поднимают бабочек и выкладывают их в нужном порядке на мольберте). Чего больше: цветков или бабочек? (Ответ детей). На сколько бабочек меньше, чем цветов? (На один). Что нужно сделать, чтобы их стало поровну?Дети предлагают добавить еще одну бабочку. Воспитатель выкладывает еще одну бабочку и обращает внимание детей на принцип образования нового числа путем прибавления единицы.Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветов? (Бабочек столько, сколько цветов - пять). Как вы получили пять бабочек? (Добавили один). Теперь разложим бабочек в порядке убывания. Расскажите, что вы сейчас будете делать? Каждую бабочку посадим на свой цветок. У желтой маленькой бабочки, Алена, какой будет цветочек? А у синей бабочки, Ксюша? и т.д. Какие вы молодцы! За то, что правильно все выполнили, Ромашка дарит вам медали. (Воспитатель раздает детям медали-ромашки). На что они похожи? (На ромашку). Включается фрагмент мультфильма с Ромашкой.Воспитатель: А сейчас, ребята, пора прощаться нам с Ромашкой и со сказочной страной. (Дети прощаются). Путешествие завершать пора. Отправляемся домой! Назад в детский сад! Звучит песня «Мы летим над облаками», на экране включается видеозапись «Облака».Воспитатель: Наконец-то, вроде, дома, все ли живы и здоровы? На чем мы с вами путешествовали? Понравилось вам летать на воздушном шаре? С кем мы познакомились? Что мы делали в сказочной стране? (Ответы детей). Молодцы ребята! (Дети уходят в группу).