Публикации «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»
Автор: Антипова Елена Владимировна

Методическая разработка «Создание мотивации в соответствии с ФГОС ДО»Зам. зав. по ВМР Антипова Е.В. 1. Мотивация обученияДля достижения цели и решения задач, которые позволят достигнуть этой цели, необходима мотивация её достижения. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.Мотивация обучения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками обучаемого. Мотивация должна вызвать «положительно-эмоциональный отклик». Для воспитателя стоит задача при подготовке к НОД - продумывание «изюминки» НОД. Каждое НОД должно содержать что то, что вызовет удивление, изумление, восторг, одним словом, то, что дети будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. При этом важно учесть возраст детей (прием, который подходит для средней группы, не подходит для 1 и 2 младших или подготовительной групп).Как же привлечь детей, успокоить (методы, приемы и т. д.)?В педагогической литературе выделяют такие типы мотивации: - первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке». При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обученияразличным практическим умениям. - второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение с взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. - третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим (удовлетворение потребности признания). 2. Особенности работы по созданию игровой мотивации.Младший и средний дошкольный возраст.1. Вы рассказываете, что у каких-то персонажей (кукол, живущих в группе, зайцев, прибежавших из леса) что-то случилось (нечто сломалось, грозит опасность, или наоборот, предстоит радостное событие). Вследствие этого им крайне необходимы те предметы, которые можно слепить, нарисовать, построить и т.д. Сами персонажи этого сделать не могут, но слышали о том (или успели лично убедиться), что в этой группе очень добрые и умелые дети, которые им помогут.2. Вы обращаетесь к детям с вопросом, согласны ли они оказать требуемое содействие. И дожидаетесь их ответа. Очень важно, чтобы дети сказали о своей готовности помочь.3. Во время работы каждый ребёнок должен иметь своего подопечного игрушечного персонажа, который находится рядом и по ходу дела радуется и высказывает свои пожелания. Поэтому предполагается в группе наличие достаточного количества мелких игрушек.4. Эти игрушки используются Вами и для оценки работы детей, которая даётся от лица игрушек, как бы с их позиции.5. По окончанию работы детям необходимо предоставить возможность поиграть со своими подопечными, используя, при желании, полученный продукт.Старший дошкольный возраст.1.В старших группах потребность в создании игровой мотивации сохраняется.Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.2. В подготовительной группе широко используются проблемные ситуации. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать. Например. Тема: «Объём». Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком. Правильно созданная проблемная ситуация способствует тому, что ребёнок: - сам формулирует проблему (задачу); - сам находит её решение; - решает и самоконтролирует правильность этого решения.3. Отличие понятий «Цель» и «Мотив».Следует различать понятия мотив и цель.Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком, образ желаемого результата. Цель — это то, к чему надо стремиться. Цель обязательнодолжна быть осознана тем, кто её ставит. Чтобы цель стала понятна всем остальным, а, главное, чтобы она была принята ими, её необходимо сформулировать, то есть описать тот результат, к которому надо стремиться. Процесс выбора одной или нескольких целей называется целеполаганием. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Фактически, целеполагание – это практическое осмысление человеком своей деятельности с точки зрения постановки и реализациицелей. Мотив - побуждение к достижению цели.