Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Кизим Наталья Николаевна

Ранний возраст:Игры, развивающие познавательную активность Как у взрослых, так и у ребенка экспериментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытия. Коробочки с секретом. В качестве познавательного материала для экспериментирования детей 2-го года жизни подойдут коробочки с различными затворами, предполагающие разные, неизвестные способы открывания: выдвигающийся короб, открывающийся по принципу спичечного коробка; подвижная крышка типа пенала; коробочка из-под духов. Особенно интересны детям упаковки с прозрачной крышкой, сквозь которую можно увидеть, что находится внутри, с застежками-молниями или с крышкой на кнопочках; различные шкатулки. Внутри коробочки должен находиться какой-нибудь маленький звучащий предмет. Игрушки с сюрпризом. В настоящее время в продаже имеется достаточно широкий выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность детей. При определенных действиях (нажимание кнопок, клавиш, поворот рычагов) появляется сюрприз – выскакивает зайчик, раздается неожиданный звук, начинают мелькать картинки или крутиться колесики. Всякого рода звучащие игрушки («пульты», детские музыкальные центры), игрушки-головоломки (принцип их работы ребенок открывает сам в процессе манипулирования), игрушки с сюрпризом. Тряпичные игрушки. Для совсем маленьких детей можно самим изготовить игрушки с секретом, например различные по форме шарики или подушечки (треугольные, цилиндрические, квадратные и пр.) из тканей, различающихся фактурой и цветом. Наполнителями послужат горох, манка, гречка, песок, поролон, соль, крахмал, бумага, лоскутки и пр. Погремушки из бутылок. Аналогичным образом можно изготовить игрушки для экспериментирования из небольших пластиковых бутылок, чистых и сухих, наполненных разным материалом: мелкими камешками, горохом, крахмалом, манкой, бумажными конфетти, песком, монетками – и плотно закрытых крышками, чтобы малыш не мог их открыть и высыпать содержимое.Игры с магнитом Неожиданную противоречивую ситуацию создают игры с магнитом. Для этого достаточно положить на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скрепки, пуговки) и незаметно для детей двигать магнитом под листком бумаги или стулом.Игры с красками На развитие познавательной активности направлены и некоторые эксперименты с красками. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства цвета, его новые возможности. Для этих игр потребуется специальный материал: помимо красок и кисточек клеенчатые фартуки, стаканчики, наполненные водой, клеенки на стол (или на пол). Таинственные отпечатки. Сложенные пополам листы белой бумаги, густая краска, кисточки – для каждого ребенка. Дети разрисовывают одну половину листа густой краской, потом, сложив лист по сгибу пополам, проглаживают его рукой. Превращение воды. Несколько стаканов, наполненных чистой водой, три баночки с концентрированным раствором красок разного цвета – красной, желтой, синей. Ложкой или маленькой баночкой добавляет в каждый стакан немного разной краски. Следующий этап: смешивание красок разного цвета совместно с детьми.Игры с водойОни не только чрезвычайно увлекательны, но и очень полезны: дети получают возможность устанавливать физические закономерности, овладевать представлениями об изменении вещества, познавать его свойства и возможности. Требуется специальное оборудование: большая емкость, наполненная водой, множество мелких предметов – бутылочки, стаканы или миски. Обращает внимание на то, как ведут себя в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями или без. Наливаем-выливаем. Различные пластмассовые емкости (баночки, бутылки разного размера, формы, вида, фактуры, объема).Экспериментируем предметами Игрушки не только опускают в воду, но и вылавливают из нее те, которые плавают на поверхности. Попробуйте вместе с детьми проделать этот опыт с предметами из разных материалов.
  • Металл – обычная ложка или другие предметы.
  • Дерево – ложка, мисочка и пр.
  • Пластмасса – любые предметы или игрушки.
  • Резина.
  • Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному впитывающие воду.
  • Бумага и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду: целиком или с краев, быстрее или медленнее.
  • Губки разных размеров – поролоновые, резиновые: плавающие, впитывающие воду, тонущие. Дети могут набирать ими воду, отжимать их, вытирать ими (как промокательной бумагой) мокрую поверхность.
  • Мыльные пузыри. Одна из традиционных и любимых забав малышей – игры с мыльными пузырями. Основная задача. Вместе с детьми радоваться разноцветным летящим пузырям; дать возможность догонять и ловить их, чтобы дети убедились: при любом прикосновении пузыри лопаются. Отметим: занятие это, во-первых, позволяет познавать свойства воды и различных материалов; во-вторых, дети овладевают произвольным дыханием, но в естественной и увлекательной форме. Игры с песком Песочница – излюбленное место игр во время прогулок. Самое важное, чтобы песок был чистым. Что показывает взрослый детям? Какой песок сухой, какой мокрый, как получается кулич из мокрого песка и не получается из сухого. Все свои действия взрослый обязательно комментирует. Чем больше разнообразных по форме куличиков, тем интереснее. Формочками могут послужить пластиковые бутылки и баночки из-под шампуней, кремов. Однако в песочнице можно не только лепить куличики, но и закапывать, а потом раскапывать различные игрушки. Чему еще можно научить малышей? Насыпать песок совочком в ведерки (или формочки), утрамбовывать его лопаткой или ладошкой. Очень увлекает перекладывание и пересыпание песка из одной емкости в другую. В песочнице можно копать ямки, насыпать большие кучи и сооружать из них дома, формировать клумбы или лепить руками из мокрого песка заборчики или башенки. Это даже проще, чем лепить куличики.Игры с бумагой Много новых возможностей открывают перед детьми игры с обычной бумагой, даже с комочками-снежками из тонкой бумаги. В нее можно завернуть разные игрушки, можно порвать на мелкие кусочки старую ненужную бумагу и заполнить ею мисочки и кастрюльки. Из бумаги можно «лепить» скульптуры, складывать самолетики, кораблики, стрелы, изготовлять вертушки или простые салфетки. Пользоваться округлыми безопасными ножницами. Работа эта – нарезание мелких кусочков из бумаги – приносит удовольствие.