Публикации «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогический триумф», номинация: «Совершенствование методов обучения и воспитания. Проблемы и решения»
Автор: Фрицковская Марина Даниловна

«Защита прав детей раннего возраста в период адаптации в ДОУ»Подготовил - воспитатель первой квалификационной категории М. Д. Фрицковская,БДОУ «Литковский детский сад» Тарского муниципального района Омской областиДошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности.  И в то же время это период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Ребенок верит в  их любовь и  доброе отношение и очень надеется на их защиту. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем. Здоровье детей и  их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к нам взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку (принцип № 6 Декларация прав ребенка). В психологии и педагогике доказаны уникальность и неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Так и известный психолог В.С. Мухина рассматривала ранний детский возраст, как одним из ключевых в жизни ребенка определяющий его будущее психологическое развитие. Не случайно в международных документах (Декларация прав ребенка 1959г., Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г., Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей 1986 г. и др.) на одном из первых мест в перечне прав детей находится право на «выживание и здоровое развитие» (п. 2 ст. 6 Конвенции ООН о правах ребенка). «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы»,- констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Целью нашей работы является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. Для реализации данной цели создаем благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, что облегчает вхождение в коллектив сверстников и развивает умение обращать внимание и реагировать на мимику, интонацию и жесты взрослого. Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный и информационный стресс. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот период был органичным и не травмирующим для ребенка.Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-пространственная среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивая их комфортное состояние (принцип № 2 Декларация прав ребенка). Мы заботимся о том, чтобы, перешагивая порог дошкольного учреждения, ребенок не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, чего раньше не видел, заинтересовался увиденным и с уверенностью шагнул нам на встречу. В международных документах признается право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством. Дети раннего возраста любят играть с игрушками. Психологи выявили, что легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Свою работу в адаптационный период мы ведем в игровой форме по направлениям: фольклор и элементы театрализованной деятельности, которые способствуют формированию эмоционального контакта, доверия детей к воспитателям. В современной педагогике театрализованная деятельность все чаще привлекается для решения адаптационных и коммуникативных задач. Она таит в себе большие возможности для решения целого ряда вопросов из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения (ст. 18, ст. 29 Конвенция ООН, принцип № 7 Декларация прав ребенка). Театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; развитие всех ведущих психических процессов; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости (ст. 8 Конвенция ООН, принцип № 4 Декларация прав ребенка). В работе используем язык поэтических образов, так созвучный детской душе. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью можно легко установить с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Используя потешки, пестушки, колыбельные песенки, малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостные восприятия окружающего мира, поэтому мы подбираем потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю (принцип № 6 Декларация прав ребенка). В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право защищено международными правовыми актами.В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье. В чем же причины нарушения прав ребенка? Причина эта не в отсутствии законов, а в недостаточном использовании правовой базы, в право применении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий право, и его права, как и права любого человека нужно знать, уважать и не нарушать (ст. 19 Конвенция ООН, принцип № 9 Декларация прав ребенка). Порой они не знают Конвенции  о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни. К сожалению, многие родители не понимают, что дети постоянно нуждаются в защите и любви с их стороны (принцип № 6 Декларация прав ребенка), что уверенность в себе и своих возможностях, ценностные ориентиры и мировоззрение у детей формируются прежде всего в семье (ст. 12 Конвенция ООН).Педагог - главное действующее лицо, от его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей, как в дошкольном учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.  Задача педагогов формировать ценность моральной и правовой практики родителей для наилучшего обеспечения интересов детей. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития (ст. 27 Конвенция ООН).Информирование и просвещение родителей о правах ребенка поможет повысить уровень их осведомленности (ст. 28 Конвенция ООН). К мероприятиям такого плана в период адаптации ребенка относиться: заключение договоров с родителями, проведение цикла бесед, выявление социального статуса семей, неблагополучных семей и семей риска, оформление наглядно-информационных стендов группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме. Таким образом, если общество поймет значение раннего детства как формообразующего, порождающего начала в культуре и истории, как перспективу безграничного становления человека, то это поможет взрослым определить меру своего влияния, подкрепленную опасениями не нанести вред ребенку. Состояние радости от встречи с детством, желание обменяться жизненным опытом, установление единого семантического пространства дает возможность, уменьшить разрыв между миром детей и миром взрослых, повысить их ответственность за реализацию прав детей, и, возможно, тогда отпадет надобность в правовых нормативных документах.Список литературы
  • Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Дорохина, Н. Театр картинок. Из опыта работы с младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 1. С. 91 – 96.
  • Маренцева, Л.В. Из опыта работы по организации театрально-игровой деятельности в МДОУ детский сад комбинированного вида №50 «Дефектолог». - URL: (дата посещения: 16.06.2014)
  • Попова, Н.М. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. С. 103 – 107.
  • Смирнова, Е.О. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Педагогический университет «Первое сентября». - 2010. – 103 с.
  • Г.В. Влияние театрализованной деятельности на адаптацию детей к условиям д/с и реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. - URL: (дата посещения: 11.06.2014)
  • Теплюк, С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 56 с.