Публикации «Коррекционная педагогика в системе современных педагогических наук»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Коррекционная педагогика в системе современных педагогических наук»
Автор: Коврова Елена Евгеньевна


Учитель-дефектолог Коврова Е.Е.
МДОУ Детский сад комбинированного вида
№5 Берёзка г. Сокол
Содружество детского сада, школы и семьи
в коррекции недостатков
в развитии ребёнка с нарушением зрения.
В соответствии с законом Российской Федерации Об образовании и Типовом положении о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие педагогов с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Теснейшее взаимодействие детского сада и семьи важно не только потому, что детей с проблемами в развитии сложнее воспитывать и обучать, но и потому, что позиция их родителей очень уязвима.
Этим обусловлена важность работы педагогов детских садов компенсирующего вида по организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Первоначально необходимо выявить степень значимости для родителей их взаимодействия с педагогами детского сада. Для этого должно проводиться анкетирование родителей.
Некоторые вопросы анкеты:
- Как Вы относитесь к тому, что Ваш ребенок посещает специализированный
детский сад?
- Какую роль Вы отводите детскому саду в жизни Вашего ребенка, Вашей семьи?
- Что бы Вы хотели узнать и какую помощь получить от тифлопедагога и других
специалистов, работающих с Вашим ребенком?
Основываясь на наблюдениях и анализе ответов родителей на вопросы анкеты, оценивая также отношение родителей к требованиям и рекомендациям педагогов, к детскому саду в целом, семьи можно распределить на 3 условные категории:
К первой категории были отнесены родители, которые с уважением воспринимают все рекомендации и требования педагогов и стремятся обеспечить единство воспитания и обучения ребенка в семье и детском саду.
Ко второй категории были отнесены родители, которые в целом положительно относятся к рекомендациям и требованиям педагогов, но по разным объективным причинам не принимают активного, систематического участия в совместной работе.
К третьей категории отнесены родители, которые не проявляют интереса ни к жизни ребенка в группе, ни к требованиям и рекомендациям педагогов, ни к жизни детского сада.
Такое распределение необходимо для обеспечения дифференцированного подхода, как основного принципа взаимодействия с семьями воспитанников детского сада.
Часто - педагоги обращаются к родителям по поводу каких-либо проблем развития ребенка, его поведения. При этом они исходят из своего понимания этих проблем, не учитывая, что родителям значительно важнее проблемы, касающиеся заболевания их ребенка. Поэтому все рекомендации и замечания педагогов подчас раздражают родителей, вызывают их неприятие.
Это определяет следующие принципы организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения:
Доверительность отношений - обеспечение уверенности родителей в профессиональной компетентности, тактичности, доброжелательности педагогов, в их умении помочь решить проблемы, связанные с развитием ребенка, проблемы семейного воспитания.
Личностная заинтересованность родителей, которые должны понять смысл своего педагогического просвещения.
Подход к родителям как к равноправным партнерам взаимодействия.
Утверждение их самоценности: 1) проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности, права на ошибки; 2) отказ от судейской позиции, оказание поддержки; 3) создание условий для максимального проявления положительных качеств родителей.
На начальном этапе работа по взаимодействию с семьями воспитанников носит информационно-ознакомительный характер. В процессе наблюдений за общением ребенка с близкими родственниками, должно обращаться особое внимание на содержание вопросов родителей к детям, на стиль общения, употребление в речи ласковых или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, капризы, рассказы детей.
Для выявления волнующих родителей вопросов, может быть предложено сформулировать их в письменной форме. Значительное количество вопросов обычно общего характера, например: Какое место в семье должен занимать отец?, Нужно ли использовать в воспитании наказание?, Как можно бороться с упрямством и капризами ребенка?.
Анализ результатов анкетирования, наблюдений, бесед с родителями и интересующих их вопросов позволяет определить основные направления работы по налаживанию взаимодействия между детским садом и семьями детей с нарушением зрения:
Повышение уровня педагогической культуры и знаний родителей в области дошкольной тифлопедагогики и тифлопсихологии.
Ознакомление родителей с коррекционно-педагогическим процессом, осуществляемом в детском саду.
Демонстрация родителям приемов воспитания и обучения ребенка с патологией зрения.
Рекомендации родителям по поводу использования этих приемов в условиях семьи.
Для повышения уровня педагогической культуры и знаний должны проводиться родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, открытые занятия с последующим их анализом, даны конкретные рекомендации.
В основу проводимых родительских собраний очень эффективной оказывается дискуссионная форма, которая позволяла перейти от монолога педагога к диалогу группой родителей.
Найти ответы на волнующие родителей вопросы помогают организованные встречи с бывшими воспитанниками детского сада, с их близкими людьми.
Подобные встречи, а так же конкретные рекомендации тифлопедагога оказывают большое эмоциональное воздействие на родителей, помогают сформировать у них правильное отношение к проблеме зрительного дефекта ребенка, изменить свою позицию по отношению к возможностям своего ребенка.
В группах для родителей могут быть устроены уютные уголки для межличностного общения друг с другом. Родителям может предоставляться возможность в удобное для них время знакомиться с деятельностью своего ребенка в детском саду, понаблюдать за стилем общения педагогов с детьми, детей друг с другом. Наблюдая своего ребенка в новой обстановке, родители многое видят как бы другими глазами. Они начинают объективно оценивать возможности своего ребенка, понимать имеющиеся у него трудности. В результате, вместо претензий к педагогам детского сада, у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий в группах.
Для включения родителей в проводимую коррекционно-педагогическую работу необходимы не только родительские собрания, консультации, наблюдения за детьми, но и практические знания по демонстрации приемов и способов обучения. Формы проведения таких занятий с родителями могут быть самыми разнообразными. Главное то, что все они должны быть направлены на демонстрацию возможностей детей, их успехов и путей преодоления имеющихся трудностей. Так, в присутствии и с участием родителей могут проводиться ряд коррекционно-развивающих занятий. Причем в ходе этих занятий постепенно должна меняться степень и характер участия
в них родителей. Под руководством дефектологов родители учатся задавать детям вопросы, в правильной форме исправлять ошибки детей, давать определенные задания, демонстрировать способы их выполнения. Все это позволяет родителям применять приобретенные практические навыки взаимодействия со своим ребенком в условиях семьи.
В процессе взаимодействия с семьями воспитанников широко используются вспомогательные средства: информационные папки, альбомы с фотографиями детей в разных видах деятельности; периодически должна обновляться библиотечка с педагогической и специальной литературой для родителей. Особое внимание уделять подбору популярной литературы по семейному воспитанию дошкольников с нарушением зрения.
Все это позволяет больше заинтересовать родителей и вовлечь их в активную практическую деятельность. А это позволит обнаружить следующие позитивные изменения:
Если в самом начале взаимодействия детского сада и семьи отмечается пассивность со стороны родителей, то в дальнейшем эти затруднения почти исчезли.
Родители, которые негативно относились к работе по взаимодействию с педагогами, будут интересоваться проблемами воспитания и развития ребенка, больше задавать вопросов, принимать активное участие в различных мероприятиях.
Родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с группой детей, а также со всем нашим педагогическим коллективом.
Родители получают не только специальные знания, но и практические умения в воспитании и обучении ребенка, имеющего зрительную патологию.
Под воздействием совместной педагогической деятельности родителей и педагогов происходят положительные изменения и во всестороннем развитии детей, имеющих дефект зрения.
1
2
1