Публикации «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогика и методика дошкольного образования в рамках реализации ФГОС»
Автор: Микова Татьяна Александровна

Актуальность. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Между тем, именно в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.Проводя с детьми большую часть времени, в совместной деятельности, в играх, в процессе бесед и разговоров педагоги часто отмечают, что большинство детей почти ничего, кроме имени, не знают о своих бабушках и дедушках, не говоря уже о прадедах. Они затрудняются рассказать о семейных праздниках, традициях своей семьи.Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Неделя семьи». Проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений и взаимоотношений «Детский сад - семья».Инициатором установления сотрудничества  при этом - педагоги ДОУ, поскольку они профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно, понимают, что её успешность зависит от согласованности и преемственности в воспитании детей. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация совместной деятельности, в которой родители - не пассивные  наблюдатели, а активные участники процесса, т.е. включения родителей в деятельность дошкольного учреждения.  Только вместе мы, взрослые: педагоги и родители - должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. А родители, наоборот, традиционно не вхожи в жизнь детского сада, а значит и не понимают значимости традиций детского сада в жизни своего ребёнка. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Неделя семьи» была обусловлена выше перечисленными факторами.Цель проекта:Воспитание любви и уважительного отношения к родителям, развитие партнерских отношений ДОУ и семей воспитанников, обеспечение открытости и доступности образовательного пространства ДОУ.Задачи проекта:
  • Формировать у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; формировать представления о родственных отношениях.
  • Формировать представления о семейных традициях.
  • Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Содействовать формированию единого образовательного пространства в вопросах организации взаимодействия детского сада и семьи, развития и воспитания детей дошкольного возраста.
  • Принципы построения педагогического процесса:1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).3.Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).4.Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.5.Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).6.Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).7.Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.Ожидаемый результат.За время реализации проекта «Неделя семьи» планируется повысить уровень знаний детей о семье. Дети узнают больше о своей семье, о родственных отношениях, о том, что такое семья, что у семьи есть свои традиции. Активизируется интерес родителей к проблеме всестороннего развития и воспитания детей, улучшится микроклимат в группах между родителями, родителями и детьми, родителями и педагогами.Данный проект будет содействовать дальнейшей работе по созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья».Руководитель проекта: старший воспитатель Микова Т.А.Участники проекта: педагоги, дети, родители.Вид проекта: методический, краткосрочный, практико-ориентированный.Сроки проведения проекта: 24 апреля – 5 мая 2017 года.Приложение 1Список мультфильмов для детей о семейных ценностях